За 5 минут игры родитель:
• ни разу не задает вопрос ребенку;
• не использует команды;
• не делает ни одного замечания ребенку;
• игнорирует все его попытки привлечь плохим поведением внимание к себе;
• произносит не менее чем две фразы в минуту, связанные с описанием и отражением действий ребенка;
• произносит не менее чем две похвалы ребенку в минуту (при этом половина из них — с обозначением конкретных действий).
Во время игры уступите инициативу родителю. Вмешивайтесь в игру только в случае долгих пауз.
Комментируйте взаимодействие родителя и ребенка, наблюдая за игрой, а по ее завершении повторите еще раз, озвучьте свои наблюдения и рекомендации. Например:
- «Пожалуйста, постарайтесь хвалить ребенка как можно чаще».
- «Это был вопрос, превратите его в отражение».
- «Эти действия можно сымитировать».
- «Поддержите его, скажите, что вам приятно с ним играть».
- «Обратите внимание, он начал капризничать, когда вы попытались сделать это, он хочет делать это сам».
- «Она стала более разговорчивой и смелой, когда вы стали отражать ее слова».
Если в первой игровой попытке родителю не удалось справиться с практическим применением приемов НРИ, предложите ему попробовать еще раз, снова понаблюдайте за игрой и дайте рекомендации.
Третий этап
Предложите родителям дома самостоятельно использовать техники НРИ в играх с ребенком.
Озвучьте им пять основных правил, которых они должны придерживаться во время игровых занятий.
1. Регулярность. НРИ не требует больших временных затрат. Достаточно заниматься 5 мин в день, но занятия должны быть регулярными, ежедневными.
2. Игровой характер. Занятия должны проводиться в форме игры,
3. Доброжелательность. Недопустимо кричать на ребенка, критиковать, принуждать его к занятиям. Необходимо поддерживать приятную, легкую атмосферу взаимодействия с ним.
4. Поощрение. Важно поощрять речевую активность ребенка, используя изученные приемы НРИ.
5. Обучение через наблюдение и подражание. Родителю необходимо самому говорить ясно, грамотно, живо.
Расскажите о том, какие игрушки рекомендуется использовать для техники НРИ:
- конструкторы, в том числе магнитные;
- наборы кубиков с буквами и без;
- игрушку «Мистер Картофельная Голова» — представляет собой пластиковую картофелину, к которой прилагается множество аксессуаров. В произвольном порядке они могут прикрепляться к «телу». В классический комплект всегда входят глаза, уши, руки, ботинки, кепка, зубы, язык и усы, которые могут также превращаться в брови;
- простые головоломки;
- мозаики;
- доску и мелки;
- бусины, нить или проволоку.
В технике НРИ нельзя использовать игрушки, способные провоцировать и закреплять агрессивные действия, например:
- оружие;
- воинственные персонажи;
- ножницы.
Не подходят для техники НРИ:
- краски;
- масса для лепки;
- глина;
- настольные игры;
- книги.
Нежелательно использовать кукол и игрушечные телефоны — они затрудняют необходимое для техники взаимодействие родителя и ребенка.
Скачать памятку в pdf
Памятка для родителей