Организация занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста

1. Продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей
5 лет — 10 мин, для детей 6 лет — 15 мин.

2. Игровые занятия с использованием ПЭВМ проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю: во вторник, в среду и в четверг.

3. Не допускать проводить занятия с ПЭВМ за счет времени, отведенного для сна, дневных про- гулок и других оздоровительных мероприятий.

4. Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры.

5. Зрительную гимнастику проводить в середине занятия с ПЭВМ (после 5 мин работы для пятилетних и после 7–8 мин для шестилетних детей) и в конце или после занятия с использованием ПЭВМ (после заключительной части).

6. Длительность зрительной гимнастики как во время, так и после занятия — 1 мин.

СанПиН 2.2.2/2.41340–03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118.

В мультимедийной презентации можно моделировать жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни, например процесс роста цветка, созревания плода, зарождения урагана или производство бумаги. Все это формирует познавательную мотивацию, активизирует интерес дошкольников к обучению.

Компьютер не ругает за ошибки, ждет, пока ребенок сам исправит недочеты — это создает необходимую «ситуацию успеха», что особенно важно для дошкольников с ОНР.

На занятиях с использованием мультимедийной презентации дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность, они более активны и открыты.


Помните: компьютер только дополняет, а не заменяет вас. Не стройте занятие исключительно на основе презентации или игровых программ. На нем должны преобладать другие методические приемы.

Алгоритм создания мультимедийной презентации

На основе мультимедийной презентации вы можете создавать собственные дидактические и игровые задания и упражнения для работы с детьми. Если вы используете готовые презентации или развивающие игровые занятия см. Памятку.

Чтобы создать презентацию, необходимо:

1) определить:

  • задачи — с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, требований программы;
  • тему, цель;
  • время и место использования данного пособия на конкретном занятии;

2) продумать игровую мотивацию — что будем делать, для кого или для чего. Например, освобождаем похищенные буквы →помогаемГердесложитьиз нихволшебноеслово, котороепозволитосвободитьКая→получаемрозочку за каждое правильно выполненное задание;

3) определить способ выполнения задания — как это делать, продумайте виды поощрений (это может быть смайлик, изображение игрушки, звуковое поздравление, например, аплодисменты);

4) отобрать и обработать материал, разработать сценарий (если это целая игра), структуру изложения материала;

5) продумать простое композиционное решение слайдов;

6) определить, какие анимированные персонажи будут давать задания, вести игру или демонстрировать упражнения в динамические паузы;

7) составить и записать дикторский текст (если он необходим или если задание дает анимационный герой) — он должен быть доступным и лаконичным, а речь — четкой и выразительной;

8) определить место, длительность звучания музыкального сопровождения;

9) продумать варианты упражнений для глаз, физкультминутки, динамические паузы — для профилактики нарушения зрения, снятия нервно-мышечного напряжения, улучшения мозгового кровообращения;

10) продумать, какая деятельность будет предшествовать показу и следовать после него.

Основное содержание слайдов должно состоять прежде всего из аудиовизуального ряда, видео, подборки фотографий или серии предметных картинок.

Презентацию вы можете создать как на основе собственных рисунков, фотографий, видео, так и на основе ресурсов Интернета. К созданию привлеките родителей и детей — предложите им самостоятельно найти материал по теме, принести картинки и фотографии.

Что такое скрайбинг

Скрайбинг (от англ. to scribe — «описывать», «размечать», «чертить») — новая техника презентации, при которой речь выступающего иллюстрируется «на лету» фломастером на белой доске (листе бумаги).

Скрайбинг бывает двух видов — ручной и компьютерный.

Ручной — классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ.

Компьютерный можно создать с помощью специальных сервисов для подготовки презентаций.

Скрайбинг может умещаться как на одном листе бумаги, так и на нескольких. В идеале, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его в общих чертах.

В ДОО на занятиях с детьми с помощью скрайбинга можно «экранизировать» сказки, стихи, загадки.

При демонстрации готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что позволит ему испытать положительные эмоции, повысит его самооценку и уверенность в себе. В следующий раз дошкольники будут с удвоенной силой подбирать иллюстрации, обращаясь к максимальному количеству источников — а это стимулирует познавательную активность. Кроме того, вы создадите атмосферу сотрудничества, взаимосвязи педагога, родителей и детей, что особенно важно в работе с дошкольниками с ОНР.

Включите в мультимедийную презентацию минимум текстовой информации — у дошкольников не сформирован навык чтения или сформирован слабо.

Текстовый материал представьте в виде названий слайдов или коротких вопросов к ним. Буквы делайте крупными, легко читаемыми, контрастными по отношению к фону — это поможет детям, которые осваивают навык чтения, самостоятельно прочитать слова.

Фон презентаций выбирайте однотонный, спокойный, не раздражающий зрение — в этом случае он не будет отвлекать внимание дошкольников. Меняйте его несколько раз в течение презентации — это удержит непроизвольное внимание детей.

Иллюстративный материал делайте крупным и реалистичным. Не используйте фотографии низкого качества, а также изображения, которые могут вызвать испуг или неприязнь.

Не перегружайте презентацию спецэффектами, лишними деталями — так вы затянете работу, у детей быстро наступят пресыщение и усталось. Кроме того, некоторые спецэффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение. Если их умеренно использовать, вы удержите внимание, повысите интерес и создадите положительный эмоциональный настрой у воспитанников.

Благоприятное воздействие на детей с нарушениями речи оказывает музыка. Она усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установление контакта с людьми, а также снимает напряжение, растормаживает речевую функцию. Используйте для создания музыкального фона произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Гойи, пьесы из цикла «Времена года»
П.И. Чайковского, фонограммы звуков природы, пения птиц и т. п.

Приведем пример задания для презентации. Его можно выполнять в трех вариантах.

Вариант 1. Выведите на экране 3–4 картинки, связанные между собой каким-либо сюжетом. Первая картинка — начало истории, вторая — продолжение, третья — конец. Попросите детей (или предоставьте это право анимационному персонажу — герою презентации) описать изображенные события. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

Вариант 2. Предложите детям только одно изображение. Попросите их ответить на вопросы:

  • Что было до этого?
  • Что может быть после?

После того как дети выскажутся, выведите на экран все картинки.

Вариант 3. Выведите на экран картинки с нарушенной последовательностью. Предложите детям определить правильный порядок следования, а затем составить связный рассказ.

Скачать памятку в pdf


Памятка для педагога


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: