Использование современных информационно-коммуникационных технологий

Использование современных информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в процессе организации профориентационной работы с учащимися рассматривается как фактор приближения информации о мире профессий, выборе форм трудоустройства или о возможных траекториях образовательного маршрута старшеклассника к потребителю профориентационных услуг, как средство индивидуализации программ профессионального самоопределения и как важнейшее условие полипрофессионального образования.

Рекомендуется в системе общего среднего образования (через учебные предметы, профессиональную подготовку, организацию предметных и социальных практик профессиональных проб) в процессе комплексной профориентационной поддержки формирования готовности старшеклассников к осознанному профессиональному самоопределению более активно использовать следующие программные педагогические средства:

1. Компьютерные программные продукты, разработанные учреждением ”Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи“ Министерства труда и социальной защиты (далее – РЦПОМ) и переданные в учреждения общего среднего образования:

электронная анкета ”Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов“;

электронная профориентационная карта учащегося;

пакет психодиагностических методик ”Профиль“;

компьютерный комплекс психологического, информационно-справочного сопровождения профессионального самоопределения школьников ”Самоопределение“.

2.Компьютерные программные продукты, разработанные и предлагаемые РЦПОМ.

Электронное пособие ”Профориентолог“ предназначено для информационно-методической и диагностической поддержки педагога-психолога в школе для сопровождения профессионального самоопределения учащихся.

Пособие содержит методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, сценарии профориентационных мероприятий с мультимедийным сопровождением, мультимедийные презентации для информационного просвещения учащихся в области профориентации, информационно-методические материалы для педагогов-психологов, а также диагностический инструментарий, включающий двадцать различных анкет и методик для работы с учащимися.

Электронное пособие ”Парад профессий“ оказывает информационно-методическую помощь учащимся, педагогам-психологам, педагогам социальным, классным руководителям в подготовке учащихся к осознанному выбору профессии. Пособие содержит:

· мультимедийные презентации о профессиях по следующим направлениям:

профессии машиностроительного и строительного профиля;

– профессии торговли, общественного питания и сферы обслуживания;

– профессии медицинского профиля;

– профессии экономического профиля;

– агротуризм в Беларуси;

– народные ремесла и др.

· радиофиэфиры: популярные рассказы о профессиях, интервью с представителями профессий и преподавателями учебных заведений.

Электронное пособие ”Классный выбор“ предназначено для работы классного руководителя с учащимися и содержит сценарии классных часов профориентационной тематики, мультимедийное сопровождение к ним, теоретический и практический материал по профессиональному самоопределению учащихся. Часть материала посвящена работе классного руководителя с родителями. В пособие включен раздел ”Путеводитель по профессиям“, в котором свыше 200 описаний профессий рабочих и служащих в соответствии со взаимосвязью учебного предмета и профессиональной сферы.

3. Электронное справочно-методическое пособие для старшеклассников ”Путь к профессии“ (под ред. Е.В.Луцевич). Содержательный материал указанного пособия включает следующие разделы: ”Профессиограммы“, ”Справочник“, ”Моя карьера“, ”Гороскоп профессий“, ”Литература“ и ”Авторы“.

4. Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе:

Министерства образования Республики Беларусь: www.minedu.unibel.by;

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

Национального института образования: www.аdu.by;

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by;

Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

РЦПОМ: rcpom.edu.by.

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by.

Рекомендуется на интернет-сайтах учреждений общего среднего образования создать тематические страницы (разделы) по профориентации, а также разработать сайты всех межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации (далее – УПК).

Cтимулирование образовательной деятельности профориентационной направленности

Проблема стимулирования образовательной деятельности профориентационной направленности связана с усилением влияния образовательного процесса на психологические аспекты изменения отношения личности к профессиональным ожиданиям на различных образовательно-возрастных этапах.

Рекомендуется при реализации стимулирующих функций соответствующей образовательной деятельности опираться на особенности профессиональных ожиданий учащихся различных образовательно-возрастных групп, представленные в таблице 1 (по Н.С.Пряжникову), которые характеризуют мысленные представления обучающихся  о своих возможных успехах в будущей профессиональной деятельности, об отношении с коллегами, профессиональными группами.

Таблица 1

Особенности профессиональных ожиданий различных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: