double arrow

І. УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В учреждениях дошкольного образования методической основой по формированию у детей элементарных представлений о труде взрослых и профессиях составляют: учебная программа дошкольного образования, учебные и учебно-методические пособия, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида издания Министерством образования для учреждений дошкольного образования.

Актуальными направлениями такой работы являются:

· расширение и обогащение представлений воспитанников о мире, в котором они живут, в том числе, мире людей;

· формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;

· воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются:

· в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая, художественно-речевая, изобразительная, трудовая, музыкальная, общение, выполнение физических упражнений);

· в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники, развлечения.

Так, в сюжетно-ролевых и режиссерских играх воспитанники отображают свои представления о профессиях, с представителями которых сталкиваются в повседневной жизни (врач, продавец, парикмахер, строитель). В процессе целенаправленного руководства педагогом дидактическими играми у детей формируются элементарные представления о профессиональных обязанностях (врач лечит, дворник убирает, парикмахер стрижет, строитель строит), необходимых инструментах (шприц, молоток, пила, ножницы), элементах спецодежды представителей соответствующей профессии (каска, белый халат). Имитация трудовых действий операций может иметь место в театрализованных и подвижных играх (шитье, забивание гвоздей).

В отечественной и зарубежной детской литературе имеется значительное количество произведений, в которых обращается внимание ребенка на ценность труда, необходимость трудиться, доступно рассказывается о представителях различных профессий (С. Маршак, Я. Аким, Дж. Родари, Б. Житков и многие другие).

В процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанники могут получить элементарные представления о профессии художника, скульптора, дизайнера, модельера, а также о представителях иных профессий в процессе восприятия произведений изобразительного искусства. Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с сюжетом. Например, комплекс общеразвивающих упражнений ”Строим дом“, где символически воспроизводятся действия строителей. В музыкальной деятельности воспитанников имеют место такие игры-импровизации как ”Веселые шоферы“, ”Плыви, плыви, кораблик“ и т.д. В общении со сверстниками дети могут рассказать о профессиях своих родителей (в соответствии с имеющимися представлениями), поделиться своими желаниями по поводу выбора той или иной профессии. Все это еще не является осознанным выбором ребенком рода деятельности, а лишь свидетельствует об интересах и предпочтениях воспитанника.

Формирование первоначальных представлений о труде взрослых происходит и в процессе трудовой деятельности (дежурство, уход за животными в уголке природы), а также во время организованных формах детской деятельности (занятиях) по ознакомлению с окружающим (уход за растениями, разнообразные опыты, ведение дневников наблюдений), в ходе формирования элементарных математических представлений (например, педагог предлагает посчитать, сколько у гвоздей плотника, сколько банок с краской у маляра). Педагогические работники проводят экскурсии в кабинет врача, прачечную, библиотеку, на кухню учреждения дошкольного образования. В процессе проведения праздников и развлечений вопросы формирования элементарных представлений о профессиях затрагиваются косвенно. Это могут быть спортивные праздники, дни здоровья (обращается внимание на такие профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, высокий уровень физической подготовленности, например, летчик, космонавт, водолаз). На музыкальных утренниках, посвященных празднованию дня защитника Отечества и международного женского дня уместно напоминание о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности.

Таким образом, знакомство и формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях имеют место на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются в процессе организованных видов детской деятельности, а также разнообразных форм работы с детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: