Инновационная образовательная практика показывает, что каждый учебный предмет и алгоритм реализации комплекса профориентационных форм и методов работы, спроектированные через Карту взросления учащихся І-ХІ классов[1], в деятельности учителя-предметника, педагога-психолога, классного руководителя, содействуют развитию профессионально важных компетенций старшеклассников, необходимых для отсроченного конструирования и распознавания различных идентичностей в рамках поли- и транспрофессионального взаимодействия.
В образовательном процессе взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой предусматривает соблюдение следующих этапов работы учителя:
· Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.
· Определение формы подачи профориентационного материала (деловая игра, дискуссия, экскурсия на производство), наиболее соответствующей содержанию той или иной темы. Подбор наглядных пособий.
|
|
· Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету (особое внимание уделяется востребованным рабочим профессиям своего региона).
· Изучение интересов и склонностей учащихся.
· Регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому учебному предмету и профессиям, связанным с этим учебным предметом.
· Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.
В ходе урока можно решать следующие профориентационные задачи:
· знакомство учащихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон;
· информирование учащихся о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;
· формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном регионе;
· углубление представлений об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности;
· формирование профессиональных интересов, стойких социально-трудовых компетенций и мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на знании своего внутреннего мира, а также на социально-экономических потребностях общества.
С целью эффективной организации комплексной профориентационной поддержки взросления учащихся по инициативе республиканских инновационных площадок рекомендуется в начале учебного года провести единый час информирования ”Год предприимчивости“. Во втором полугодии целесообразным будет проведение ”Недели (декады) профориентационной работы“.
В качестве рекомендаций к проведению единого профориентационного дня приводим примерный перечень форм работы (приложение 1).
В процессе проведения единого профориентационного дня можно организовать и сетевое взаимодействие с победителями и лауреатами Республиканского конкурса ”Лучший предприниматель года“.