Профориентационная работа в учреждениях высшего образования – это комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, а также формирование у него компетентности при ориентации и адаптации на рынке труда с учетом социально-экономической ситуации.
Приоритетами политики учреждений высшего образования должно стать осуществление системной и комплексной профориентационной работы на довузовском, вузовском и послевузовском этапах, т.е. создание единой вузовской системы профориентации. Профессиональная ориентация является органической составной частью образовательного процесса в вузе и непосредственно связана с другими направлениями работы, особенно с трудовым и нравственным воспитанием.
Профориентационная работа в учреждении высшего образования должна осуществляться на основе научно обоснованной системы форм, методов и средств воздействия, ставящей в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях абитуриентов, их профессиональный отбор на специальности и направления подготовки вуза и своевременное привлечение обучающихся к получению высшего образования.
Основной целью учреждения высшего образования по профориентационной работе является привлечение профессорско-преподавательского состава, кафедр, студентов к активному участию в научно обоснованной системе мер по профессиональной ориентации молодежи, приведение образовательных потребностей абитуриентов в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода и создание условий для формирования ими обоснованных профессионально-образовательных планов.
Основные задачи учреждений высшего образования:
· обеспечение формирования контингента студентов на специальностях и направлениях довузовской подготовки учреждения высшего образования;
· качественный отбор абитуриентов;
· изучение и прогнозирование перспектив формирования студенческого контингента учреждения высшего образования;
· установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, предприятий;
· информирование об уровне образовательной деятельности учреждения высшего образования.
Учреждениям высшего образования необходимо:
1. Организовывать и проводить совместно с факультетами и кафедрами профориентационные мероприятия по проблемам профессиональной ориентации учащихся, в том числе выездные информационные лекции в школах области и республики.
2. Сотрудничать с отделами (управлениями) образования рай(гор)исполкомов, управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома с целью организации и проведения выездных профориентационных мероприятий в школы района (области), информирования о факультетах, специальностях университета, а также оказания помощи в профессиональном самоопределении; привлечения учащихся школ района области) к активному участию в ”Днях открытых дверей“, научно-практических конференциях и др.; организации и проведения целевых семинаров в учреждениях общего среднего образования с привлечением преподавателей университета; знакомства школьников с многоуровневой структурой образования в университете (встречи на базе университета).
3. Совместно с отделами по организации культурно-массовых мероприятий участвовать в выездных профориентационных концертах, семинарах, рейдах с целью ориентации учащихся на поступление в свой вуз.
4. Информировать абитуриентов о формах обучения, многообразии специальностей, возможностях дальнейшего трудоустройства посредством рекламы в СМИ.
5. Составлять планы работы профориентационной деятельности вуза. В плане указывать мероприятия, проводимые всеми структурными подразделениями университета, место и сроки их проведения, ответственных за исполнение.
6. Печатать информационные профориентационные буклеты и газеты ”Абитуриенту“ с целью предоставления абитуриентам полной информации о поступлении в вуз, факультетах и специальностях.
7. Постоянно обновлять на сайте вуза страничку ”Абитуриенту“.
8. Создать профессиональные консультационные пункты на базе учреждений образования с целью оказания помощи учащимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности.
9. Проводить акции, встречи абитуриентов с выпускниками вузов, направленные на создание положительного имиджа специалиста.