Ф.Л. Севастьянов
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ КУРСА
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Часть 1
IX – первая четверть XVIII вв.
Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей.
Санкт-Петербург
2006
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет)
Кафедра истории и политологии
Ф.Л. Севастьянов
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ КУРСА
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Часть 1
IX – первая четверть XVIII вв.
Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей.
Санкт-Петербург
2006
УДК 373: 947
Севастьянов Ф.Л. Основные термины и понятия курса «Отечественная история»: Ч 1. IX – первая четверть XVIII вв.: Учеб.-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей / Под ред. В.Г. Афанасьева. — СПб.: СПГГИ, 2006. — 50 с.
|
|
Научный редактор проф. В.Г. Афанасьев
Рецензенты:
Л.Ю. Гусман, доктор исторических наук, доцент кафедры социальных наук и сервиса Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
А.Г. Закржевский, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальных наук Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.
Пособие представляет собой опорные конспекты по темам курса «Отечественная история», организованные вокруг основных исторических терминов и понятий. Также в пособии содержатся методические рекомендации для студентов по самостоятельной формулировке определений и работе с учебной и справочной литературой при освоении терминологического аппарата курса.
Часть 1 хронологически охватывает темы IX – первой четверти XVIII вв.
Пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей и может быть использовано при подготовке к семинарам, проверочным работам, зачету и экзамену.
© Санкт-Петербургский горный
институт им. Г.В. Плеханова, 2006 г.
ВВЕДЕНИЕ.
При изучении курса отечественной истории, как и многих других курсов, студент сталкивается с необходимостью освоения терминологического аппарата науки. Без этого невозможно говорить о том, что курс усвоен, а студент готов к итоговому контролю знаний по дисциплине.
Между тем историческая терминология двояко сложна для студента.
Во-первых, многие термины вообще неизвестны в силу разных причин студенту-первокурснику, и должны быть усвоены им именно в ходе изучения курса отечественной истории. Таковы понятия внешней и внутренней критики исторического источника, меркантилизма, абсолютизма, модернизации и т.д.
|
|
Во-вторых, многие понятия исторической науки внешне кажутся студенту знакомыми и понятными, поскольку выражены «знакомыми словами». Однако, нужно помнить, что слова могли менять свое значение в течение веков. Например, словосочетанием «Государственная Дума» в проекте государственных преобразований М.М. Сперанского, в царской России начала ХХ в. и в современной Российской Федерации обозначают три совершенно разных государственных института. Кроме того, внешне кажущиеся знакомыми слова могли иметь специфическое значение в тот или иной исторический период. Так, изба в XVI–XVII вв. это не только «дом из бревен», но и название канцелярии (например — приказная изба, воеводская изба и т.д.). Число в послемонгольской Древней Руси это не арифметическая категория, а проведенная Ордой перепись населения и основанная на ней система сбора дани. Применительно ко временам княгини Ольги (Х в.) урок — это не школьное занятие, а установленный размер дани. И т.д.
Данное пособие не является словарем. В соответствии с составленной на кафедре истории и политологии программой курса отечественной истории, здесь по темам даны краткие тематические опорные конспекты, организованные вокруг основных терминов и понятий учебной дисциплины. Поэтому в пособии термины систематизированы не в алфавитном, а в тематическом порядке. Пособие не предназначено для заучивания наизусть тех или иных определений. Студент, читая данное пособие, должен быть в состоянии усвоить смысл того или иного понятия и самостоятельно дать ему, при необходимости, определение. В тексте опорного конспекта необходимые для изучения слова выделены курсивом.
Не следует также пользоваться пособием как учебником. Соответствующие его разделы должны быть проработаны студентом при подготовке к семинарскому занятию, прежде чем читать учебник. Это облегчит студенту понимание учебного текста и восприятие содержащейся в учебнике информации.
Алгоритм исторического определения.
Студенту следует понимать, что тупое зазубривание определения — ненужное и даже вредное занятие. Важно понимать суть, смысл того или иного термина. В таком случае и при чтении текста учебника, и при сдаче экзамена студент будет ясно понимать, о чем идет речь. Поэтому, чтобы дать определение тому или иному встретившемуся термину отнюдь не обязательно сразу же обращаться к справочной литературе. Сначала нужно постараться уяснить себе новое слово контекстно — внимательно читая учебник или конспект лекции. Если с уяснением термина возникли проблемы, необходимо обращение к словарям и справочникам.
Кроме наиболее авторитетных справочных изданий — Большого Российского Энциклопедического словаря (БРЭС), Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), Советской Исторической Энциклопедии (СИЭ), различных словарей-справочников по отечественной истории — можно обратиться и к Интернет-ресурсам. Большинство поисковых систем сети Интернет под поисковой строкой содержат закладку «Словари». Кликнув ее, нужно вбивать интересующее слово в поисковую строку. Как правило, первым среди найденных системой определений будет статья из БСЭ. Также окажутся доступными статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и пр.
Необходимо также иметь в виду, что сегодня существуют справочники, изданные на CD. Это как «обычные» энциклопедии (БСЭ, словарь Брокгауза и Ефрона и т.п.), и специальные электронные справочники (например — «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»).