1. Поскольку история — наука о людях во времени, следует четко локализовать определяемое слово хронологически. В качестве хронологического ориентира можно указать век или года, личность правителя или историческую эпоху. Например: «Русская Правда — созданный в XI–XII вв. свод законов», «Погосты — установленные княгиней Ольгой места сбора дани» или «Подушная подать — в Российской империи основной прямой налог с населения».
2. Если это существенно, нужно локализовать определяемое слово географически. Понятно, что в курсе отечественной истории почти все термины имеют отношение к истории России. Однако, вече в Древнем Новгороде и в других древнерусских землях — вещи разные, казаки населяли только приграничные земли и т.д. То есть указание на ту или иную географическую область может быть принципиально важным.
3. Далее следует отнести определяемое понятие к той или иной родовой группе. Например: «Приказы — это центральные органы отраслевого управления», «Соборное Уложение — свод законов Московского царства», «Меркантилизм — это экономическая доктрина».
|
|
4. Наконец, завершить определение следует указанием на прочие существенные характеристики определяемого понятия. Так, только если студент укажет, что приказы и министерства были органами управления, функционировавшими на основе принципа единоначалия, а в коллегиях решения принимались коллективно, можно говорить о том, что он усвоил содержание понятий. Давая определение Земскому Собору важно указать, что это сословно-представительный орган, то есть его депутаты представляли интересы не партий или территорий, а различных социальных групп.
В заключение, приведем примеры определений исторического термина, данного в соответствии с описанным алгоритмом. Примеры показывают также, как указание на тот или иной нюанс радикально меняет смысл определяемого термина.
Например, вече — это
№ | Задача | Часть определения |
1. | Локализовать хронологически | в домонгольской Руси |
2. | Локализовать географически | в различных городах и княжествах |
3. | Отнести к тому или иному роду понятий | народное собрание |
4. | Указать основные сущностные характеристики | собиралось часто в ходе народных восстаний (например — в Киеве в 1068 и 1113 гг.). Изгоняло или призывало князей, поддерживало военные походы князей или отказывало в ополчении. Созывы веча прекращаются после монголо-татарского нашествия. |
Также, вече — это
№ | Задача | Часть определения |
1. | Локализовать хронологически | в XII–XV вв. |
2. | Локализовать географически | в Древнем Новгороде |
3. | Отнести к тому или иному роду понятий | высший орган власти |
4. | Указать основные сущностные характеристики | состояло из свободных граждан города, владельцев усадеб. Вече могло принять к рассмотрению любой вопрос: призывало и изгоняло князей, объявляло войну и заключало мир, судило и т.д. Прекратило свое существование после присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. |
ТЕМА I. СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. ДРЕВНЕРУССКОЕ
|
|
ГОСУДАРСТВО.
Наибольшее число терминов и понятий данной темы связано с периодом Древней Руси. Необходимо помнить, что многие из этих терминов представляют собой слова, использовавшиеся современниками, а сегодня наполненные в исторической науке фиксированным содержанием. Прежде всего, это относится к названиям различных древнерусских социальных категорий. Большинство из них известно нам из первого свода законов Руси — Русской Правды[1]. Трактовка некоторых из них и сегодня дискуссионна в исторической науке.
Основные исторические источники.
Важно знать, что трактовка очень многих понятий основывается на анализе текста письменных памятников. Основные среди них — Повесть временных лет и Русская Правда.
Повесть временных лет — это древнейшая из сохранившихся русских летописей, написанная около 1113 г. Ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Мы знаем, что Нестор при написании Повести пользовался другими летописями и хрониками, но они не сохранились.
Русская Правда — древнейший свод русских законов. Более ранних писаных законов на Руси не существовало. Первый текст Правды был дан князем Ярославом Мудрым, очевидно, не ранее 1015–1019 гг. и не позднее 1030-х гг. После смерти Ярослава Мудрого текст Русской Правды был дополнен его сыновьями-«Ярославичами» (Изяславом, Святославом и Всеволодом). Последним в ряду древнерусских князей-законодателей стоит Владимир Мономах, дополнивший Русскую Правду сразу после своего вокняжения в Киеве в 1113 г. Русская Правда в основе своей — памятник обычного права, то есть — записанная правовая традиция. Именно поэтому ее нормы действовали очень долго, в течение столетий. Русская Правда сохранилась более чем в ста списках, которые разделяют на три редакции (варианта текста) — Краткую Правду (древнейший текст), Пространную Правду (сформировавшуюся после дополнения свода законов Владимиром Мономахом) и Сокращенную Правду.