Социальные категории

Студенту необходимо помнить, что древнерусское общество, как и большинство ранних обществ, было пронизано системой патронско-клиентских связей, то есть сложной и многообразной по форме системой социальной зависимости. Суть ее была в том, что хотя зависимый человек и терял часть своей свободы, но получал защиту и покровительство со стороны своего патрона, ибо не мог получить защиты со стороны раннего государства, не знавшего ни полиции, ни прокуратуры, ни правозащитных организаций. Текст и язык Русской Правды отражают массу нюансов такой зависимости.

Так, Русская Правда говорит о холопах. Холопство — это форма полной зависимости. Холоп не мог искать судебной защиты, не мог быть в суде даже свидетелем. За действия холопа отвечал хозяин, который мог наказывать холопа, продать его, даже убить. Однако, Русская Правда говорит и о рядовичах. Ряд по-древнерусски — договор. Таким образом, рядович — человек, зависимый по договору. Зависимость эта, очевидно, по существу холопская. Холопа без договора Правда называет обельным, то есть полным, безусловным холопом. Рядович — это холоп по договору, человек поступивший в холопы добровольно и оговоривший себе определенные права. То есть, если обельным холопом можно было стать за долги, в результате совершения преступления и т.п., то рядович извлекал из своего положения выгоду: его несвобода не была безусловной, а сам он пользовался защитой своего господина. Так называемые «большие холопы» могли выполнять важные поручения своих господ. Так, например, лидер народного восстания начала XVII в. И.И. Болотников был военным холопом князя Телятевского, то есть был командиром вооруженного отряда боярина. Такие «большие холопы» пользовались полным доверием своих господ, но и отвечали перед ними до конца — вплоть до лишения жизни. Холопство оказалось необычайно живучим социальным институтом: оно просуществовало в России до времен Петра I.

К холопам тесно примыкает такая социальная категория как закупы. Закуп — это временная социальная категория. Закуп — это человек, взявший долг (купу) и отдающий его работой. То есть размер долга был так велик, что закуп заранее был уверен в том, что он не сможет вернуть долга, а должен отработать его. Механизм возникновения этой зависимости легко представить. Так, например, в неурожайный год земледелец брал у боярина зерно на сев. Вряд ли он мог рассчитывать на столь большой урожай, чтобы вернуть кредитору зерно. Следовательно, он обязывался боярину работой. Господин мог наказывать закупа. Сбежавший закуп обращался в холопы (похолоплялся). Очевидно, что постепенно становился холопом и закуп, не могший расплатиться по долгу. При этом Русская Правда запрещает наказывать закупа без дела и «спьяна». За это закуп мог получить такое же возмещение, как и свободный человек. Вернувший долг закуп возвращался в прежнее социальное состояние.

Формы зависимости в Древней Руси были многообразны. Договорные грамоты Новгорода с князьями содержат запрет князьям принимать закладников. Очевидно, закладники — это люди, попадавшие в ту или иную зависимость: долговую, договорную и т.п. Для обозначения совокупности различных категорий зависимых людей одного господина использовалось слово челядь.

Не очень ясно историкам содержание термина смерд. Из Русской Правды и других источников мы знаем, что смерды это — земледельцы. Они зависимы от князя и обязаны ему военной службой. В 30–40-е гг. ХХ в. историками была высказана мысль, что смерды представляли собой основное население Руси, феодально-зависимое от князя. Вряд ли это было так: тяжело представить себе, чтобы к XI в. (времени начала истории Русской Правды) киевские князья сумели бы поставить большинство населения в столь жесткую зависимость. В 70–80-е гг. было выдвинуто предположение, что смердами были представители разных восточнославянских племен, покоренных полянами, населявшими область Киева.

Скорее всего, что основная масса лично свободного населения Руси в Русской Правде обозначалась словом люди или людины. Слово «людина», в значении человек, сохранилось в современном украинском языке. Нужно знать, что слова крестьянин в языке Древней Руси не существовало, оно появится позже (см. Тему 3, рубрику «Население»). Свободные земледельцы людины жили сельской общиной — вервью. Вервь была повязана круговой порукой (коллективной ответственностью): так, например, согласно Русской Правде члены верви вместе платили штраф за убийство, если преступление было совершено на территории общины, а преступник не был найден. Сельская община также оказалась очень живучим социальным институтом: на Руси и в России она просуществовала вплоть до начала ХХ в.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: