Павороза, паворозокъ, поворузъ

- шнурок, цепь.

Пажить

- подножный корм для скота, остающийся после жнитва; пастбище.

Пакибытiе

-

(paliggenesia)

- возрождение; новая жизнь.

Пакиглагольный

- вновь возвращенный, повторенный.

Пакирожденiе

- новая духовная жизнь, получаемая человеком в таинстве крещения от действия Духа Святого, благодатное возрождение.

Пакитеча

- бездна, пропасть водная, водоворот, пучина.

Палама

- (греч. рука, длань) - Это название было дано св.Григорию, архиепископу Фессалонитскому.

Палеа

- (греч. древность) - под этим именем разумеются книги церковные, в коих собраны древности, до церкви касающиеся.

Палеография

- исследование, изучение древних рукописей.

Палестра

- (греч.) - арена место, где проиходит борьба атлетов.

Палимпсестъ

- пергамент, на котором соскоблен древний текст и написан новый.

Палiй

- (лат.) - плащ, мантия.

Панагiя

- (греч.

Panagia

т.е.

Eikwn

всесвятая) - так называется 1) архиерейский наперсный образ Спасителя или Божией Матери. Этот образ архиерей носит на груди в напоминание своего долга носить в сердце своем Господа Иисуса и возлагать упование свое на заступление Пречистой Матери Его; 2) просфора, возносимая в честь Пресвятой Богородицы.

Панагюръ

- общественное торжество.

Пандекты

- кодекс римского права в 50 томах, изданный императором Юстинианом в 530 г.

Паница

- колодец, цистерна, чаша.

Паполома

- (греч.

Paplwma)

- покрывало, покров.

Параекклисiа

- (греч.) - придел. в церквах, где имеется не один, а два или более освященных престолов, средний зовется главным, а остальные - параекклисиями, т.е. прибавленными, приделанными церквами, приделами.

Паралипоменонъ

-- название библейской книги. Как ныне в христианской церкви по каноническому счислению, так первоначально и в еврейской библии, нынешние две книги "Паралипоменон" составляли одну книгу под общим названием Дибре-гайомим, что значит "Слово дней", т.е. Летописи. В латинской библии по переводу блаженного Иеронима эти книги носят название Cеronicorуm (от греч.

Cronoz)

, т.е. книги Летописи. Как еврейское, так и латинское названия указывают на форму изложения исторического материала этих книг, именно на изложение истории в форме Летописи. В греческой библии 70-ти, где книга эта имеет уже разделение на две обе книги называются

Paraleipomenwn (prwton deуteron)

, что обыкновенно переводят: книги об "остальных" (от

Paraleipw)

, или "пропущенном", т.е. в других книгах, именно Царств. Но лучше

Paraleipomenwn

переводить: "о прошедшем", что равнозначуще евр. выражению га-йомим. При этом переводе понятно надписание в Александрийском кодексе Библии:

Paraleipomenwn basilewn Iуda A

, и -

Basilewn

B, т.е. о древних царях и древностях.

Парамандiя, парамандъ, параманъ

- (греч.) - принадлежность монашеского облачения, небольшой четырехугольный платок с изображением страстей Господних, шнурами привязываемый к телу и носимый под одеждой. Иначе называется аналавъ.

Парамонарь

- пономарь, клирик, на обязанности которого в древней церкви лежало безотлучно охранять священные места, наблюдать за храмом, возжигать и гасить светильники. В настоящее время парамонари должны "просфоры, воду, вино, фимиам и огонь в алтарь внести, свечи же вжигати и угасати, кадильницу и теплоту приготовляти и иерею подавати, алтарь весь чинно и часто умести и очищати: сице землю от всяких уметий, яко же и стены и верх кровный от праха паучины". (Типикон).

Парей

- лучший.

Парезъ

- щепочка, лучинка.

Патерикъ

- (греч.) или отечник - книга, содержащая в себе жития святых отцов, которая по уставу церковному читается между службами, особенно за трапезою в монастырях.

Пачеестественный

- сверхестественный.

Педагогъ

- (греч. воспитатель) - сочинение Климента Александрийского, где изображен Спаситель, воспитывающий нас к спасению.

Пентикостiя

-

(pentеkostе)

- пятидесятница.

Первовторый соборъ

- Константинопольский, в храме святых апостолв при патриархе Фотии, в царствование Василиия Македонянина, 75 лет спустя после седьмого вселенского собора так именуется потому, что недовершенное на первом соборе отцы утвердили на втором.

Первосвяmенникъ

- Это звание после Аарона, брата Моисеева, который облечен был им при самом его учреждении, должно было принадлежать лицу из старейшей фамилии в потомстве Аарона, впрочем по достижении совершеннолетия, для которого требовалось по крайней мере 20 лет. Только порядок этот не был строго соблюдаем в позднейшее время, когда достоинство первосвященника приобреталось деньгами, а иногда и кровопролитием, и слишком часто переходило от одного лица к другому. Он, по закону, не мог иметь в супружестве вдовы, не смел обнажить голову, растерзать одежды в знак печали и не должен был оплакивать самых близких родственников. Посвящение в этот сан отличалось от священнис\ческого обильным излиянием сделанного Моисеем и после хранившегося в скинии мира на главу посвящаемого. Впрочем первосвященники, служившие при втором, вместо Соломонова созданном храме, который не имел уже мира, как и ковчега Завета - утраченных при сожжении храма Соломонова вавилонянами и разграблении его сокровищ, вместо священного помазания, облекаемы были только в присвоенные первосвященническому сану одежды. Одежды эти отличались необыкновенной пышностью и драгоценностью и при Ироде с Архелаем, а также при римских правителях хранились уже не в храме, как прежде, а в крепости Антониевой, как в помещении более сообразном с политикою иноплеменных властителей. Священнослужение, исключительно совершаемое первосвященником, положено было только один раз в год, в так наз. "день очищения", когда он после известных жертвоприношений в умилостивление Бога за грехи свои и грехи всего народа, входил во святая святых, совершал там каждение и кропление кровью, имея притом на себе в этот раз только простые священнические одежды. Другие совершаемые им священнодействия были у него общие с предоставленными священникам. Только первосвященник совершал их лишь в субботние дни и в большие праздники; таков, по крайней мере был обычай, известный после вавилонского пленения. первосвященнику принадлежал высший надзор за порядком богослужения и сокровищницею храма и как по сану своему, так и по соединявшемуся обыкновенно с ним председательству в синедрионе, первосвященик был в церковном отношении главою всех иудеев в Палестине и вне ее. В период маккавейский первосвященники не малое время управляли Иудеею, соединяя в совем лице священный сан с достоинстом верховной власти над целой страной. Значение их в глазах народа было велико, хотя и умалилось после пленения вавилонского среди неустройств разного рода.

Перекрой

- ущерб месяца. или первые дн после полнолуния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: