Перелевть, перелифть, перелефтъ

- полудрагоценный камень, который известен под именем халцедона, и притом особый его сорт: в перелифти заключаются разноцветные слои и постепенно переходят из одного в другой или переливаются.

Перелетъ

- перебежчик.

Переплутъ

- древнерусское языческое божество. по нашему мнению Переплут тоже, что и Ярило: а) самое ироническое название неизвестного бога "Переплут" говорит о том, что здесь мы имеем дело не с собственным именем божества, а с его прозвищем, и притом того именно божества, которое вообще не имело одного устойчивого имени, а таким богом был Ярило; б) Переплут был богом пляски, пьянства и веселья, а известно, что даже современное, значительно подновленное костромское предание называет Ярила гулякой и весельчаком-горожанином.

Переход крестьянъ

- крестьяне в древние времена пользовались правом перехода. Это право состояло в том, что в определенное время, именно за неделю до Юрьева дня осеннего или спустя неделю после Юрьева дня крестьянин мог переходить от одного помещика к другому. При переходе крестьянин обязан был заплатить прежнему помещику пожилого за двор в безлесных местах рубль и два алтына, а в лесных 56 коп.; тот крестьянин, который жил у помещика год при переходе платил за полдвора; за три года платили три четверти двора, а за четыре - весь двор. Законом было предписано, чтобы такой переход не иначе был совершен крестьянином, как по объявлении о том помещику, на земле которого он жил, производстве с ним расчета в пожилых и оброчных деньгах при свидетелях. в том числе и при владельце. к которому крестьянин намерен перейти. В противном случае он считался беглым и был подвергаем пене, равно как и тот владелец, который принимал его на свою землю, не объявляя о том в судебном месте.

Перу

-

(plуnw)

- мою;

(patew)

попираю, топчу; давлю, выжимаю.

Перунъ

- (греч.) - громовая стрела; имя древнего славянского языческого бога грома и молнии. Главнейшим божеством наших предков, по согласному свидетельству всех древних писателей, во времена святого князя Владимира был именно Перун. Туловище его было вырезано из дерева, голова - серебряная, усы и уши - золотые, ноги - железные. В руке Перун держал камень, украшенный яхонтами. Перд ним горел неугасимый огонь, который если когда угасал по причине небрежения служителей, то очередные из них были наказываемы смертью. В жертву Перуну приносили волов и пленников, а иногда и свободных людей. По изображению и свойствам Перуна можно сравнить с греческим Зевсом или с римским Юпитером. Самое слово Перун со славянского обозначает попирающего, поражающего.

Пестрити молитвы

- читать громко и с разными переменами голоса.

Песъ

- в Священном Писании иногда обозначает такого человека, который неуместным пустословием своим или злоречием досаждает другим. иногда подлого и ни к чему не годного человека. Иногда же прибавляется к этому слову для большего уничижения слово умерший.

Петалъ

- (греч.

Petalon)

- доска или лист, например, у ветхозаветного священника золотой был петал, т.е. дощечка с надписью.

Печатникъ

- Чиновник Древней Руси. Печатники были обыкновенно думные дворяне. Звание печатника известно в истории со времени великого князя Димиртрия Донского. Чин этот был весьма важный, т.к. должность печатника и состояла именно в том, что различные дела и решения, чтобы подписывать их князю, были утверждаемы печатником княжескою печатью.

Печьне

- жарко.

Пешито

- Сирийская церковь с самого начала христианства имела перевод ветхого и нового завета. Перевод, принятый ею, носит арамейское название "пешито" или "простой". Он сделан по еврейскому оригиналу для книг, писанных по-еврейски, и по греческому тексту, для книг писанных по-гречески или сохранившихся до нас лишь на этом языке. Он точен и верен, но без рабского буквализма.

Пинай

- древнерусское языческое божество (Ярун, Облупа). Пинай - пьяный - сказочный Опивало - Объедало. оба прозвища указывают на неумеренность и разгул Ярилова празднества.

Пинаксъ

- (греч.) - таблица, доска. Иногда означает изъяснение вещей по алфавиту или украшение вещей в книге.

Пипелованiе

- игра на свирели.

Плакунъ-трава

- мать-трава наших апокрифических книг. Стих о Голубиной книге на вопрос: какая трава всем травам мати отвечает:
Плакун-трава всем травам мати.
Когда жидовья Христа распяли,
Святую кровь Его проливали,
Мать Пречистая Богородица,
По Иисусу Христу сильно плакала,
По своему сыну по возлюбленном;
Ронила слезы пречистыи
На матушку на сыру землю;
От тех от слез от пречистых
Зарождалася Плакун-трава:
Потому Плакун-трава травам мати.
В этих словах стиха скрывается, очевидно, одно из древних христианских преданий, распространенных на все востоке, - о плаче Богородицы и о слезах пролитых Ею по Спасителю, котрые обращались потом в апокрифические предметы. Посещавшим Палестину и другие места на востоке известно, что туземцы и даже пришлые поклонники собирают в долине Иордана в какой-то траве род мелких беловатых камешков или ракушек, делают из них четки, и потом повсеместно продают их, называя их четками из слез Богородицы.
В других пересказах стиха эта плакун-трава, происшедшая от слез, пролитых Богородицею, приводится в связи с чудным крестом:
Из того корения из плакунова,
Вырезают у нас в Руси креста чудные,
Ино тем у нас люди спасаются,
Все монахи и старцы и все юноши...
В одной греческой легенде рассказывается, что на месте, где евреи умышленно закопали крест Спасителя, выросла трава пахучая и врачующая: врачи зовут ее



















Wkimon

, а народ

Basilikon

. Это ocimуm, наш базилик, душки, малороссийские васильки, которые в народной обрядности до сих пор связаны с культом креста: их кладут в церквах под распятие, делают из них кропило.
Плакун трава, иначе кровянка, Иванова кровь, Иванов цвет пользуется у народа большим уважением и внушает также страх. Корень этой травы копают в утро Иванова дня без всяких железных орудий и этим корнем точно так же, как и цветом, можно привесть в страх злых духов. Им прогоняют домовых, ведьм и злых духов, которые охраняют клады. В Великороссии верят, что если из корня плакун-травы вырезать крест и носить его при себе, то все будут вас бояться как огня.


Платно

- верхняя торжественная одежда из дорогих тканей - бархата, атласа, аксамита, обьяри, алтабаса, с кружевом вдоль поле и по подолу, с золотыми запонами и разными узорами из жемчуга и драгоценных камней, и с пуговицами или кляпышами для застегивания. Эту одежду надевали государи только при больших выходах, когда употреблялся наряд большой казны.

Плаmаница

-

(sindwn)

- полотно, простынь, скатерть; одежды, погребальные пелены; на церковном языке плащаницею называется более или менее большой четырехугольный плат из полотняной, шелковой или бархатной материи с живописными на нем изображениями умершего Христа Спасителя, орудий Его страданий и св.Иосифа и Никодима, погребавших Его, и бывших свидетельниц погребения - Божией Матери и св.жен-мироносиц. В конце вечерни великой Пятницы, при пении тропарей "Благообразный Иосиф", "Егда снишел еси к смерти" и "Мироносицам женам", напоминающих о погребении, сошествии во ад и ангельском благовестии женам мироносицам о воскресении Христа, св. плащаница на главе священника выносится из алтаря на середину храма и там остается для общего поклонения и благоговейного лобызания изображенного на ней Спасителя до начала пасхальной утрени. во время полунощницы или по окончании ее плащаница переносится в алтарь и полагается на св.престол, где и лежит до отдания праздника Пасхи в ознаменование 40-дневго пребывания Господа на земле по Его Воскресении.

Пленица

- цепь.

Плескати

- ударять ладонями в лад при игрании на каком-либо музыкальном инструменте.

Плесница

-

(sandalion)

- сандалии, обувь, сапог.

Плинfяный

- кирпичный.

Плиmеванiе

- -- крик, шум, молва.

Погода

- славянский бог. Погода или Догода - то же, что у греков Зефир.

Подательница

- начальница хоровода; первая представительница.

Подиле

- долго.

Подиръ

- длинная одежда ветхозаветного первосвященника.

Поелику

- потому что.

Позвиздъ

- имя славянского идола, почитаемого за бога воздуха. Он был у славян то же, что у древних язычников Эол, т.е. бог бурливых ветров: в честь его был храм на поле в Киеве и по другим славянским городам.

Покаянiе

или

Исповедь

- таинство, в котором кающийся, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов самим Иисусом Христом.

Покова

- с того времени как.

Покора

- раскаяние, покорность.

Полеля

- славянский бог браков и супружества.

Послушаюmiи

- Так назывались в древней церкви люди, которые по чину покаянной дисциплины стояли в церкви и слушали чтение св. Писания, и потом выходили вместе с оглашенными.

Послушничество

- состояние испытания, "искус в послушании", приготовление к монашеским подвигам, - которому по древнецерковным правилам подвергается изъявивший желание принять монашество.

Последи

- после.

Последнiй Адамъ

- Господь наш Иисус Христос в сравнении с первым Адамом, всеобщим праотцом.

Последняя твоя

- смерть, страшный суд, мучение адское и царство небесное.

Посошникъ

- служитель, держащий архиерейский посох во время священнослужения.

Постриженiе

- снятие волос ножницами, каковое бывает на главе новокрещенного младенца.Кроме того, вступление в монашество.

Постъ

- более или менее продолжительное время, в которое, по установлению св. церкви, христиане не должны вкушать не только мяса, молока, сыра и яиц, - но и всякую другую пищу употреблять в количестве и во время, определенное уставом.

Поясъ

- принадлежность священнического облачения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: