Одежды русскихъ женщинъ

-1) Опашень - женская одежда сп пуговицами сверху донизу; она делалась преимуществнно из сукна ярких цветов; рукава этого обора были длинные, доходили до пят; пониже плеча делались прорези, через которые продевались руки, остальная же часть рукава висела. Вокруг шеи был на опашне воротник, обыкновенно бобровый, который покрывал грудь, плечи и спину; по подолу этот убор окаймлялся другою материей, вышиваемой узорами, шелком и золотом. 2) Телогрей - имеет мало разницы в покрое от опашня; в плечах она делалась уже, а в подоле шире; рукава в нем были длинные, а спереди разрез, который застегивался пуговицами Телогрей украшался золотым шитьем и окаймлялся металлическим кружевом. Зимние телогреи подбивались куницей и соболями. 3) Летник - имел длинные и широкие рукава, которые вышивались жемчугом и золотом, накапками. Подол обшивался другой материей, золотою тесьмой, шнурком, бахромой; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи пуговками; около шеи он плотно сходился шейным ожерельем, тесьмою, наиболее черного цвета, украшенной жемчугом и драгоценными каменьями. Это шейное ожерелье пристегивалось к летнику пуговицами. Зимой летники подбивались мехом и назывались кортелями. 4) Вошвы - вшитые места из других материй на одеждах; они украшались разными изображениями: фигур, трав, зверей и накладывались вдоль разрезов телогреи и летников. 5) Приволока или подволока - мантия из шелковой материи, носимая женщинами поверх одежды; она украшалась золотым шитьем, жемчугом и дарагоценными каменьями; цвета была наиболее червчатого (светлокрасного, похожего цветом на малину) или белого. Подволоки надевались в торжественных случаях.

Одерень

- крепостной холоп.

Одержу обдержу

-

(kratew)

- обладаю, господствую;

(katakpatew)

- держу крепко, стесняю, мучу.

Одигитрiя

- (греч.) путеводительница, крепкая помощница или наставница в пути - это название придано образу Пресвятой Богородицы, живописанному евангелистом Лукой, и пересланному к Пульхерии от царицы Евдокии, который был поставлен в Цариграде в нарочно построенном Пульхерией соборном храме.

Одиконъ

- (греч. путное, дорожное) - под этим названием разумеется антиминс, который дан от архиерея, идущему в дальний путь.

Одиначество

- 1) единомыслие, 2) взаимное соглашение, замысел.

Одинецъ

- 1) безсемейный, бездомовный человек; 2) серьга, вдеваемая в одно ухо; 3) большой камень в реке, лежащий отдельно и выдающийся из воды; 4) лучшая соболья шкурка, которой нельзя подыскать пары.

Одинцовый

- темно-зеленый.

Однорядокъ-дка

- старинное верхнее, мужское платье, которое отменил царь Федор Алексеевич и в однорядке не велел никого пускать во дворец и в кремль.

Одолъ

- победа, превозможение; отсюда - преодоление.

Одражати

- нравиться.

Одрати

- переломать, сокрушать, уничтожить.

Одрина

- спальня, жилой покой.

Одъмело

- прозвище.

Оже

- 1) ежели, когда; 2) что; 3) потому что.

Ожегъ

- кочерга.

Ожиляти

- укреплять.

Оzадъкъ

- наследство.

Озданъ

- огражден.

Оzдоба

- украшение.

Оземствовати

- послать на поселение, заточить; делать земным, унижать земными страстями;

Оземствованiе

- ссылка.

Озле, озле

- позади, за, возле.

Оzобати

- опустошать, пожирать.

Оzракъ

- лицо, образ.

Ойминъ

- воин.

Окаянный

- бедный, сожаления достойный.

Окладать

- вскладывать вину на кого-либо.

Оклока

- обман, вред, убыток, ошибка.

Оклюва

- обман.

Окова

- мера сыпучих тел, кад или бочка.

Окожи~

- платье, одежда.

Околенка

- оконная рама.

Окольничiй

- придворная должность в Древней Руси. В XIV и XV столетиях так назывался человек, близкий к особе великого князя московского, потом и не один. В XVII веке окольничие составляли вторую степень царедворцев (бояре): из них бывали начальники приказов, воеводы, посланники. Петр Великий в 1712 г. пожаловал окольничего А.А.Матвеева в тайные советники. Окольничие являлись в "Верх" в дни чрезвычайных торжеств, допускались к руке царской и подносили дары.

Окракъ

- нога.

Окрилъ

- покрывало, одежда.

Олесатися

- касаться.

Оли

- даже, пока, когда.

Оловиръ

-(греч.

Olobеroz

то же, что и

Oloporjуroz)

- пурпур.

Олосфиросъ

- (греч. единоличный) - греческое прозвание бога магометан, в отличие от истинного Бога христианского, единого в трех лицах. Употреблялось в XI-XII вв.

Олуй

- пиво.

Ольна

- разве, когда, если.

Ольно

- даже, а, пока.

Олядети

- зарасти сорной травой.

Ометь

- 1) обшивка, опушка, наподольник; 2) рыболовная сеть, невод.

Омира

- заклад, залог.

Омовенiе

- Омовения составляли немалую часть служения в ветхом законе: ибо всякий должен был в течение каждого дня тщательно умываться столько раз, сколько молиться хотел, то есть входя в храм Господень и в сонмище. В христианской церкви омовением называется церковный обряд, совершаемый: 1) в 8-й день после крещения и миропомазания над младенцем; так было в древности; в настоящее время омовение совершается тотчас же после миропомазания частей тела крещаемого, именно после чтения св.евангелия и ектении. После прочтения молитв, где священник просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать нерушимою, сделать его непобедимым, - "пояс и пелены отрочате" разрешаются, а священник омочает их водой и кропит младенца, говоря: "оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа..." Затем губкою, намоченной теплой водой, совершает самое омовение частей тела, помазанных елеем и миром, произнося слова: "крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь." 2) Акт омовения совершается над телом усопшего мирянина (монахи и священники не омываются) из благочестивого желания, чтобы усопший предстал по воскресении своем пред Богом в чистоте.

Омологia

- (греч. православное исповедание веры) - Под таким названием имеется книга печатная, называемая Катихизис. Эта книга сочинена Петром Могилою, митрополитом киевским, и по рассмотрению одобрена святейшими патриархами.

Омофорiй - ъ

- (греч. раменоносник) - одно из семи облачений архиерейских, возлагаемое на рамена и спускаемое спереди и сзади, при тои имеющее четыре креста. В символическом смысле Омофор являет заблудшее овча, т.е. человечество, обретши которого Господь взял на рамена Свои и сочетал его со Своими овцами, т.е. ангелами. Крестами же показует архиерей свое произволение псоледовать страстям Христовым: как он носил на раме крест Свой и распялся, так и архиерецй взимает на рамена свои крест Христов, не отрицаяся злострадания: ибо крест есть символ злострадания.

Онде

-

(wde)

- таким образом, так; вон там.

Онеродити

- презирать, отвергать.

Оно

- частию.

Оноговица

- некотороя;

Оноговъ

- его.

Оноймъ

- междометие, выражающее угрозу.

Онолико

- столько.

Оноле

- там.

Онуду

- оттуда.

Опако

- вспять.

Опаница

- чаша.

Опанье

- сковорода.

Опасн~

- любопытство.

Опинати

--- крыть, прикрывать.

Опипати

- гладить рукой, ласкать.

Опица

-

(piqеnoz)

- обезьяна.

Опогоръ

- вершина, оконечность.

Опока

- скала, камень.

Опослушествовать

- засвидетельствовать, показать.

Опотыкатель

- противник.

Опричные

- посторонние, не принадлежащие к кому-либо или чему- либо.

Опростити

- кончить, упразднить.

Опредъ

- в присутствии, пред кем-либо.

Орарь

- необходимая принадлежность облачения диаконского. Он имеет вид длинного и очень узкого полотенца, или скорее - широкой и длинной ленты, которую диакон, во время службы носит на левом плече. Симеон Солунский пишет: Диакон, изображая ангельский чин, облачается в стихарь и сверх того носит на плечах своих так называемый орарь, который означает как бы невещественное, мысленное крыло ангельского чина. Когда же диакон, намереваясь причаститься, орарем опоясывается, этим он подражает серафимам, которые двумя крылами закрывают лица свои, двумя ноги, и двумя летают, восклицая: "Свят, Свят, Свят".

Оригенъ

- сын александрийского мученика Леонида, пресвитер, наставник в христианских училищах Александрии, Кесарии Палестинской и Тира, толкователь священного писания, основатель Догматического Богословия, родился в 188 г. по Р. Хр. Скончался в Тире в 254 г. Из сочинений его важнейшая суть: "О началах" (род Догм. Богословия), Тетраплы, Екзаплы и Октаплы - свод текстов священного писания и толкования на священные книги. Так как сочинения эти достались потомству в отрывках и не вполне точных переводах, и так как Ориген, затрагивая важнейшие вопросы христианского ума, выражался аллегорически и неясно, то ему приписали разные ложные мнения, например, о неравенстве лиц Святой Троицы, о вечном преемстве миров, о предсуществовании душ, о спасении всех людей без исключения и о прекращении вечных мук, уготованных грешникам и дьяволу. Приверженцы этих мнений оригенисты - в IV - VI вв. волновали монахов Палестины и Египта и осуждены 5-м Вселенским собором, но оправдание Оригена принадлежит уже позднейшей христианской науке.

Осанна

-- (еврейское слово, образовавшееся из глагола (еoscеia - гошиа) сохранял, спасал, помогал). Слово осанна выражает или моление о помощи: помоги! спаси! сохрани! или уверенность в помощи: спасение! помощь! Судя по употреблению сего слова, можно полагать, что иногда оно в устах многочисленного народного собрания делалось междометием, и выражало радость о близкой и надежной помощи. Так, этим восклицанием народ еврейский приветствовал Иисуса Христа при торжественном входе Его в Иерусалим. Народ восклицал: Осанна Сыну Давидову! Осанна в вышних! В сказании об этом событии евангелист Лука вместо слова осанна употребляет - слава, слава в вышних. Посему можно полагать, что оба эти слова, как восклицания, употреблялись в устах народа или безразлично, или, по крайней мере, без большого различия. Восклицание осанна принято в Богослужении нашей церкви без перевода, вероятно потому, что ни в греческом, ни в славянском языках нет восклицания, равносильному этому восклицанию еврейскому. Впрочем, слову осанна в нашем Богослужении может быть придано то же значение, которое оно имеет и в еврейском языке, т.е. или молитвенное: спаси! или радостное и восклицательное: спасение! слава!

Осколъ

- утес.

Ослаба

-свободность, облегчение, льгота.

Ослопная свеча

- церковная свеча, не поставляемая в подсвечник, но выносимая в руках во время выходов большого и малого чтения евангелия на литургии, и во время каждений дьяконом на всенощном бдении. Ослопной называлась она потому, что имеет подобие палки. В древней Русской Вивлиофике, при описании церковных празднеств и крестных ходов (при описании последних часто), встречается выражение: ослопные свечи. И теперь еще в крестных ходах, отправляемых из московского большого Успенского собора, носятся дьяконами две свечи в руках без подсвечников, и притом витые и из желтого воска; по всему вероятию, это-то и есть упоминаемые в описании древних кресных ходов "ослопные свечи".

Осмакъ

- поземельная мера в древней Руси. Осмак, составлявший больше всего встречающееся в жизни подразделение выти, в свою очередь делился дальше по системе двух и трех. Восьмая часть его впоследствии встречается под названием лех.

Осмый день

- Для христиан православной восточной церкви восьмой день имеет особенное значение, как знаменующий, по выражению Симеона Солунского, обновление, ибо когда окончится седьмой день, далее которого не простирается счет дней недели в этой жизни, совершающей свой круг по седмицам, - с восьмого снова начинается счет, что служит знамением воскресения и предизображением жизни вечной. В осьмой день и Господь обрезан был, получил имя Иисус и в тот же день воскрес. Поэтому, по установлению святых отцов и учителей церкви, положено в осьмой день: 1) приносить новорожденного младенца в храм для назнаменования его изображением креста на челе, устах и персях и для наречения ему христианского имени; 2) в осьмой день по крещении и миропомазании для омовения частей его тела, помазанных св. миром; 3) в осьмой день новобрачные должны приходить к священнику с просьбою молитвенного благословения на сложение с них венцов; 4) сподобившиеся причастия св. тайн в первый день пасхи должны семь дней провести в духовном веселии и только после восьмого дня могут заняться житейскими попечениями; 5) возвратившиеся к вере после отречения от нее должны принимать очистительные молитвы в продолжение семи дней, а в восьмой могут омыться; 6) новопосвященный священник обязуется совершать священнослужение семь дней сряду, а с восьмого начинается его обыденная жизнь; 7) в новосвященных храмах совершаются литургии в течение семи дней, а с восьмого обычно и 8) монахи, поссле всенародного произнесения обета своего Богу, должны пробыть в церкви при дневных и нощных службах семь дней сряду, а в осьмый день для них начинается обычная в монастыре жизнь.

Особне

- уединенно.

Остражие

- крепость, замок.

Остоунъ

- осада, обстояние.

Осъмотръ

- ошибка.

Отень

- отчий, отеческий.

Отжити

- прожить, протерпеть.

Откличь

- исключение.

Оти

- что (союз).

Отлекъ, отлекъ

- остаток.

Отлико

- отлично.

Отокъ

- место, залитое кругом водой, остров.

Отрицаю

- лишаю наследства, отлучаю.

Отрокъ

- отказ, отречение, ссылка.

Отреба, обтребн~

- очистительное средство.

Отреблени~

- очищение.

Отрешаю

-

(apolуw)

- освобождаю от какой-либо повинности; отказывать, удалять; отрешатися - разлучаться, расходиться.

Охабити

- остеречь.

Охолъ

- гордый; охольство - гордость, надменность.

Ошибъ

- хвост.

Ошуюю

(о-шуюю, т.е. руку, или сторону; по Остр. также о левую) - по левую руку, или сторону.

Оуварьникъ

- дьякон.

Уlдробиться

- испугаться.

Оукраситель

- создатель.

Оупованiе

- вера; вещь, на которую надеемся; надежда.

Оусnbекновенiе

- отсечение. Усекновение главы Иоанна Предтечи вспоминается 29 августа. В этот день бывает строгий пост в подражание посту Предтечи и служится панихида о всех, которые, подобно Иоанну, подвизались за веру и отечество.

 

П

Павить

- виноградная лоза.

Павлака

- крыша, кровля.

Павликиане

- еретики греческой империи, отрасль духоборцев, отвергали церковь, иерархию, таинства, призывание святых, иконы и мощи и думали что Дух Святый сообщается каждому человеку по мере его духовного развития. Поэтому, отвергая учреждения церковные, они усиливали подвиги поста, трудолюбия, внутренней молитвы и борьбы с плотию. Павликианами назывались потому, что имели особенное пристрастие к ап.Павлу: усердно изучали его послания, своих наставников называли именами учеников ап.Павла, свои города и селения - именами городов, которые посетил ап.Павел. За трудолюбие они пользовались любовию низших трудящихся классов, а за вражду с иерархией были жестоко преследуемы представителями власти.

Паволька

- воля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: