Обыденныя, единодневные церкви

- называются те, которые совершались по обету в один день для избавления страны от какого-либо общественного бедствия. Так как они строились по обету, данному целым городом, то они назывались также обетными, заветными, но не все обетные церкви были обыденными. Первый пример обетной церкви, а может быть и обыденной, встречается в 996 г. при Владимире. Во время празднования освящения Десятинной церкви внезапно пришли печенеги на город Василев. Великий князь поспешил с малой дружиной к нему на помощь, но был разбит и должен был скрыться под мостом. Во время этой опасности он дал обет построить в Василеве церковь Преображения. По удалении печенегов, он немедля исполнил свой обет, "постави церковь и створи праздникъ великъ". Выражение, употребленное Нестором, ясно указывает на построение деревянной церкви, тогда как для каменных он всегда говорит: "созда или заложи". Мор и моровые поветрия были главными причинами построек обыденных церквей. Обращаясь теперь к самому способу сооружения этих церквей, мы видим в тех описаниях, которые подробно изложены в наших летописях, как все народонаселение участвоввало в постройке. Иные таскали бревна "свои рамены", как говорится для церкви Симеона Богоприимца, другие помогали верхом, но все работы и само освящение должно было быть кончено в те же сутки.

Wбыти

-

(kуkloуn)

- - делать круг, сгибать; окружать, двигать вокруг.

Обедница

- служба церковная вместо литургии отправляемая, в которой кроме часов читаются псалмы 102 и 140 и Единородный Сыне, блаженны, апостол, евангелие и отпуст.

Обетъ

-

(eуcе)

- просьба, желание, обет, молитва. Обеты были необязательны для евреев, но коль скоро они произносились, то становились уже обязательными и неисполнение их считалось за грех. В обетах выражается удовлетворение религиозного чувства людей, когда они посвящают себя или что-нибудь от себя Богу. Предметами обета служили люди, жертвенные животные, нечистые животные, дома и все обещанное с заклятием. Обеты выполнялись внесением известной суммы в Скинию. Закон позволял выкупать обеты, во 1-х, для того, чтобы некоторые обеты не сделались обременительными для скинии или храма, во 2-х, выкуп посвященных мог быть источником содержания левитов и священников, и, в 3-х, иногда давались обеты необдуманно, следовательно выкуп давал возможность исправить ошибку. Были особенные обеты с заклятием (евр. херемъ), которые нельзя было выкупить, а непременно нужно исполнить, даже заклятое от людей непременно предавалось смерти. У евреев человеческих жертв не было, следовательно под заклятием людей на смерть нужно разуметь такие случаи, когда во время войны непрятели еврев осуждались на истребление.

Обяzъ

-- бремя, тягость; завязка, перевязь.

Овсень, авсень, овсешныя песни

- песни древних славян в честь Бога солнца (Дажь-бога). Овсень, вероятно, одно из названий бога солнца.

Огавати, огавити

- беспокоить.

Огавн~

- беспокойство, тягость, непрятство.

Огарь

- (чешск. oеar; польск. ogar) - охотничья собака.

Огатати

- предлагать, представлять.

Огласитель

- учитель благочестия христианского, предаваемого изустно людям, желающим креститься; для этого выбирались из священнослужителей способные, называемые (с греч.) катихизиты или катихизиторы. Знамениты в этом деле были Кирилл Иерусалимский и Климент Александрийский.

Оглашенiе

-

(katеcеsiz)

- изустное наставление в истинах веры; известное чтение после великого славословия;

(periеcеma)

огласка, гласное возвещение. Церковный обрядъ, совершаемый над приступающим к таинству крещения, в котором (обряде) читаются молитвы о приступающем к крещению, произносятся заклинания на диавола и всю силу его, причем приступающий к крещению отрицается сатаны, сочетавается Христу и исповедует свою веру чтением Символа веры. Оглашение - окличка, объявление в храме о лицах, вступающих в брак. Оно делается три раза в праздничные дни, дабы люди, знающие о препятствии к браку, могли об этом объявить заблаговременно. Оглашением называется также и первая часть обряда посвящения в схиму: оно состоит в увещании готовящегося к пострижению, произнесении им обетов, наставлении ему, молитве и наречении ему имени.

Оглашенный

- в первенствующей церкви этим именем назывался человек, желающий получить святое крещение и учащийся еще догматам христианской веры. Во время Божественной литургии не мог он сподобляться святой евхаристии, но по прочтении Апостола и Евангелия высылаем был из церкви диаконом словами: елицы оглашеннии изыдите; тогда каждый оглашенный должен был выйти вон. Оглашенные делились на разряды: обуреваемых, (или стоящих вне), припадающих, слушающих и просвещаемых. Срок оглашения был неодинаков; многие в течение всей жизни были в разряде оглашенных.

Огнедохновенный

- исполненный пламенной ревности; дышащий огнем злобы.

Огнедухновенный

- ниспосланный Святым Духом в виде огня.

Огненникъ

- 1) подсвечник, светильник; 2) церковный служитель, носящий светильник, свеченосец.

Огнило

- жаровня, трутница.

Огништь

- 1) купчая, купля; 2) право собственности, неограниченная власть; 3) раб, невольник.

Огнищанинъ, огневщикъ

-1) земледелец, питавшийся от выжженной в лесу земли; 2) объездчик, вроде полицейского урядника в древней Руси.

Огнище

- выжженная в лесу земля для посева льна или хлеба.

Огнянка

- метательный огнестрельный снаряд.

Огребаюся

-

(apeqomai)

- воздерживаюсь, отвращаюсь.

Огроzити

- ввергать в тартар, устрашить.

Огоурникъ

- ослушник, упрямец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: