Православно-каfолическiй

- соборный или вселенский, всем общий; такое сложное название придается святой восточной церкви для раличия от западной, которая присваивает себе титул католической несправедливо; наша же церковь называется православно-католической.

Празд

---- отдых, отдохновение.

Превесьма-

-- очень много, несказанно.

 

C

Сакелларiй

- заведующий одеянием царским, телохранитель царский. Соборный хранитель утвари, иначе называется ризничий и ключарь.

Сакеллiй

-- чиновная должность в Константинопольской церкви, на обязанности которой было надзирать над монастырями женскими, защищать их, наблюдать за поведением монахинь; сверх того поручена была ему от святителя темница церковная, чтобы следить за содержимыми в ней преступниками.

Саккосъ

- архиерейское облачение.

Саламинъ

- мирный.

Саландаръ

- дар на помин души.

Самвика

- трехструнный музыкальный инструмент древних халдеев.

Само

- очень.

Самосiянный

- сияющий сам собою.

Сатана

- так в писании называется начальник злых ангелов. Вообще значит сопротивляющегося воле Божией от злости, как-то Иуда предатель, или от простоты некоторой и неразумия, как-то Петр апостол. Предать сатане - отлучить от общения с церковью, вне которой царствует сатана.

Сбогословити

- согласно с другими богословствовать, учить о Боге.

Сборное воскресенье

- великого поста первое, называлась также неделя Федоровская, святых праотец, православная. В это воскресенье, у алтарей Успенского собора, на площадке, после утрени, совершалось действо православия по установленному чину: возглашали: вечная память православным и анафема еретикам.

Сбытiе

- сбытие пророчества или прообразования, исполнение, исход, конец.

Свобьство

- личность; свободь - свобода.

Свыпрь

- сверху, свыше.

Свеже

- ново.

Свемъ

- ведаю, знаю, сознаю в себе что-либо дурное.

Свенъ

- без, кроме.

Свестити

- объявить, сказать, возвестить.

Светлогласный

- ясно о чем-либо возвещающий, гласящий.

Светозарно

- блистательно.

Светословъ

- вещающий о божественном свете.

Святотятецъ

- 1) святой, праведный человек; 2) лицемер, святоша, ханжа.

Святки

(святые дни)-.Так в просторечии зовутся 12 дней праздника Рождества Христова, т.е. от Рождества Христова до Богоявления. Называются так по святости великих событий, вспоминаемых в эти дни.

Святозрачный

- имеющий вид святой.

Святоmеннословъ

- учитель, толкователь, проповедник слова Божия.

Се

- вот.

Сега

- теперь.

Сегда

- вероятно.

Сежде

- тоже.

Секратъ, секраты

- ныне.

Семикъ

- древнерусский праздник. Семик продолжался со дня праздника сошествия Святого Духа до следующего Воскресения.

Сетьно

- наконец.

Сигма

- полукруглая форма.

Сижу

- живу, обитаю; останавливаюсь, утверждаюсь на месте, поселяюсь, остаюсь на месте.

Силы

- 1) один из 9 чинов ангельских; 2) чудеса или дар чудотворений.

Симфонiя

- свод текстов священного писания по алфавиту, как пособие к отысканию текста.

Сице

- так, таким образом.

Сиць

- такой, сица - это.

Скандалъ

- соблазн.

Скотъ

- подать, деньги вообще.

Сvмволы евангелистов

- изображения с которыми писался каждый из евангелистов. В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки. На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля. Символы относит к евангелистам уже Ириней лионский; Матфей - человек, Марк - орел, Лука - вол, Иоанн - лев. Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей - человек, Марк - лев, Лука - телец, Иоанн - орел. Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев - Марку и т.д. Объяснение блаженного Иеронима: в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в евангелии Марка - голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св.Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел). У Софрония, патриарха иерусалимского: лев - сила и начальство Иисуса Христа; телец - священническое служение Иисуса Христа; человек - явление во плоти; орел - нисходящая сила Святого Духа. В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства - мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: "поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: