Глава 6. Нужна реформа

Понятие охраны труда

Прежде всего определимся с понятиями и выведем логическим путем понятие охраны труда.

Охрана труда не может являться всеобъемлющей «системой сохранения жизни и здоровья работников» или «системой обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности» а всего лишь незначительная часть этой системы, включающая «мероприятия», сформированные государством в интересах государства («субъекта управления») и подконтрольные одному отдельно взятому ведомству:

¾ «охрана труда» это часть трудового права, часть трудового законодательства, часть системы социально-трудовых отношений касающаяся вопросов обеспечения безопасности труда;

¾охрана труда это деятельность работодателя;

¾охрана труда существует только в трудовых отношениях - отношениях между работодателем и работником, регулируемых трудовым договором;

¾охрана труда осуществляется работодателем только на работника на рабочем месте — месте, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 Трудового кодекса РФ);

¾ «охрана труда» как сфера или область управления не включает в себя важнейшие составляющие - термины (области) нормативного регулирования (требования безопасности);

 

¾управление охраной труда предполагает наличия двух субъектов – управляющего и охраняющего;

¾работники и работодатели в рамках системы управления являются «участниками» (исполняют и обеспечивают соответственно);

¾ «субъектом управления» или высшим руководством системы управления охраной труда выступает «государство» (ст. 210 Трудового кодекса РФ) в лице Правительства РФ или уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (ст. 216 Трудового кодекса РФ) – Минтруда РФ;

¾система управления охраной труда организации является частью государственной системы управления охраной труда, а не частью системы менеджмента предприятия и значит не имеет отношения к производственному процессу и его безопасности;

¾работодатель (предприятие, юридическое лицо) к управлению охраной труда в целом не имеет и не может иметь отношения, поскольку является вспомогательным (обеспечивающим) элементом (см. абз.2 ст.212 ТК РФ). Кроме того, будучи сущностью бестелесной и бездуховной, «юридическое лицо» не может «воздействовать» на что-либо (чтобы «управлять»). А для «высшего руководства» в охране труда и в СУОТ места нет, так как это тоже группа «наемных работников», в «охране труда» явно и недвусмысленно противопоставляемых «работодателю»;

¾объектом управления выступает «система мероприятий» охраны труда (ст. 212 ТК РФ);

¾"целью" системы мероприятий «охраны труда» является «сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности»;

¾в качестве «управляющих воздействии» выступают «государственные нормативные требования охраны труда», содержащиеся исключительно в НПА;

¾работодатель не управляет охраной труда, а исполняет только правовые нормы (государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в НПА, согласно ст. 211 Трудового кодекса РФ, и локальные нормы, разработанные на основе государственных требований охраны труда с учетом мнения представительного органа работников, ст. 372 Трудового кодекса РФ);

¾никакого единого перечня государственных нормативных требований охраны труда или мероприятий не существует. Не ясно где начинается область охраны труда и где она заканчивается;

¾охрана труда это «совокупность мероприятий»;

 

¾«системой» эту «совокупность» назвать никак нельзя ввиду отсутствия явно выраженных «взаимосвязей» и «взаимодействия» между мероприятиями охраны труда;

¾определение «охраны труда» всеохватно, в теории  планируется все в реформе, а на практике возможности реализации мероприятий охраны труда минимальны и зависят от финансового состояния организации;

¾охрана труда это всего лишь государственная социальная надстройка - «стены» над «фундаментом» - безопасностью производства и фактически не работает, если «фундамент» не построен. 

Определение №1: Охрана труда это неопределенная бессистемная деятельность государства и работодателя, направленная по мнению государства на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и около нее или направленная по мнению многих работодателей на избыточное и ненужное регулирование.

Определение №2: «Охрана труда – деятельность государственных органов управления в области трудовых отношений и по разработке и надзору за соблюдением минимальных государственных нормативных требований, направленных на сохранение жизни и здоровья работников при выполнении типовых видов работ».

Определение №3:  Существующая охрана труда это «бурда» из требований трудового законодательства, требований санитарной и пожарной безопасности и требований технического регулирования. Разобраться в этой «бурде» непросто и для ее размутки нужен специалист – бурдолог - этакий юрист с начатками технического образования.

Варианты создания единой системы:

 1.Создается единая система управления производственной безопасностью, в которую в том числе входят все, относящиеся к организации «требования охраны труда». При этом «охрана труда» в организации как самостоятельный вид деятельности (в части, касающейся сохранения жизни и здоровья работников) даже не упоминается. «Охрана труда» ограничивается в организации социально-правовыми вопросами, социальным партнерством, предоставления всех гарантий и компенсаций и пр., что в целом соответствует её исторической роли.

 2.Создается единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью, в которую дополнительно включаются и все требования из других сфер государственного регулирования, а также меры безопасности в сферах, государством не регулируемых. И все это объединяется под единым названием «охрана труда».

В современных правовых условиях представляется более предпочтительным второй вариант, ввиду того что в силу «государственного управления охраной труда» реализация первого варианта у большинства организаций скорее всего, вызовет конфликты с надзорными органами.

 

Так называемый «СОТ» это наёмный стрелочник, пытающийся найти консенсус между требованиями государства, хотелками работодателя, предложениями рынка и желаниями работников. Установить консенсус непросто и главная причина такой ситуации – подчиненность спеца нанимателю. Именно наниматель рулит охраной труда, поворачивая в нужные ему стороны.

 Подчинение наёмного СОТа (капиталисту работодателю –нанимателю) фактически мешает выполнять СОТу свои обязанности охранника труда от капитала. Зачем идти против руки тебя кормящей? Зачем обеспечивать здоровые условия труда пролетариата на деньги капиталиста, которому выгодно не соблюдать требования охраны труда и экономить финансы.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: