Называть металлы и их соединения по систематической номенклатуре, тип химической связи, тип кристаллической решетки в металлах, наиболее распространенные металлы, природные соединения металлов;
перечислять общие свойства металлов;
определять электронную конфигурацию, радиус атома, энергию ионизации, степень окисления, валентность, тип связи, тип металлической кристаллической решетки; по химической формуле валентность и степень окисления металлов в изученных соединениях; окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях; вещества с помощью качественных реакций;
составлять электронные конфигурации атомов металлов первых четырех периодов; формулы соединений металлов по названию веществ, по валентности металлов; формулы оснований и солей; уравнения химических реакций, характеризующих свойства металлов (К, Na, Mg,. Ca, A1, Си, Сг, Mn, Fe) и их соединений; молекулярные, полные, сокращенные уравнения осуществимых реакций ионного обмена; уравнения электронного баланса в окислительно-восстановительных реакциях;
|
|
характеризовать положение металлов в периодической системе, особенности электронного строения, кристаллическую решетку; физические и химические свойства металлов; тип металлической связи; закономерности изменения свойств химических элементов металлов и образуемых ими веществ (простых, оксидов, гидроксидов) на основе положения в периодической системе; природные соединения металлов и сплавов (чугун, сталь, дюралюминий); промышленные способы получения алюминия, чугуна, стали; взаимосвязь между металлами и их соединениями; значение химической науки в создании новых материалов для современной техники;
объяснять механизм образования металлической связи; причины проявления сходных свойств у элементов металлов, расположенных в одной подгруппе периодической системы; физические свойства изученных металлов и их соединений на основе представления о типе кристаллической решетки; периодичность изменений химических свойств металлов, образуемых ими соединений; сущность окислительно-восстановительных реакций, протекающих с участием металлов;
устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов и их соединений; причины проявления металлами сходных физических свойств; закономерности изменения свойств оксидов и гидроксидов металлов в периодах, группах; причины коррозии металлов и возможность ее предупреждения; причины возникновения экологических проблем, связанных с загрязнением ионами тяжелых металлов воды и почвы и пути их решения;
соблюдать правила охраны труда при работе в химическом кабинете; обращаться с химической посудой, реактивами; проводить, используя теоретические знания, осознавая цель эксперимента, опыты, подтверждающие химические свойства металлов и их соединений; распознавать с помощью качественных реакций катионы Na+,K+, Са2+, Ва2+, Mg2+, Al3+, Cu2+, Fe2+, Fe3+;
|
|
проводить расчеты по уравнениям химических реакций с использованием ряда стандартных электродных потенциалов; вычислять практический выход продукта реакции; приводить единицы измерения физических величин в единую систему; оформлять решение расчетных задач;
анализировать результаты эксперимента и обосновывать выводы о проделанной работе;
творчески анализировать теоретические знания, свободно оперировать программным материалом для выделения и обобщения информации, необходимой для анализа условий расчетных и экспериментальных задач.
Дата | № урока | Тема урока | Химический эксперимент. Расчетные задачи. Вид контроля |
1 | Положение металлов в периодической системе. Особенности электронного строения атомов металлов. Кристаллическая структура металлов. Характерные физические свойства | Д. 1. Образцы различных металлов и сплавов. Д. 2. Модели кристаллических решеток металлов. Д. 6. Образцы природных соединений металлов (натрия, калия, кальция, магния, алюминия, железа) | |
2 | Общие химические свойства металлов | Д. 4. Взаимодействие металлов с кислотами | |
3 | Ряд стандартных электродных потенциалов | Р.з. 12. Расчеты по уравнениям химических реакций с использование ряда стандартных электродных потенциалов | |
4 | Общие способы получения металлов и их очистки. Электролиз и его практическое значение | Р.з. Вычисления с использованием уравнений электролиза | |
5 | Коррозия металлов и ее виды. Защита металлов от коррозии | ||
6 | Общая характеристика элементов I (А) группы (щелочных). Соединения натрия, калия в природе и их применение. Физические и химические свойства натрия, калия и их соединений (оксидов, гидроксидов, солей). Качественные реакции на катионы натрия и калия | Д. 5. Окрашивание пламени спиртовки ионами натрия, калия | |
7-8 | Общая характеристика металлов II (A) группы. Соединения магния, кальция в природе и их применение. Сравнительная характеристика физических и химических свойств магния, кальция и их соединений (оксидов, гидроксидов, солей); качественные реакции на катионы кальция и бария | Д. 5. Окрашивание пламени спиртовки ионами кальция. Л.о. 19. Качественные реакции на катионы кальция и бария | |
9 | Жесткость воды и способы ее устранения. Самостоятельная работа 6 по теме «Металлы 1 (А), 11 (А) групп, их соединения» | С.р. 6 | |
10 | Алюминий. Характеристика атома элемента по положению в периодической системе. Физические и химические свойства (взаимодействие с неметаллами, кислотами, щелочами). Производство алюминия. Сплавы алюминия. Применение алюминия и его сплавов | Д. 3. Взаимодействие алюминия с кислородом и йодом | |
11 | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия | Л.о. 17. Получение алюминий-гидроксида и доказательство его амфотерных свойств | |
12 | Практическая работа 8. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы А-групп» | П.р.8. Исследование свойств металлов А-групп и их соединений, получение, распознавание нескольких неизвестных солей | |
13 | Общая характеристика d-элементов. Особенности электронного строения атомов. Физические и химические свойства простых веществ | Л.о. Обнаружение ионов меди (II) в растворе | |
14 | Железо. Характеристика свойств железа. Оксиды и гидроксиды железа (II) и (III). Соли железа: свойства, применение. Качественные реакции на катионы железа (II) и (III). Природные соединения железа. Реакции, лежащие в основе получения железа и его сплавов (чугун, сталь) | Л.о. 18. Получение железо (П)-гидроксида и железо (Ш)-гидроксида и их свойства. Л.о. Качественные реакции на катионы железа (II), (III), | |
15 | Хром. Особенности электронного строения атома и возможные степени окисления. Сравнительная характеристика гидроксида хрома (II), (III), (VI). Применение хрома и его соединений | Д. Изучение хроматов и дихроматов | |
16 | Марганец. Соединения марганца в окислительно-восстановительных реакциях. Перманганаты. Применение марганца и его соединений | Д. 7. Окислительные свойства соединений марганца | |
17 | Значение металлов и их соединений в промышленности, жизнедеятельности живых организмов. Охрана окружающей среды от загрязнения соединениями металлов | ||
18 | Практическая работа 9. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы В-групп» | П.р. 9. Получение, распознавание и исследование свойств металлов В-групп и их соединений | |
19 | Повторение и обобщение знаний по теме 7 | Р.з. 13. Комбинированные задачи | |
20 | Контрольная работа 6 по теме «Металлы» | К.р. 6 | |
21 | Анализ контрольной работы |
|
|
ТЕМА 9. Обобщение знаний по курсу неорганической химии (9 ч)