Называть химические элементы неметаллы и их соединения по Систематической номенклатуре; степень окисления (максимальную положительную, минимальную отрицательную) неметаллов; природные источники минерального сырья, расположенные на территории Республики Беларусь;
определять признаки и условия осуществления изученных редакций, состав, строение водорода, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния, галогенов, изученных оксидов, кислот, солей; причины использования минеральных удобрений (азотных, фосфорных, калийных); электронный тип химического элемента, роль водорода в химических реакциях, галогенов в природе и жизни живых организмов;
осуществлять качественные реакции на галогенид-, сульфид-, сульфит-, сульфат-, нитрат-, карбонат-ионы, ионы водорода и ионы аммония;
составлять электронные конфигурации неметаллов; формулы соединений неметаллов по названию веществ; уравнения химических реакций характеризующих свойства изученных неметаллов и их соединений; молекулярные, полные, сокращенные уравнения осуществимых реакций ионного обмена;
|
|
характеризовать особенности положения неметаллов в периодической системе, особенности их электронного строения; условия горения и способы прекращения этого процесса, физические и химические свойства неметаллов и их соединений, свойства и физиологическое воздействие на организм человека углерод (П)-оксида, аммиака, озона, хлора; способы получения и области практического использования изученных веществ; загрязнение окружающей среды вследствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, промышленности и сельском хозяйстве; круговорот химических элементов (кислород, водород, углерод, азот) в природе; минеральные удобрения и их практическое; значение; условия получения, области применения, общие научные принципы химического производства на примере производства аммиака;
объяснять зависимость свойств неметаллов и их соединений от строения молекул; сущность промышленного синтеза аммиака и условия его осуществления; окислительные свойства концентрированных азотной, серной кислот, разбавленной азотной килоты; суть экологических проблем, связанных с разрушением озонового слоя, парниковым эффектом;
применять знания о валентности, степени окисления, реакциях ионного обмена, окислительно-восстановительных процессах для характеристики химических свойств и строения соединений неметаллов;
устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами, применением неметаллов и их соединений; взаимосвязь между теорией и изученными фактами, между классами неорганических соединений;
|
|
соблюдать правила охраны труда, обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; применять инструкцию при выполнении экспериментальных работ; уметь оказывать помощь при химических и термических ожогах, собирать приборы для получения газов;
получать и собирать углерод (IV)-оксид, аммиак, кислород;
распознавать углерод (IV)-оксид, аммиак, растворы кислот, щелочей с помощью характерных реакций; в водных растворах хлорид-, сульфат-, сульфит-, сульфид-, карбонат-ионы, ионы водорода, ионы аммония;
анализировать результаты наблюдаемых опытов, исходя из целей эксперимента; оформлять отчет о проделанной работе, условия расчетных задач и решать расчетные задачи изученных типов.
Дата | № урока | Тема урока | Химический эксперимент. Расчетные задачи. Вид контроля |
1-2 | Положение неметаллов в периодической системе. Электронное строение атомов неметаллов. Простые вещества неметаллы и их соединения в природе. Химические свойства неметаллов | Д. 1. Образцы различных неметаллов | |
3-4 | Водород. Особенности положения в периодической системе. Химические свойства. Получение и применение водорода. Вода: строение, физические и химические свойства, роль воды в природе | Д. 1. Получение и свойства водорода. Л.о. 10. Испытание индикатором растворов водородных соединений неметаллов | |
5-6 | Общая характеристика элементов VII (А) группы. Положение галогенов в периодической системе. Химические свойства галогенов и их водородных соединений. Сравнительная активность галогенов Качественные реакции на галогенид-ионы. Важнейшие соединения галогенов и их применение | Л.о. 11. Обнаружение хлорид-ионов в растворе. Д. 2. Природные соединения галогенов | |
7-8 | Общая характеристика элементов VI (А) группы. Кислород и сера. Сравнительная характеристика строения атомов, физических и химических свойств веществ. Понятие аллотропии на примере кислорода и серы. Получение и применение | ||
9 | Сероводород. Оксиды серы (IV) и (VI) | Д. Качественные реакции на сульфид- и сульфат-ионы | |
10-11 | Серная кислота и ее соли. Получение. Свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Сульфаты в природе, промышленности и быту | Д. 3. Действие концентрированной серной кислоты на медь. Д. 4. Образцы сульфатов. Л.о. 12. Исследование химических свойств раствора серной кислоты. Л.о. 13. Обнаружение сульфат-иона в растворе | |
12 | Самостоятельная работа 5 по теме «Неметаллы I, VII, VI групп и их соединения». Общая характеристика элементов V (А) группы. Азот и фосфор. Положение в периодической системе. Строение атомов. Простые вещества. Физические и химические свойства (взаимодействие с кислородом и водородом). Значение для живой природы | Д. Горение фосфора. С.р. 5 | |
13 | Аммиак. Строение молекулы. Особенности промышленного синтеза аммиака. Химические свойства: взаимодействие с водой, кислотами, кислородом. Получение. Применение. Соли аммония и их свойства. Качественная реакция на ион аммония | Д. Получение хлорида аммония. Л.о. Качественная реакция на ион аммония | |
14 | Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств | П.р. 5. Получение, собирание аммиака и исследование его физических и некоторых химических свойств | |
15 | Оксиды азота (II) и (IV) | ||
16-17 | Азотная кислота. Химические реакции, лежащие в основе ее получения. Окислительные свойства азотной кислоты на примере взаимодействия с металлами и неметаллами. Нитраты. Качественное определение нитратов | Д. 5. Действие азотной кислоты на медь. Д. 6. Качественное определение нитратов. Д. 7. Образцы нитратов | |
18-19 | Краткие сведения о соединениях фосфора: оксидах, кислотах, солях. Качественная реакция на фосфат-ион | Л.о. 14. Качественная реакция на фосфат-ион в растворе | |
20-21 | Практическая работа 7. Решение расчетных задач по теме «Неметаллы» | П.р. 7. Р.з. 11. Определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции | |
22-23 | Важнейшие минеральные удобрения: азотные, фосфорные и калийные. Основные химические предприятия. Республики Беларусь. Условия рационального хранения и использования минеральных удобрений. Проблемы охраны окружающей среды | Д. 8. Образцы минеральных удобрений | |
24 | Общая характеристика IV (А) группы. Углерод и кремний. Аллотропия углерода. Сравнительная характеристика элементов и простых веществ. Химические свойства оксидов СО, CO2 и SiO2 | Д. 9. Кристаллические решетки алмаза и графита. Л.о. 15. Получение и обнаружение углекислого газа | |
25 | Угольная кислота. Карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион | Л.о. 16. Качественная реакция на карбонат-ион | |
26 | Кремневая кислота. Силикаты. Нахождение в природе. Силикатная промышленность и ее продукция | Д. 10. Образцы природных соединений кремния. Д. Коллекция стекла и строительных материалов | |
27 | Обобщение знаний по теме 6 | ||
28 | Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» | П.р. 6. Получение необходимых веществ, проведение качественных реакций, распознавание трех неизвестных, решение расчетно-экспериментальных задач | |
29 | Контрольная работа 5 по теме «Неметаллы» | К.р. 5 | |
30 | Анализ контрольной работы |
|
|
ТЕМА 8. Металлы (21ч)