КЛАСС
(4 ч в неделю; всего 144 ч, из них 1ч — резервное время)
Повторение основных вопросов курса химии 9 класса (6 ч)
Планируемый результат обучения
Называть оксиды, основания, кислоты, соли в соответствии с определенной номенклатурой;
определять принадлежность вещества к определенному классу неорганических соединений;
составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства изученных веществ;
характеризовать физические и химические свойства, способы получения и области применения неорганических соединений;
устанавливать зависимость между составом вещества, его свойствами и практическим использованием; взаимосвязь между классами неорганических соединений и подтверждать соответствующими уравнениями реакций.
Дата | № урока | Тема урока | Химический эксперимент. Расчетные задачи. Вид контроля |
1 | Основные классы неорганических соединений. Классификация, номенклатура, способы получения, физические и химические свойства оксидов | Д. Исследование свойств оксидов | |
2 | Классификация, номенклатура, способы получения, физические и химические свойства оснований | Д. Получение оснований и исследование их свойств | |
3 | Классификация, номенклатура, способы получения, физические и химические свойства кислот | Д. Получение кислот и исследование их свойств | |
4 | Классификация, номенклатура, способы получения, физические и химические свойства солей | Д. Получение солей различными способами | |
5 | Взаимосвязь между оксидами, основаниями, кислотами и солями. Самостоятельная работа 1 по теме «Основные классы неорганических соединений» | Д. Практическое осуществление цепочки взаимопревращений по схеме металл (неметалл) ® оксид ® основание (кислота). С.р. 1 | |
6 | Практическая работа 1. Получение и свойства кислот, оснований, солей. | П.р. 1. Получение и исследование свойств кислот, оснований, солей |
ТЕМА 1. Основные понятия и законы химии (14 ч)
Планируемый результат обучения
Называть авторов изученных законов;
формулировать законы сохранения массы веществ и постоянст! состава вещества; законы газового состояния вещества;
определять качественный и количественный состав веществ биологическую роль химических элементов;
характеризовать основные химические понятия: атом (масса атома, атомная единица массы, относительная атомная масса); xимический элемент; молекула (масса молекулы, относительная молекулярная, относительная формульная, молярная масса); вещество (простое, сложное, молекулярного и немолекулярного строения, аморфное);
объяснять отличие физических явлений от химических; химические превращения веществ, происходящие согласно закона сохранения массы, энергии;
применять атомно-молекулярное учение, законы сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, газового состояния вещества (закон Гей—Люссака, Бойля — Мариотта, Авогадро) при составлении уравнений реакций и проведении расчетов;
вычислять химическое количество вещества, молярную массу молярный объем, объемную долю, массовую долю элемента по формуле вещества; относительную плотность газов; химическое количество вещества по его массе и массу вещества по его химическому количеству; объемные отношения газов при химических реакциях; массу, объем, химическое количество одного из вступающих в реакцию или получающегося в результате реакции вещества; простейшие молекулярные формулы веществ по массовым долям, составу и молярной массе;
выделять и обобщать информацию, необходимую для анализа условия расчетных задач, проводить математические расчеты при решении задач (типовых и усложненных) с использованием изученных законов, приводить единицы измерения физических величин в единую систему, оформлять решение расчетных задач;
анализировать взаимосвязь между теорией и изучаемыми понятиями и законами.
Дата | № урока | Тема урока | Химический эксперимент. Расчетные задачи. Вид контроля |
1 | Предмет изучения химии. Химический смысл понятия вещества. Химическая реакция. Физические и химические свойства веществ | ||
2 | Атом. Химический элемент. Молекула. Кристалл. | ||
3 | Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химическая формула вещества. Формульная единица. Вычисление массовой доли элемента в химических соединениях | Р.з. 1. Вычисление массовой доли элемента в химических соединениях | |
4 | Количественные характеристики веществ. Относительная атомная, молекулярная и формульная массы. Моль — мера химического количества вещества. Молярная масса | Д. 1. Образцы веществ химическим количеством 1 моль Р.з. 1. Расчеты содержания элементов по формуле вещества (в граммах, молях) | |
5 | Установление эмпирических и истинных формул веществ по составу и молярной массе веществ | Р.з. 2. Установление эмпери-ческой и истинной формул вещества по составу и молярной массе вещества | |
6 | Понятие о стехиометрии. Основные стехиометрические законы химии. Закон постоянства состава. Закон сохранения массы веществ | Д. 2. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ в химических реакциях | |
7 | Стехиометрические расчеты по формулам и уравнениям химических реакций | ||
8 | Расчеты по уравнениям реакций с использованием понятия «моль» | Р.з. 3. Расчеты по уравнениям реакций с использованием понятия «моль» | |
9 | Законы газового состояния вещества: объемного отношения — Гей— Люссака, Авогадро, объединенный газовый закон. Молярный объем газа. Относительная плотность газов. Уравнения состояния идеального газа. | ||
10 | Расчеты с использованием газовых законов | Р.з. 5. Расчеты с использованием газовых законов | |
11 | Расчет объемных отношений газообразных веществ по химическим уравнениям | Р.з. 4. Расчет объемных отноношений по химическим уравнениям | |
12 | Обобщение знаний по теме «Основные понятия и законы химии» | ||
13 | Контрольная работа 1 по теме «Основные понятия и законы химии» | К.р. 1 | |
14 | Анализ контрольной работы |
ТЕМА 2. Строение атома и периодический закон (13 ч)
Планируемый результат обучения
Называть этапы развития современной химии на основе учения о строении атома; химические элементы по их символам; фундаментальные открытия в области химии, предшествующие открытию периодического закона; s-, р-, d-элементы; квантовые числа (главное квантовое число); '
давать определение изотопам, периодическому закону, периоду, группе; электроотрицательности, сродству к электрону, энергии ионизации, радиоактивности;
определять принадлежность элементов к металлам (неметаллам); число электронов в атоме; состав атомных ядер, массовое число электронов на внешнем электронном слое; высшую и низшую валентность элементов;
составлять электронные и электронно-графические формулы и схемы заполнения электронами атомных орбиталей химических элементов первых четырех периодов; формулы летучих водородных соединений и высших оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов;
характеризовать химические элементы по положению в периодической системе; электронное строение атомов; закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений (простые вещества, оксиды, гидроксиды) на основе положения элементов в периодической системе;
обосновывать значение периодического закона и периодической системы химических элементов для развития естествознания;
объяснять ядерную модель строения атома, физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы, периодического закона; закономерности изменения свойств веществ в пределах периода, группы; сходство и различие в строении атомов химических элементов, составляющих один период, одну группу (А, В) периодической системы; характер заполнения электронами атомных орбиталей; причины проявления сходных свойств у элементов, расположенных в одной группе (А или В) периодической системы;
причины проявления металлами сходных физических свойств; периодичность изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений;
устанавливать причинно-следственные связи между запасом энергии электрона и энергетическим уровнем, подуровнем, на котором он находится; закономерности в строении электронных оболочек атомов одного периода, одной группы; закономерности изменения энергии ионизации, сродства к электрону, электроотрицательности по группам и периодам; причинно-следственные связи между строением веществ, их физическими и химическими свойствами;
решать расчетные задачи изученных типов.
Дата | № урока | Тема урока | Химический эксперимент. Расчетные задачи. Вид контроля |
1 | История развития учения о строении атома. Современные представления о строении атома. Состав атомных ядер. Заряд ядра атома элемента и массовое число. | ||
2 | Ковалентная связь. Механизмы образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Направленность, насыщенность; поляризуемость, поляпность ковалентной связи | ||
3 | Валентность и степень окисления. Валентные возможности и валентные состояния атомов элементов А-групп | ||
4 | Одинарные и кратные связи. Атомные кристаллические решетки | Д. 1. Атомные кристаллические решетки | |
5-6 | Концепция гибридизации атомных орбиталей. Основные типы гибридизации. Углы связей. Пространственное строение молекул. Понятие о многоцентровых связях. Эмпирическая, молекулярная и структурная (графическая) формулы молекул | Л.о. 1. Составление моделей молекул с ковалентным типом химической связи (вода, йодоводород, хлороводород, азот, кислород) | |
7 | Ионная связь. Ионные кристаллические решетки | Д. 1. Ионные кристаллические решетки | |
8 | Химические формулы веществ с молекулярным, атомным, ионным строением | Д. 2. Образцы веществ с различными типами химической связи | |
9 | Металлическая связь. Кристаллические решетки металлов | Д. 1. Кристаллические решетки металлов | |
10 | Межмолекулярное взаимодействие. Молекулярная кристаллическая решетка. Энергия межмолекулярного взаимодействия и агрегатное состояние веществ | ||
11 | Водородная связь. Значение водородной связи | ||
12 | Обобщение знаний по теме «Химическая связь и строение вещества» | Д. 1. Кристаллические решетки веществ с разными типами химической связи | |
13 | Контрольная работа 2 по темам «Строение атома и периодический закон», «Химическая связь и строение вещества» | К.р. 2 | |
14 | Анализ контрольной работы |
ТЕМА 4. Химические реакции (16ч)