Методические указания к решению типовых задач 1-10

СТАТИСТИКА

Учебно-методическое пособие по выполнению контрольных работ

Для студентов заочной формы обучения

 

 

Великий Новгород

2017

ББК                                                                                  Печатается по решению

                                                                                    РИС НовГУ

 

 

Рецензенты

М.В.Любимова, кандидат экономических наук, профессор КБУАА

В.В. Курносов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Новгородского филиала РАНХиГС

 

 

           

Статистика. Учебно-методическое пособие по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / сост.: Н.И. Гришакина, Г.В. Фетисова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2017. – 41 с.

 

В учебно-методическом пособии разработаны 60 задач, охватывающих основные разделы общей теории статистики.

В рамках каждого раздела (темы) приводятся теоретические основы статистического анализа экономических явлений и процессов. Прилагаются статистические таблицы, необходимые для оценки статистических гипотез, а так же список литературы, позволяющий студентам более глубоко изучить учебный модуль.

Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения направлений 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.04 Государственное и муниципальное направление, 21.03.02 Землеустройство и кадастры и может быть широко использовано студентами очной формы обучения.

 

ÓНовгородский государственный

 университет, 2017

Ó Н.И. Гришакина, Г.В. Фетисова,

 составление, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫБОРА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.. 4

СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ... 5

ВАРИАЦИОННЫЕ РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.. 10

РЯДЫ ДИНАМИКИ.. 18

ИНДЕКСЫ... 26

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.. 30

ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ.. 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 44

Приложение А.. 45

Приложение Б.. 47

Приложение В.. 48

 

 

УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫБОРА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

В процессе изучения общего курса статистики студент выполняет и в установленные для него сроки представляет контрольную работу.

Цель контрольной работы - выявить, в какой степени студентом усвоен учебный материал, умеет ли он применять на практике изученные приемы обработки статистических данных.

Выполняя работу, студент должен подробно описать все расчеты, не ограничиваясь только приведением ответов; применяя формулы, необходимо привести эти формулы и указать, что обозначают символы; сформулировать краткие выводы. Расчеты могут быть выполнены вручную или с применением ППП.

В конце работы необходимо поместить список использованной литературы.

Все страницы работы следует пронумеровать и на них оставить поля; работа должна быть написана аккуратно и разборчиво, либо отпечатана. На титульном листе контрольной работы написать фамилию, имя и отчество полностью, номер группы и зачетной книжки.

Настоящее издание содержит шестьдесят отдельных задач. Студент решает только шесть задач в соответствии с указаниями, данными ниже.

 

Таблица 1

Указания для выбора вариантов задач

Последняя цифра номера зачетной книжки студента

Номер задачи

1 1 20 25 31 48 57
2 2 19 24 32 47 58
3 3 18 23 33 46 52
4 4 17 22 40 45 51
5 5 16 21 39 44 53
6 6 15 26 38 43 54
7 7 14 27 37 42 55
8 8 13 28 36 41 56
9 9 12 29 35 49 60
0 10 11 30 34 50 59

 

Замена задач при выполнении контрольной работы не допускается.

По всем вопросам, возникающим при выполнении настоящей контрольной работы, следует обращаться на кафедру финансов и статистики института экономики и управления (ул. Псковская, д.3, ауд. 505)

 

 

СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Методические указания к решению типовых задач 1-10

Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику признака в статистической совокупности в конкретных условиях места и времени [35]. Она должна вычисляться с учетом экономического содержания определяемого показателя и качества исходных данных. В каждом конкретном случае используется одна из средних величин:

- средняя геометрическая;

- средняя гармоническая;

- средняя арифметическая;

- средняя квадратическая;

- средняя кубическая и др.

Эти средние относятся к классу степенных средних и объединяются общей формулой (при различной величине k):

 

,

 

где  - средняя величина исследуемого явления;

 - отдельное значение исследуемого явления (вариант);

   - показатель степени средней величины.

Когда значения каждого варианта встречаются неоднократно, необходимо исчисление взвешенных средних. В общем виде взвешенные степенные средние описываются выражением:

 

,

 

где  - частота повторений отдельных значений исследуемого явления (вес).

Частотами могут быть абсолютные и относительные величины, взятые в процентах или коэффициентах (частости). Метод расчета средней и конечный результат от этого не изменится.

Если исследователь имеет дело с данными в виде интервальных рядов распределения, то средняя взвешенная величина определяется:

 

.

 

Чтобы применить эту формулу необходимо варианты признака в интервальном ряду выразить одним числом (дискретным), за такое дискретное число принимается средняя арифметическая простая из верхнего и нижнего значения интервала. Так, для первой группы дискретная величина х будет равна:

 

,

 

где хн, хв - нижнее и верхнее значение признака в интервале соответственно.

Применяемые в статистическом исследовании средние величины представлены в таблице 2.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: