Концепция управления инновационной политикой металлургических предприятий

 

В круге задач, решаемых в настоящее время в российской экономике, несомненно, важную роль играет обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности предприятий. Отсюда вытекает растущий интерес к таким направлениям в сфере управления, которые, соответствуя целям повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, позволяют в то же время сохранять их финансовую независимость и стабильность в различных, неизбежно изменяющихся ситуациях.

Подобный подход ведет к признанию приоритетности в рассматриваемой области инновационного менеджмента, то есть деятельности, ориентированной на получение в производстве в результате разработки и реализации оптимальных управленческих решений нового положительного качества того или иного намеченного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и т.д.).

Повышение эффективности производственных процессов предполагает широкомасштабное внедрение прогрессивных нововведений. Эффект при этом следует оценивать с точки зрения не только экономической, но и научно-технической, социальной, экологической, правовой и др. При этом необходимо иметь в виду, что основное влияние на качественный уровень конечных результатов производства и управления оказывают инновационные процессы, которые и образуют предмет инновационного менеджмента.

Из такой трактовки следует, что управление инновационными процессами на любом уровне предполагает их качественные и количественные изменения. Они обусловливаются применением современных средств, обеспечивающих единство науки, техники, производства, потребления, нацеленное на удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте. Такова основная задача инновационного менеджмента на всех предприятиях и фирмах, а не только тех, что лидируют в передовых наукоемких отраслях. Для улучшенного решения этой задачи необходимо тщательное изучение прогрессивного опыта управления исследованиями и разработками там, где обнаружилось умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, достигнуты хорошие результаты внутрифирменного взаимодействия при прохождении новой идеи по всем фазам инновационного цикла и т.д.

Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой.

Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия [15].

Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.

При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода [17].

Первый подход ставит целью инноваций получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.

Второй подход ставит целью внедрения завоевание (закрепление) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.

При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности (рисунок 5):

Области инновационной политики
Исследования и разработки
Повышение качества и сертификация продукции
Обновление производственной базы
Освоение рынка инноваций

 

 


Рисунок 5- Области инновационной политики

   

К основным принципам инновационной политики следует отнести:

- соответствие требованиям рынка;

- доминирование стратегических параметров;

- комплексность;

- непрерывность;

- адаптивность;

- поисковую активность;

- многовариантность;

- эффективность и учёт неопределённости.

Политику развития промышленного предприятия можно разделить на инновационную и неинновационную.

По характеру развития инновационную политику делят на: политику НИОКР и политику внедрения и адаптации нововведений.

Политика НИОКР связана с проведением предприятием исследований и разработок (лицензионная, политика параллельной разработки, исследовательского лидерства, опережающей наукоёмкости, следования жизненному циклу).

Политика адаптации нововведений относится к системе обновления производства и вывода продуктов на рынки (политика поддержки продуктового ряда, ретро нововведений, продуктовой имитации, технологического трансферта, вертикального заимствования, стадийного преодоления, процессной имитации, следования за рынком, технологической связанности, радикального опережения, выжидания лидера, сохранения технологических позиций).

Классификатор направлений инновационной политики промышленного предприятия представлен в таблице 4.

 

Таблица 4 – Морфологический классификатор инновационной политики предприятия

 

Классификационный признак

Вид инновационной политики

По согласованности элементов

Сбалансированная

Несбалансированная

По периоду реализации

Краткосрочная

Среднесрочная

Долгосрочная

По направлению

Внешняя

Внутренняя

По степени новизны

Базисная

Улучшающая

Псевдоинновационная

По причине возникновения

Реактивная

Упреждающая

По отрасли промышленности

Электроэнергетика

Топливная

Черная метал­лургия

Цветная метал­лургия

Химическая

Пищевая

Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная

Промышленность стройматериалов

Машиностроение и металлообработка

Другая отрасль

По предмету исследования

форма управления

система выбора нововведений

Определение целей и механизмов

Программа управления

Комплекс мероприятий

Система предпочтения

Фундамент построения стратегии

Другое
По виду эффекта от реализации

Научно-технический

Экономический

Социальный

Интегральный

Другой

По затратам

Крупно

Средне

Низкозатратная

По результативности

Высоко

Средне

Низкорезультативная

По степени риска

Высоко

Средне

Низкорисковая

По характеру развития

Политика НИОКР

Политика внедрения и
адаптации инноваций

                                           

 

Поскольку инновационный аспект присущ всем сферам деятельности предприятия, то в рамках стратегического управления инновационная политика обеспечивает координацию и взаимосвязь всех других функциональных политик организации. То есть, инновационная политика должна отражать задачи и функции каждого из её основных элементов (рисунок А.1).

Организационно-управленческая политика, будучи элементом инновационной политики, представляет собой систему предпочтений выбора тех или иных управленческих решений и типа организационной структуры.

Основные задачи, стоящие перед НИОКР, включают: определение научного потенциала предприятия; выработку политики в научной и конструкторской сферах; обеспечение опытного производства; создание механизмов принятия решений, с помощью которых происходит реализация, контроль и оценка эффективности проводимой политики в научной сфере.

Маркетинговая политика имеет своей целью разработку поведения предприятия на рынке и ставит перед собой необходимость решения следующих задач: проведение маркетинговых исследований; выработку товарной, сбытовой, ценовой, коммуникационной и сервисной политик.

Производственная политика представляет собой систему предпочтений выбора конкретных видов ресурсов; технологических способов обработки, производства и сборки изделий; методов формирования технической политики, способов проведения политики обеспечения производства и т.д.

Техническая политика определяет возможности внедрения инноваций. Задачами технической политики являются: изучение возможностей производства и требований к нему, выработка направлений технического перевооружения, модернизации и реконструкции действующего производства.

Экономическая политика промышленного предприятия определяет порядок управления всеми денежными потоками на предприятии и включает в себя учётную, налоговую, финансовую и внешнеэкономическую политики.

Финансовая политика представляет собой систему предпочтений выбора способов и методов управления производственно-хозяйственными ресурсами предприятия. Инвестиционная политика включает в себя определение общей потребности в инвестициях, выбор и реализацию наиболее эффективных форм инвестирования, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, контроль за использованием средств и расчёт эффективности инвестиций в инновации.

Грамотная социальная политика способствует стимулированию творческо-креативной деятельности и повышает уровень инновационной восприимчивости, что приводит к активизации инновационной деятельности. В рамках социальной политики реализуется кадровая политика, политика оплаты труда, экологическая политика и внедряется корпоративная культура.

Формирование инновационной политики предприятия строится на основе учёта взаимодейстия её элементов с использованием методов математической статистики: корреляционного и регрессионного анализа.

Сутью процесса формирования сбалансированной инновационной политики предприятия является определение направления развития каждого из показателей деятельности организации и построение экономико-математической модели, определяющей взаимосвязь между уровнем и темпами развития каждого элемента инновационной политики и показателями деятельности организации в целом с учётом лага во времени и минимизации капитальных вложений.

Концептуальная модель инновационного развития промышленного предприятия, графическая интерпретация которой имеет вид спирали относительно параметра времени, рыночных возможностей и менеджмента знаний представлена на рисунке 6.

C```
D R
R ср
0
Время, t, усл. ед
Рентабельность СК, %
Время, t, усл. ед
Рыночные возможности/ менеджмент знаний фирмы
0
TT
DРВ
Dt
МО
B```
C``
A```
D``
B``
C`
B`
C
B
A``
D`
A`
D
A
D I
IT`

 


Рисунок 6 – Модель инновационного развития

Организация, выйдя на инновационную траекторию развития (IT `), может рассчитывать на «инновационный бонус» (D I), который представляет собой агрегированный эффект, полученный от экономии рабочего времени (D t) при достижении организацией запланированных целей в результате приращения рыночных возможностей (DРВ) на основе менеджмента знаний при проведении сбалансированной инновационной политики. Инновационный бонус можно определить, вычислив площадь заштрихованной фигуры.

Модель инновационного развития предприятия следует рассматривать в совокупности с процессом промышленного нововведения. Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Инновационный процесс рассматривается с трёх точек зрения: как параллельно-последовательное осуществление видов деятельности, как временные этапы жизненного цикла нововведения, как процесс инвестирования разработки нововведения. Анализ моделей приводит к следующему выводу: инновационный процесс не заканчивается созданием нового продукта, это процесс с обратной связью, имеющий непрерывный характер.

При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:

- наличие новых значимых технических решений, способных обеспечить рыночный успех;

- наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений.

Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:

- целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;

- приоритетность – выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;

- альтернативность проектных решений – разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;

- комплексность – охват инновациями смежных сфер деятельности;

- обоснованность – обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;

- адаптивность – корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.

Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.

Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.
Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников.

К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.

Внутренняя среда – это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции.

К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:

- материало-, энерго- и фондоёмкость производства;

-  технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;

- степень износа основных фондов и т. д.

Основными факторами, способствующими реализации инновационной  политики предприятия, являются:

- наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;

- высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;

- наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;

- наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности;

- наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики.

Повышение конкурентоспособности продукции вследствие проведения мероприятий инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей [18]:

- уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции);

- уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции);

- уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции);

- уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции).

Формой документального представления основных положений инновационной политики предприятия является соответствующая программа. В ней отражаются взаимосвязанные по срокам, ресурсам и исполнителям основные цели, задачи и этапы реализации на относительно близкую либо более отдаленную перспективу.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

- разработку планов и программ инновационной деятельности;

- наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

- рассмотрение проектов создания новых продуктов;

- проведение единой инновационной политики: координация деятельности в этой области в производственных подразделениях;

- обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

- обеспечение инновационной деятельности квалифицированными кадрами;

- создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идей до серийного производства продукции.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: