double arrow

Градостроительство и землепользование

 
 

 

Планировочная структура города сформирована системой транспортных магистралей, зеленым каркасом с системой пешеходных связей и соответствием масштабу малого города.

Продольная автомагистраль городского значения разделяет территорию города на две доли. В северной части застроенной территории обе доли занимает жилая застройка. Южнее, восточная доля городских земель занимается под жилую застройку и парковое строительство. Участки западной доли используются под коммунально-промышленные функции. Происходит четкое зонирование территории города на две крупные составляющие. Причем обе составляющие имеют перспективы для развития. Жилые территории обращены к природному комплексу и развиваются не только количественно, но и повышая качество среды. Промышленные функции развиваются на территории, имеющей достаточный потенциал и возможности инженерно-технического обеспечения.

Планировочная структура города объединяет существующую центральную часть, южные участки и новые восточные земли, образуя «подкову» вокруг водохранилища.

Селитебная территория города в соответствии с Генеральным планом (рисунок 1.2) состоит из трех жилых районов. Первый включает 1, 2, 3, 4, 6 микрорайоны. Второй жилой район включает 5, 7, 8 микрорайоны. Третий жилой район включает 9 и 10 микрорайоны на восточных землях.

 

Рисунок 1.2. Генеральный план города Десногорска

 

Сегодня наиболее заселенной является территория 1-го района, представленная на рисунке 1.3.

 

Рисунок 1.3. Карта наиболее заселенной части города Десногорска

 

Типология жилой застройки 1-ого жилого района представлена преимущественно 9-16 этажными многоквартирными домами, за исключением коттеджной застройки 6-ого микрорайона. 2-ой и 3-ий жилые районы застраиваются частично 3-5 этажными многоквартирными домами и индивидуальными коттеджами с приусадебными участками. Территория первоочередного 5-ого микрорайона включается новым звеном в планировочную структуру города.

Формируется рекреационная инфраструктура береговой зоны, в которую входят участки леса, преобразованные в благоустроенную парковую территорию с пляжами, выходами к воде садовых участков, спортивно-рекреационными и спортивно-оздоровительными объектами.

Широтная композиционная ось развивается и усиливается третьим жилым районом восточнее водохранилища в районе пос. Присмара. Между жилыми зданиями размещены ясли-сады, школы, объекты торгово-бытового назначения. Минимальные нормативные санитарно-защитные зоны (СЗЗ) ‑ 50 м, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 – выдерживаются.

Практически весь существующий жилой фонд города по своим физическим и техническим характеристикам является капитальным и благоустроенным.

Общественно-деловая зона находится в стадии формирования, сеть культурно-бытового обслуживания населения представлена отдельными учреждениями, разбросанными по территории города, однако уже сейчас выделяются территории специализированного общественно-делового назначения (гостиница, банк, центр досуга).

На северо-восточной окраине города в 6 микрорайоне на территории МСЧ-135, расположены большинство учреждений здравоохранения. Они представлены стационаром (включая детское отделение, отделение неврологии, инфекционное, акушерское, патологоанатомическое отделения), взрослой и детской поликлиниками, женской консультацией, станцией скорой помощи.

На западной окраине 3 микрорайона находится рынок на 75 крытых торговых мест.

Планировочное формирование и функциональное использование территории г. Десногорска, как ярко выраженного монопрофильного города, обусловлено размещением в нем Смоленской АЭС (САЭС). Объекты производственного и коммунально-складского назначения формируют две территориально обособленные зоны.

Промышленная зона, в которой размещены основные промышленные объекты г. Десногорска, оказывающие значимое воздействие на окружающую среду, расположена в пределах 3-километровой зоны САЭС, 2 км северо-западнее основных жилых массивов.

Коммунально-складская зона размещена на юго-западной окраине г. Десногорска. Зона сформирована объектами энергетики (АО «ЭлС»), предприятиями пищевой промышленности (тепличное хозяйство, хлебозавод ООО «Десна-хлеб»), производства полиэтиленовой пленки (ООО «Полимер», ООО «Десногорский полимерный завод»).

Планировочная организация промзоны САЭС и коммунально-складской зоны г. Десногорска с точки зрения воздействия на окружающую среду в целом благоприятна:

- большинство объектов высоких классов опасности находятся в относительной глубине промзоны САЭС. Транспортное обслуживание предприятий не оказывает негативного воздействия на жилую застройку, т.к. осуществляется со стороны промзоны, максимально удаленной от жилой застройки;

- коммунально-складская зона не имеет в своем составе объектов высоких классов санитарно-гигиенической опасности, при этом классы опасности постепенно снижаются по мере приближения к жилым микрорайонам;

- вдоль границ селитебной территории размещены автостоянки и гаражи.

В границах муниципального образования расположены земельные участки, используемые жителями для садоводства и огородничества. Исторически сложились пять наиболее крупных массивов коллективных садов:

- массив 1 - расположен в северной части Десногорска, между береговой линией водохранилища и Десногорским городским лесничеством;

- массив 2 - расположен в крайней северо-восточной части г. Десногорска;

- массив 3 - расположен в крайней восточной части г. Десногорска;

- массив 4 - расположен в юго-восточной части г. Десногорска между а/д Десногорск - Екимовичи и р. Десна;

- массив 5 - расположен в юго-западной части г. Десногорска между а/д Десногорск - Екимовичи и городской чертой.

Сложившаяся ситуация определяет приоритеты пространственного развития города Десногорск: застройка новых микрорайонов с учетом обеспечения их жителей объектами социальной, коммунальной, дорожной и прочей инфраструктуры.

 

Бюджет

 
 

 

Динамика доходов бюджета города Десногорск в 2010-2019 представлена на графике 1.55.

 

График 1.55. Динамика и структура доходов бюджета г. Десногорск, млн. руб.

 

Анализ графика позволяет сделать вывод об отсутствии ярко выраженных тенденций. Можно отметить нестабильный рост объемов безвозмездных поступлений и небольшой рост объемов налоговых доходов в период 2014-2019 годов. Однако, эти изменения имеют скорее инфляционную природу.

Одним из наиболее существенных недостатков безвозмездных поступлений является их зависимость от наполняемости бюджетов других уровней бюджетной системы, взаимодействия органов местного самоуправления с их представителями, корректировки нормативной базы. Похожие проблемы присутствуют и в сфере поступления налоговых доходов бюджета – их снижение возможно в результате изменений в законодательстве, перераспределяющих налоговые доходы между уровнями бюджетной системы. Вероятность указанных изменений, учитывая тенденции развития страны и региона, весьма высока.

В 2011-2019 годах в налоговых доходах городского бюджета от 84 до 92 % составлял налог на доходы физических лиц. Это дает направления для дальнейшего развития налогового потенциала:

- работа с юридическими лицами по вопросам дальнейшего повышения уровня оплаты труда;

- содействие в создании (создание) новых и расширении штатов действующих организаций;

- повышение уровня оплаты труда в организациях муниципального сектора экономики.

Информацию о безвозмездных поступлениях в бюджет города можно увидеть на графике 1.56.

Среди безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней бюджетной системы в 2011-2019 годах от 58 до 87 % составляли субвенции (под которыми понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации).

 

График 1.56. Динамика и структура безвозмездных перечислений
в бюджет города Десногорск, млн. руб.

 

В 2017-2019 годах объединенная доля субсидий и дотаций составляла 8-12 % в структуре доходов (17-24 % от общего объема безвозмездных поступлений), что указывает на достаточно высокий уровень собственной обеспеченности бюджета города Десногорск, по сравнению с бюджетами других муниципальных образований региона. Существенного роста этих статей доходов бюджета в ближайшем будущем ожидать не следует, более того, в случае развития собственной экономической базы, будет происходить их сокращение.

Поскольку политика в сфере перераспределения налоговых доходов и перечисления безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней бюджетной системы зависит от факторов, на которые муниципалитет не может оказывать влияние, наиболее предсказуемым и надёжным источником доходов бюджета являются неналоговые доходы, которые в текущей ситуации в городе Десногорск не играют существенной роли в формировании бюджета. На графике 1.57 представлена информация о неналоговых доходах городского бюджета.

Крайне незначительная доля неналоговых доходов в структуре бюджетных поступлений, сегодня дополняется их негативной динамикой в период с 2014 до 2018 года, а их незначительное увеличение в 2019 году не является сигналом перелома указанной тенденции, что объясняется выявленной структурой. Двумя наиболее значительными элементами неналоговых доходов бюджета города Десногорск на протяжении 10 лет (за исключением 2012 года) являются «доходы от использования имущества» и «доходы от продажи активов». Две указанные статьи доходов являются взаимосвязанными: чем больше доходы от реализации имущества, тем меньше доходы от его использования. При этом необходимо отметить, что, продавая имущество, муниципалитет получает доход в текущем периоде, но утрачивает право на получение доходов от этого имущества в будущем.

Рост доходов от использования имущества в отдельные периоды объясняется повышением арендной платы за пользование муниципальным имуществом и воздействием других подобных факторов. Логичным следствием реализации имущества, довольно активно проходившего в 2014-2017 годах, является снижение доходов от использования оставшейся его части.

 

 

График 1.57. Динамика и структура неналоговых доходов бюджета г. Десногорск, млн. руб.

 

Для наращивания объемов неналоговых доходов необходимо ввести ограничения на реализацию муниципального имущества и прилагать усилия к развитию имущественного комплекса муниципалитета, передавать временно неиспользуемое имущество в аренду коммерческим хозяйствующим субъектам.

Динамика расходов бюджета представлена на графике 1.58.

 

 

График 1.58. Динамика и структура расходов бюджета г. Десногорск, млн. руб.

В целом за период 2010-2019 годов наибольшую долю в затратах имели две сферы муниципального хозяйства: образование (в среднем его доля составляла 54,6 % от общего объема затрат бюджета) и ЖКХ (12,7 %). Остальные отрасли финансировались в объемах, не превышающих в среднем 8 %.

Необходимо отметить, что в расходах на образование, основную часть средств составляют расходы на оплату труда персонала муниципальных организаций (эти средства в значительной степени поступают в виде субвенций из бюджетов других уровней). Аналогичная структура расходов и в других отраслях муниципального хозяйства, таких как культура, физкультура и спорт, социальная политика, которые, вместе с образованием, принимают на себя более 69 % от затрат муниципалитета.

Проведенный анализ бюджета муниципального образования позволяет сделать следующие выводы:

- присутствует необходимость развивать собственные источники получения средств;

- необходимо изыскивать возможности повышения эффективности расходования бюджетных средств, особенно в тех направлениях, которые финансируются за счет собственных доходов бюджета муниципального образования;

- существенного роста налоговых доходов и безвозмездных поступлений в период до 2030 года ожидать не следует;

- определить те сферы, финансирование которых необходимо увеличивать, будет возможно после определения целей (задач) развития города, а также методов и инструментов их достижения.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: