120 В этой главе я хочу развить общий социологический подход к осмыслению социальных структур на конкретном рынке (сходный подход см.: [Baker et al. 1998]). Для этого необходимы два основных элемента: 1) социологическая модель действия, описывающая поведение предпринимателей и менеджеров на рынке, и 2) теория рыночного устройства, основанная на теории полей. Я использую эту концептуальную рамку для выдвижения утверждений о динамике этого устройства, стабильности и трансформации рынков.
Далее я использую эту рамку для изучения процесса создания стабильных рынков и рыночных институтов в Соединённых Штатах и некоторых нынешних усилий по построению рыночного общества в бывших социалистических странах. Обсуждаю вопрос о том, что означает утверждение о глобализо-ванности рынка с позиций настоящего подхода, и рассматриваю его следствия для проблемы формирования глобальных рыночных институтов. Наконец, анализирую то, как по мере роста и экспансии рыночного общества, хозяйства становятся более стабильными ввиду усиления диверсификации предприятий и приумножения рынков.
РЫНКИ КАК ПОЛЯ
Большинство ключевых положений социологии рынков сформировалось как реакция на воззрения неоклассической экономической теории о функционировании рынков. X. Уайт выдвинул идею, что стабильные производственные рынки способны возникать лишь в том случае, когда акторы в своём поведении ориентируются друг на друга, что идёт вразрез с основной предпосылкой неоклассической теории об анонимности акторов [White 1981; Уайт 2010]. М. Грановеттер развил этот аргумент, утверждая что все формы экономического взаимодействия погружены в социальные отношения, назвав это «укоренённостью рынков» [Granovetter 1985; Грановеттер 2004]. Различные иссле-
120
дователи приводили свидетельства в пользу того, что укоренённость рынков оказывает воздействие, которое не могут предсказать экономические модели [Burt 1983; Zelizer 1983; Baker 1984; Fligstein 1990; Uzzi 1996; 1999; Уци 2007; Baker, Faulkner, Fisher 1998; Бейкер, Фолкнер, Фишер 2006].
Эмпирические исследования не смогли прояснить теоретическую природу социальной укоренённости рынков. Грановеттер утверждает, что наиболее важным понятием является сетевая соотнесённость (network relatedness) [Granovetter 1985]. Р. Берт полагает, что сети возникают как результат ресурсной зависимости (resource dependence) [Burt 1983]. Полольный считает сети основанием и следствием возникновения статусной иерархии [Podolny 1993]. Б. Уци, Р. Гулати и М. Гарджило берут за основу отношения доверия в повторяющихся рыночных трансакциях [Uzzi 1996; 1997; 1999; Gulati, Gargiulo 1999]. Н. Флигстин и П. Брантли утверждают, что социальные отношения внутри и между предприятиями и более формальные взаимоотношения с государством являются ключевыми для понимания того, как возникают стабильные рынки [Fligstein 1990; Fligstein, Brantley 1992]. Кемпбелл, Линдберг и Холлингсворт применяют схожий подход и исследуют возникновение в различных отраслях того, что они называют «структурами управления» (governance structures) [Campbell, Lindberg 1990; Campbell, Hollingsworth, Lindberg 1991]. Институциональная теория относительно исследований организаций предполагает, что институциональные предприниматели создают новые конфигурации социального порядка в организационных полях с помощью влиятельных групп интересов как внутри, так и вне государства [DiMaggio 1988; DiMaggio, Powell 1991].
Эти подходы были подкреплены сравнительными исследованиями индустриальных организаций, в которых показано, как взаимодействия между государством и предприятиями в различных обществах создают неповторимые культуры производства [Hamilton, Biggart 1988; Chandler 1990; Gerlach 1992; Whitley 1992; Wade 1990; Amsden 1989; Dyas, Thanheiser 1976; Mueller 1980; Stockman, Zeigler, Scott 1985; статьи в Chandler, Amatori, Hikino 1997]. Конвергенции промышленно развитых стран к одной-единственной форме не происходит [Fligstein, Freeland 1995]. Напротив, рынки структурируются множественными социальными отношениями внутри обществ и между обще-
121
ствами. Эти наблюдения поставили под сомнение утверждение экономистов-неоклассиков о том, что рынки отбирают эффективные формы, которые с течением времени сходятся к единой форме1.
Чтобы продвинуть эту дискуссию, я хотел бы предложить новый подход на основе уже существующих работ. Основное его положение заключается в том, чтобы рассматривать структурированный обмен (т.е. рынки) как поле. Социальная структура поля является культурной конструкцией, за счёт которой доминирующие и доминируемые предприятия сосуществуют в среде общих представлений, объясняющих, почему определённые организации доминируют. Это напоминает то, что Подольный назвал «статусной иерархией» [Podolny 1993]. Взаимодействия между предприятиями являются культурными конструкциями, которые осознаются их участниками. Обе стороны связаны «игрой», в которой целью доминирующих акторов является воспроизводство выгодного для них положения, а целью доминируемых — либо напрямую бросить вызов лидерам, либо принять свою подчинённую роль, которая, впрочем, также позволяет им стабильно существовать.
Чтобы применить теорию полей к рынкам, необходимо уделить основное внимание действиям организаций, производящих товары или услуги. Предприятия-лидеры — это те предприятия, которые занимают доминирующее положение в поле благодаря своим размерам, способности определять продукт и предпринимать действия по воспроизводству своего положения по отношению к более мелким предприятиям-претендентам. Основная идея состоит в том, что ценовой механизм на отдельном рынке (т.е. баланс спроса и предложения) имеет
1 Экономика финансов, теория агентских соглашений и теория трансак-ционных издержек являются попытками определить, как развиваются максимизирующие полезность социальные отношения, регулирующие предприятия и отрасли. Некоторые их сторонники полагают, что на любом рынке (определённом по продукту или географически) в конечном счёте произойдёт конвергенция всех предприятий [Jensen 1989], в то время как другие признают, что существовавшие ранее социальные отношения могут предоставить дополнительные источники эффективности [Williamson 1991]. Эволюционная теория [Nelson, Winter 1982] и тезисы о зависимости от ранее избранного пути (path dependence) [Arthur 1989] могут быть использованы сходным образом для объяснения изменений на реальных рынках.
122
свойство дестабилизировать положение всех предприятий на рынке. Так происходит потому, что он подталкивает все предприятия сбивать цены, что угрожает финансовой стабильности этих предприятий.
Целью доминирующих предприятий является выработка понимания путей преодоления этой потенциальной дестабилизации. Предприятия формируют своё поведение по отношению друг к другу с целью убеждения доминирующих предприятий не вступать в прямую борьбу друг с другом и получения гарантий того, что предприятия-претенденты не станут разворачивать ценовую конкуренцию. Следовательно, социальные структуры рынков являются в своей основе системами власти, посредством которых доминирующие предприятия используют тактики и стратегии для обеспечения собственной стабильности и сохранения своих преимуществ над предприятиями-претендентами.
С этих позиций функцией сетей, сформированных среди покупателей, поставщиков, а также среди конкурентов, является решение проблем конкуренции и неопределённости для предприятий. Они предоставляют информацию о поведении других предприятий. В случае долгосрочных отношений поставок они гарантируют, что поставщики не уйдут к конкурентам. Они также гарантируют, что покупатели предпочтут тех поставщиков, с кем они имеют долгосрочные отношения. В случае альянсов или совместных предприятий между конкурентами они объединяют позитивные свойства предприятий. Такая взаимозависимость производит стабилизирующий эффект для предприятий, которые иначе были бы конкурентами, и уменьшает соперничество между ними [Gulati, Gargiulo 1999; Kogut, Shan, Walker 1992].
Эти тактики и стратегии по недопущению ценовой конкуренции не всегда успешны. Стабильные рынки возникают далеко не всегда, тогда как предприятия всегда могут бросить вызов друг другу, снижая цены. Но тактики предприятий по контролю над конкуренцией не сводятся только лишь к удержанию цен на заданном уровне, как предполагается в неоклассической экономической теории. Доминирующие предприятия или коалиции предприятий могут разыгрывать множество вариантов стратегических игр для получения преимуществ и стабилизации ситуации.
123
В построение рынков вовлечены два взаимосвязанных набора социальных отношений, которые можно назвать «проектами контроля» [White 1992]. Во-первых, должна быть решена проблема внутрифирменной борьбы за власть. Внутрифирменная борьба за власть происходит по поводу того, кто контролирует организацию, как она организована, и как анализируется текущая ситуация на товарных рынках. Во-вторых, акторы на предприятиях-лидерах и предприятиях-претендентах должны распознать социально-стабилизирующее влияние существующих отношений между предприятиями. Понимание этого структурирует их взаимодействия, предлагая им интерпретации поведения других предприятий [White 1981].
Во внутрифирменной борьбе за власть выигрывают те, кто обладает более убедительным видением того, как организовать работу внутри предприятия и как взаимодействовать с основными конкурентами. Чтобы соединить это видение с реальными социальными отношениями между предприятиями, я ввёл понятие «концепции контроля». В этом смысле, концепция контроля есть не что иное, как повествование о том, что представляет собой предприятие и каково его место среди основных конкурентов. Также это ещё и интерпретативная рамка для понимания и оправдания собственных действий по отношению к другим.
Создание рыночных институтов — это культурный процесс, протекающий в двух измерениях. Права собственности, структуры управления, концепции контроля и правила обмена определяют социальные институты, необходимые для построения рынков. Эти организующие технологии предоставляют акторам инструменты для участия в рыночной деятельности. Рыночные миры — это миры социальные. Следовательно, подобно остальным социальным мирам, они работают по определённым принципам. Акторы вовлечены в политические действия между собой, что отражает локальные культуры, которые определяют социальные отношения, а также самих акторов и то, как они могут интерпретировать поведение друг друга [Geertz 1983].