Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.
Таким образом, рассмотрев возможности компании ООО «Лотус», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.
Так как компания работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх. Это можно сформулировать следующим образом: сначала минимизировать издержки и тем самым укрепить свою конкурентную позицию, при этом освоить продажу в уже имеющихся магазинах сопутствующих товаров (картины, осветительные приборы, покрывала, зеркала и другие предметы дизайна и интерьера), затем выйти на новые рынки, заключив договора в регионах, затем закрепиться в них, путем покупки существующих торговых мебельных предприятий, а в дальнейшем стремиться к приобретению доли акций производящих предприятий.
Метод предполагает формирование в системе координат матрицы, на сетке которой наносятся позиции продукции
№ | Наименование продукции | Объем реализации | Емкость рынка в2009 г. | Реализовано конкурентов 2009 г | |||
2009 | 2010 |
|
| ||||
| |||||||
1 | Кресла | 8622 | 8700 | 112222 | 24222 | ||
2 | Диваны | 17322 | 19400 | 86222 | 11422 | ||
3 | Столы | 11422 | 9400 | 78222 | 8322 | ||
4 | Парты | 9222 | 7600 | 48822 | 14522 | ||
5 | Тумбы | 11022 | 6000 | 117222 | 10022 | ||
6 | Шкафы-купе | 7822 | 8100 | 81222 | 14022 | ||
7 | Комоды | 6222 | 8000 | 39222 | 4522 | ||
8 | Журнальные столы | 4922 | 5400 | 144222 | 8922 | ||
9 | Кровати | 4522 | 2900 | 108222 | 7622 | ||
Расчётные данные для построения матрицы БКГ
Показатели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Темп роста | 1,01 | 1,12 | 0,82 | 0,82 | 0,54 | 1,04 | 1,29 | 1,1 | 0,64 | ||
Доля рынка «Фарма-мебель», % | 7,75 | 22,5 | 12,02 | 15,57 | 5,12 | 9,97 | 2,04 | 4,73 | 2,68 | ||
Доля рынка конкурента, % | 21,58 | 13,25 | 10,64 | 29,74 | 8,55 | 17,26 | 11,53 | 7,81 | 7,04 | ||
Относительная доля проедприятия | 0,36 | 1,70 | 1,13 | 0,52 | 0,60 | 0,58 | 0,18 | 0,61 | 0,38 | ||
Доля в общем объеме продаж, % | 11,52 | 25,69 | 12,45 | 10,07 | 7,95 | 10,73 | 10,6 | 7,15 | 3,84 | ||
Общий объем производства | 75500 | ||||||||||
Анализируя матрицу БКГ можно сделать следующие выводы. Положение внутри матрицы подсказывает возможную стратегию: для «звезд» (товар 2) - сохранение лидерства и сохранение конкурентных позиций, при замедлении темпов роста рынка товар 2 перейдет в группу товаров «коровы», при этом относительная доля рынка останется высокой; для «собак» можно предложить следующую стратегию - для товаров 4 и 5 можно отыскать возможности для дифференциации и завоевать с их помощью сильную позицию в какой-нибудь рыночной нише, продукт можно использовать как объект агрессивной ценовой политики против очень крупного конкурента, поскольку для него реакция на изменения будет стоить очень больших денег, а вот для товара 9 необходим уход с рынка; для группы «кошки» следующая стратегия - для всей группы обязательным является увеличение относительной доли рынка, для этого необходимо инвестирование и селективное развитие, эти товары уже имеют точку опоры на растущем рынке, но если их рыночную долю нельзя увеличить, они превратятся в «собак», для завоевания их доли на рынке необходимо затратить определенные ресурсы, что требует смелости от руководства, потому что товары не имеют больших продаж, в конечном итоге продукты можно продать фирме, у которой имеется лучшая позиция для их размещения на рынке; для «коровы» (товар 3) - получение максимальной прибыли. Товар, обладающий высокой долей на рынке с низким ростом, является прибыльным и служит источником наличных денег. Прибыль от реализации этого товара может быть использована для поддержки других товаров, находящихся в фазе развития. Стратегия должна состоять в том, чтобы управлять достаточно консервативно и умеренно, но при этом хорошо защищаться от действий конкурентов. Положение в матрице позволяет оценить денежные потребности и потенциал рентабельности. Прибыль в принципе является функцией конкурентной позиции; денежные потребности обычно определяются фазой жизненного цикла, т.е. степенью зрелости базового рынка