Финансовые и инвестиционные отношения между Казахстаном и Китаем

Банки Казахстана и Китая войдут в зону оказания финансовых услуг АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».

Данное решение было принято на Первом международном форуме в области финансовых инноваций, в работе которого приняла участие Палата предпринимателей Алматинской области.

Основной темой форума, прошедшего в СЭЗ МЦПС «Хоргос» СУАР КНР стало обсуждение Казахстанско-Китайского финансового сотрудничества, принципы работы коммерческих банков Казахстана и Китая а также возможности кредитования и финансирования инвестиционных объектов на территории МЦПС.

Со стороны китайских банкиров поступило предложение использовать в торговле национальную валюту. Планируется, что в ближайшем будущем на территории МЦПС откроются дополнительные филиалы банков второго уровня приграничных государств.

Обменные операции и другие банковские услуги будут оказываться посетителям МЦПС на местах, а это экономия времени и денег. Открытие филиалов облегчит конвертацию национальной валюты, увеличит объем товарооборота, ускорит развитие приграничной торговли.

Стоит отметить, что на данный момент на территории центра уже открыты филиалы 5 китайских банков, в Шанхае открыт филиал Сбербанка России, а в Пекине - филиал Народного Банка Казахстана.

Ныне зарубежные инвестиции поступают в большинство отраслей китайской национальной экономики. Ежегодно растут объемы фактически использованных зарубежных средств. После бурного роста иноинвестиций, который был зарегистрирован в последние годы, Китай начал упорядочение в этой области. Поставлены задачи на основе активного и рационального использования инокапитала поощрять зарубежные инвестиции в комплексное развитие сельского хозяйства, в инфраструктуру, комплексное освоение природных ресурсов, высоких и новых технологий, в центральные и западные регионы страны. Используя меры, соответствующие международным нормам, принято решение упорядочить конкуренцию в стране, усилить деятельность по обслуживанию, контролю и управлению предприятиями с участием иностранного капитала. В основе этой работы - совершенствование системы налогообложения, контроль над выполнением контрактов и защита интересов тружеников этих предприятий.

Китай занимает второе место в мире по объему иностранных инвестиций (уступает США).

Если же посчитать объемы инвестиций (в том числе и ИПИ) из Китая и Гонконга, по данным размещенной на официальном сайте Национального банка РК таблицы «Иностранные инвестиции в экономику Казахстана основных стран-инвесторов по состоянию на 31 декабря 2012 года» (см. Таблицу 1.1), то получатся несколько иные цифры.


Таблица 1.1

Структура китайских инвестиций в экономику Казахстана, (млн. долларов)

Отрасль вложения инвестиций Состояние на 31.12.12 г. в % к итогу по отрасли

в том числе:

      Прямые инвестиции портфельные инвестиции Другие инвестиции
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров 3.152,3 12,3 2.839,9 13,4 298,9
Обрабатывающая промышленность 847,0 4,8 13,0 0,1 833,8
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование 198,2 9,1     198,2
Строительство 797,0 17,0 682,0   115,0
Оптовая и розничная торговля; рент автомобилей и мотоцикле 735,4 7,3 290,1   445,3
Транспорт и складирование 7.277,6 68,5 50,9   7.226,7
Информация и связь 133,6 5,4     133,6
Финансовая и страховая деятельность 3.028,3 13,6 190,8   2.837,5
Профессиональная, научная и техническая деятельность 3.474,6 4,5 443,3   3.031,3
Всего 19.644,00   4.510,0 13,5 15.120,3

Источник: Данные Национального банка Республики Казахстан.

 

Однако, несмотря на неточность, эти цифры дают почти полное представление об инвестиционной деятельности Китая и других государств в Казахстане. Во-первых, мы видим, что Китай - отнюдь не главный индакатор экономики Казахстана. И хотя в настоящее время он занимает третью позицию, до 2008 года он существенно уступал США, европейским странам (особенно Нидерландам), России.

И это вполне объяснимо. К сожалению, это направление внешнеторговой деятельности отдано на откуп частнику и «челнокам». Именно они заполняют казахстанский рынок товарами. И хотя сейчас китайские товары приобретаются не только в Урумчи, но и во внутренних районах Китая и даже на юге Китая, все они проходят через таможенные пункты в СУАР КНР, а потому отражаются % в статистике региона.

 

Таблица 1.2

Доля СУАР КНР во внешней торговле между Казахстаном и Китаем (2000-2012 гг.) (млн. долларов, %)

Годы

Объем внешней торговли с КНР

В том числе с СУАР КНР

  Всего Экспорт Импорт

Всего

Экспорт

Импорт

        всего % от КНР всего % от КНР всего % от КНР
2000 1.819,8 960,0 599,0 1.1793 75,7 670,4 69,8 508,9 85,0
2001 1.511,0 960,0 328,0 903,6 70,2 695,2 72,4 208,4 63,5
2002 2.388,5 1.354,7 600,1 1.365,5 69,9 923,6 68; 441,9 73,6
2003 4.069,5 1.565,5 1.720,9 2.546,1 77,5 1.272,9 81,3 1.273,2 74,0
2004 5.843,8 2.211,9 2.286,3 3.286,1 73,1 1.781,7 80,6 1.504,4 65,8
2005 8.731,0 3.900,9 2.909,4 5.015,6 73,7 3.042,0 78,0 1.973,6 67,8
2006 12.058,2 4.750,5 3.6073 5.014,8 60,0 3.707,6 78,0 1.307,2 36,2
2007 13.875,60 7.446,36 6.429,24 6.973,8 50,3 5.624,6 75,5 1.349,2 21,0
2008 17.550,14 9.818,88 7.731,26 9.070,7 51,7 7.170,4 73,0 1.900,4 24,6
2009 14.003,77 7.748,17 6.255,60 6.897,5 49,2 5.246,7 67,7 1.650,8 26,4
2010 20.409,57 9.320,90 11.088,67 9.259,2 45,4 6.828,2 67,7 2.431,0 21,9
2011 24.952,40 9.566,10 15.386,30 10.596,7 42,5 6.665,0 69,7 3.931,7 25,6
2012 25.676,79 11.001,67 14.675,12 11.167,36 43,5 7.139,41 64,9 4.027,95 27,5

Примечание. Все расчеты сделаны автором. Источник: Таблица составлена по данным Синьцзян тунцзи няньцзянь (Статистический ежегодник по Синьцзяну) за 2003-2013 гг.

 

Серьезную озабоченность может вызывать и товарная номенклатура экспортно-импортных операций между Казахстаном и Китаем (см. Диаграммы 1.1), которая подтверждает вывод российских и казахстанских экспертов о том, что Казахстан уже превратился в сырьевой придаток экономики КНР. С этим трудно спорить, правда, имея в виду, что номенклатура экспортно-импортных операций между Казахстаном и Китаем почти ничем не отличается от номенклатуры экспортно-импортных операций между Казахстаном и другими странами мира.

Диаграмма 1.1 - Структура экспорта РК в КНР в 2011 г.

 

* Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки в руды, шлаки и зола

* Медь и изделие из нее

* Продукты неорганической химии

* Черные металлы

* Цинк и изделия из него

* остальное

 

С учетом того обстоятельства, что в июне 2011 года во время визита Ху Цзиньтао в Астану главы двух государств выдвинули цель по дальнейшему увеличению к 2015 году объемов двустороннего товарооборота до 40 млрд. долл., улучшения товарной номенклатуры казахстанско-китайской торговли не предвидится. Экспорт будет расти за счет поставок нефти и газа, а импорт - за счет «челночной торговли» (то есть поставок товаров народного потребления и продовольственных товаров), доля которой официальной статистикой, по-видимому, не учитывается. Это видно из приводимых выше диаграмм и таблиц. Казахстанская статистика берет за основу объем импорта в 5,021 млрд. долл., тогда как китайская оценка на 4,545 млрд. больше.

Много вопросов вызывает непонятная ситуация с численностью предприятий с участием китайского капитала на территории Казахстана, а главное, со спецификой их деятельности. Официальная статистика утверждает, что в 2011 году на территории Казахстана действовали 323 предприятия с участием китайского капитала. Между тем в органах юстиции Казахстана за период 1995-2009 годов было зарегистрировано 3744 предприятия с участием китайского капитала (данные Минюста на 30 апреля 2008 года - 3717 СП с участием китайского капитала). По понятным причинам Минюст РК не имеет данных о состоянии деятельности этих предприятий, а потому сказать, что они представляют собой в настоящее время, весьма проблематично.

Более детальной информацией мог бы поделиться Налоговый комитет Министерства финансов РК, но он, сославшись на то, что «деятельность иностранных предприятий на территории Республики Казахстан есть коммерческая тайна», просто проигнорировал запрос. Поэтому будем оперироваться несколькоми устаревшими данными, полученными от данного ведомства в начале 2006 года, когда, по-видимому, деятельность иностранных предприятий на территории Республики Казахстан коммерческой тайной не являлась.

Согласно этим данным, на 1 февраля 2006 года в Казахстане было зарегистрировано 3957 предприятий с китайским капиталом. Действующих из них было лишь 213. Основная масса предприятий была ориентирована на торгово-закупочную деятельность, что объяснялось спецификой наших двусторонних экономических отношений - мы являлись рынком сбыта китайской продукции и транзитной территорией для поставок китайских товаров в Европу. Создание и развитие местного производства, ориентированного на экспорт, оказание поддержки в разрешении проблем трудоустройства местного населения не входило в число приоритетных задач экономической стратегии Пекина в Казахстане.

Китай нам навязывает кредиты, мы сами просим у него денег. Причем наши просьбы стали более частыми после мирового финансового кризиса, существенно сузившего кредитные возможности развитых стран мира. В объеме внешнего долга Казахстана китайская часть составляет лишь 12,16 процента. Это, безусловно, немало, но в сравнении с долгом Казахстана перед западными странами - мелочь.

Когда государство берет в долг значительные средства, было бы неплохо ознакомить население с условиями, на которых эти кредиты выдаются. Правительства приходят и уходят, а долги отдавать придется будущим поколениям, и лучше точно знать, к чему себя готовить.

Наконец, сами по себе иностранные кредиты не так уж и плохо, проблема в их эффективном использовании. Если кредит использован эффективно, а не разворован, то вопрос об его возврате не стоит. Тем более что государство, хотелось бы верить, занимает деньги на мировом финансовом рынке не ради спортивного интереса. За этим стоит необходимость реализации конкретных проектов. Следовательно, нужно считать как эффективность этих проектов, так и их необходимость для национальной экономики в настоящее время.

В полной мере это касается и планируемого сотрудничества с Китаем в сельскохозяйственной сфере. Тем более, единственное, что вызывает вполне обоснованную озабоченность в обществе, возможная перспектива передачи Китаю в аренду земель сельскохозяйственного назначения, особенно в контексте привлечения для их освоения больших масс китайских крестьян.

Пока опыт создания крупного совместного предприятия в аграрной сфере негативен. И проблема даже не в том, что казахстанские фермеры выступают против этого. Насколько нам известно, они как раз выступают «за». Проблема в том, что общество хотело бы знать условия, на которых такое предприятие предполагается создать.

Ничего угрожающего национальным интересам Казахстана в создании такого рода совместных предприятий мы не видим. Напротив, считаю, что создание агропромышленных комплексов совместно с Китаем - наиболее перспективная сфера казахстанско-китайского экономического сотрудничества. Здесь у нас есть солидные наработки и опыт, именно в этой сфере мы можем составить конкуренцию Китаю. Тем более что данные предприятия не только будут производить конкурентоспособную продукцию, но и иметь гарантированного потребителя этой продукции.

Другой вопрос, что аренда земли иностранным инвестором (в особенности, если этот инвестор из Китая) негативно воспринимается общественным мнением.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: