Реферат по дисциплине
«Социальный маркетинг» на тему:
«Маркетинг в индустрии развлечений и шоу-бизнесе»
Подготовил: Касярум Андрей и Молчанов Константин
Студенты II курса
Гр. МК-104
Проверила: Дилан Н.Ю.
МАРКЕТИНГ В ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Стальная В.А.,
старший преподаватель Камской государственной инженерно-экономической академии, г. Набережные Челны
Маркетинговые стратегии и приемы, которые используются в разных отраслях бизнеса, не являются универсальными. В целом маркетинг услуг заметно отличается от маркетинга товаров, ведь услуга нематериальна - ее нельзя увидеть, услышать или потрогать. В силу того что развлекательные предприятия являются специфичным видом деятельности ипринадлежат к сфере услуг, то соответственно управление ими предполагает использование специфических маркетинговых инструментов. Несмотря на важность разработки маркетингового инструментария, проблема разработки такового усложнена неопределенностью в области менеджмента и маркетинга услуг в целом. Так, например, Х. Ворачек прокомментировал достижения в области управления сферой услуг: "…завершенной экономической теории услуг в настоящее время пока не существует, и, возможно, она и не будет создана. Речь может идти скорее о ряде теоретических положений, которые освещают данный феномен с различных точек зрения…" [1, с. 99].
Данная статья нацелена на выявление специфики маркетинга в индустрии развлечений и определение базовых маркетинговых инструментов.
Индустрия развлечений обладает рядом отличительных черт, определяющих специфику маркетингового инструментария. Особенность использования инструментов маркетинга в управлении развлекательными объектами определяется, спецификой развлечения как такового и предлагаемого им продукта. Продуктом индустрии развлечений в целом являетсявпечатление, создаваемое путем предложения различных способов и форм развлечений. Современные развлекательные центры редко останавливаются на одном направлении, и, как правило, в основе их предложения лежит продукт, имеющий комплекс развлечений и ряд сопутствующих услуг. Сложная структура продукта объектов развлекательной инфраструктуры является особенностью индустрии развлечений, определяющей специфику маркетингового инструментария. Таким образом, структура продукта, предлагаемого предприятием индустрии развлечений, имеет многоуровневое строение (рис. 1).
|
|
|
|
Рис. 1. Структура продукта
Ядро (core product - базовый продукт) якорный вид деятельности, основное направление деятельности объекта развлекательной инфраструктуры, генерирующий поток целевой аудитории.
Смысл существования объекта развлекательной инфраструктуры заключается в предоставлении базового набора услуг. В качестве якоря, как правило, выступают кинотеатры мультиплексы, детские развлекательные центры, боулинг, а также фитнес-центр, океанариумы и аквапарки.
Следует отметить, что развлечения могут играть дополнительную функцию в объектах смешанного формата (торгово-развлекательные комплексы и моллы, спортивно-развлекательные и оздоровительные центры). В таких случаях развлекательному компоненту отводится место на периферии. Чаще всего в качестве якоря в таких объектах задействованы крупные (от 1000 кв. м) продуктовые магазины, супермаркеты бытовой техники, спорттоваров, детских товаров, монобрендовые магазины модной одежды (в большей степени женской).
Периферия (augement product - дополнительный продукт) - составляет комплекс сопутствующих услуг центра развлечений. Это могут быть многочисленные фуд-корты, магазины, салоны и проч. Перечень дополнительных услуг, их разновидность и сочетание являются индивидуальными для каждого развлекательного объекта и определяются следующими факторами:
1. Линия позиционирования.
2. Тематизация объекта.
3. Объем капиталовложений.
4. Наличие свободных площадей.
5. Сложность объектов и технические требования.
6. Наличие объектов, расположенных вблизи развлекательного комплекса.
Создание особого комплекса дополнительных услуг вокруг якорного вида деятельности часто бывает единственным направлением дифференциации, позволяющим клиенту сделать выбор в пользу того или иного развлекаетьного объекта. Специфический набор дополнительных функций является определяющим фактором формирования других аспектов деятельности: приемов продвижения услуг, политики ценообразования, способов материализации услуги, стилизации интерьера и униформы, формирования менталитета персонала и т. д. Исследователь в области маркетинга индустрии развлечений Лин Шостак (Lynn Shostack) утверждает, что соотношение базового и дополнительного продукта подобно формуле химического элемента: изменение или дополнение одной составляющей изменяет природу объекта в целом [2].
Далее набор маркетинговых инструментов определяется важнейшими характеристиками самой услуги - ее абстрактностью или неосязаемостью. Это накладывает определенный отпечаток на поведение потребителя в процессе принятия решения относительно совершения покупки. Абстрактность услуги развлекательного заведения как ключевой фактор, отражающийся на результатах ее взаимодействия с потребителем, выражается в визуальной неочевидности услуги и в неочевидности качества услуги. Причина в том, что весь цикл создания, оказания и потребления услуг непосредственно и неразрывно связан с двумя факторами производства: техническими (материально-техническая база - помещения, техническое оборудование и т. д.) и человеческими (персонал и клиенты). Причем если параметры первого фактора поддаются изучению и оценке потребителем еще до вовлечения его в процесс обслуживания, то определить качество работы персонала для клиента возможно только путем приобретения услуги, т. е. непосредственно в процессе обслуживания. Формирование потребительской удовлетворенности в данном случае возможно путем обеспечения качества составляющих конкурентного потенциала предприятия.
Рассмотренные отличительные черты определяют суть маркетинга, которая заключается в привлечении и удержании клиента. Поэтому главные усилия маркетинговой деятельности должны быть направлены на формирование программ привлечения гостей, стимулирования продолжительности пребывания в развлекательном центре путем обеспечения высокой удовлетворенности услугами. Высокий показатель удовлетворенности является отправной точкой к формированию лояльности.
Определим содержание базовых маркетинговых инструментов в системе управления в индустрии развлечений.
|
|
Сегментирование
Сегментация рынка в индустрии развлечений является определяющим элементом при выборе стратегии маркетинга. Ее основной задачей является разделение рынка на гомогенные составляющие части - группы или сегменты, члены которых относительно схожи, но отличаются от членов других групп или сегментов. Таким образом, элементы маркетингового комплекса определяются в соответствии с разными сегментами рынка.
В индустрии развлечений возможно применение таких показателей сегментирования потребителей, как:
— географические (расстояние до развлекательного комплекса);
— демографические;
— психографические;
— культурные;
— соотношение свободного и рабочего времени;
— принадлежность к неформальной группе;
— предполагаемая выгода, которую можно получить.
На основе собранных данных по сегментам разрабатывают критерии для оценки рынка услуг индустрии развлечений и сравнения целевых рынков. Затем выбирают атрибуты и сравниваемые преимущества продукта (стиль и имидж, уровень качества и цены и др.), наиболее соответствующие тем сегментам рынка, которые могут оценить наилучшим образом. Оценка услуги развлекательного центра осуществляется в трехмерном пространстве, координатами которого служат сегмент рынка, цель и позиционирование (табл. 1).
|
|
Таблица 1
Показатели сегментирования потребителей услуг индустрии развлечений
Показатели сегментирования | Характеристики сегмента |
Географический (расстояние до центра развлечений) | Ориентация клиента на внутренний рынок (резиденты); периферийный рынок (1-2 часа езды); внешний рынок (более двух часов); "клиенты на день" - зарубежные гости |
Демографические факторы | Персональные характеристики гостей: возраст, пол, семейное положение, образование, доходы, социальный статус, род занятий |
Психографические | Образ жизни клиентов, их деятельность, личные интересы и пристрастия, склонность к риску, азартность |
Культурные | Национальность, религия, этническая группа |
Соотношение свободного и рабочего времени | Свободные (пенсионеры, временно не работающие), занятые (руководители, служащие, студенты) |
Принадлежность к неформальной группе | Группы туристов, деловые группы (проведение корпоративных вечеринок, деловых встреч), группы по увлечениям, круг друзей |
Предполагаемая выгода, которую можно получить при посещении центра развлечений | В этом случае обычно используются такие переменные, как: ориентиры на приобщение к классу элиты (vip-развлечения); приобретение эксклюзивных вещей и предметов (торговые выставки и показы мод, торгово-развлекательные моллы); денежные выигрыши (азартная игра как форма заработка); дополнительные выгоды от развлечения: оздоровление, спорт, отдых и релаксация, общение, образование, и т. д. |