На способ решения задач

(Методика Лачинса)

Вводные замечания. Экспериментально-психологические ис­следования показали, что прошлый опыт играет не только по­ложительную роль в мыслительной деятельности, но может оказаться и тормозом на пути решения новых для данного че­ловека задач. М. Вертгеймер полагал даже, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое мышление, особенно у де­тей. В определенных условиях, а именно, когда человек в про­цессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по струк­туре задач, у него можно обнаружить ригидность мышления. Под ригидностью понимается затрудненность, как бы «вяз­кость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта из­менить выработанную ранее программу деятельности в новых условиях, объективно требующих ее перестройки. Из трех видов ригидности — когнитивной (познавательной), аффек­тивной (эмоциональной) и мотивационной — для исследо­вания мышления особое значение имеет когнитивная ригид­ность.

Эксперимент с помощью методики, которая была предло­жена А. С. Лачинсом для выявления ригидности мыслитель­ных процессов, состоит в сравнении результатов решения од­нотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи подобра­ны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть — двумя способами: предыдущим и другим, более рациональным.

Оснащение опыта. До начала занятий надо заготовить два бланка — бланки I и II — десятью арифметическими зада- чами каждый. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная (см. «Пример материала методики» в конце данного задания). Для обработки и ана­лиза результатов опыта необходимо подготовить форму груп­пового протокола, которую записывают на доске (форма 25).

 

 

               ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ         Форма 25

(Протокол групповой; заполняется он преподавателем после подсчета результатов)

Задание(тема)                      Дата

Экспериментатор

Испытуемые

Измеряемая характеристика

Вид стимула

Результаты решения задач

Бланк

Группа

испытуемых

Решение задач

рациональное

нерациональное

абс. % абс. %
1 2 Экспериментальная Контрольная        

*В каждом из заданий данного раздела протокол занятия должен начинаться сведениями, аналогичными нижеследующим. Причем в опытах, производимых с одним испытуемым, всегда следует указывать его самочувствие.

Порядок проведения опыта. Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две равночисленные группы: одной — экс­периментальной — выдают бланк 1, второй — контрольной — бланк 2. Подчеркнем, что важнейшим условием проведения опыта является независимое решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Задачи испытуемые должны ре­шать строго последовательно от 1-й по 10-ю. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами. До начала опыта преподаватель сообщает испытуемым следующую инструкцию:

Инструкция испытуемым: «На Вашем бланке имеется десять задач, для решения которых Вам необходимо выполнить эле­ментарные арифметические операции. Прямо на бланке записывайте последовательность арифметических действий, ис­пользованных Вами для решения каждой задачи. Время реше­ния не ограничено. Решайте задачи последовательно от 1-й до 10-й. Задачи нужно решать самостоятельно, подсматривать или списывать запрещается!»

Обработка результатов:

1. Каждый испытуемый на своем бланке проставляет число рациональных и нерациональных решений всех задач. По условию опыта задачи № 1—5 имеют только одно решение, т. е. решение их всегда рационально. Критерием же рацио­нальности решения задач № 6—10 является использование ми­нимального числа арифметических действий — двух, одного или никакого, т. е. немедленно следует ответ.

2. Подсчитать, сколько испытуемых пользовалось рацио­нальным способом решения задач № 6—10 отдельно в экспе­риментальной и контрольной группах. Полученный результат записать в групповой протокол.

3. Полученные величины перевести в проценты (за 100% принимается число испытуемых в экспериментальной и конт­рольной группах в отдельности).

При соблюдении процедурных особенностей проведения опыта в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удается показать, что у испытуемых экспериментальной груп­пы под влиянием усвоенного способа решения задач № 1—5 вырабатывается стереотип, и они оказываются нечувствитель­ными к изменению условий задач № 6—10. В результате эти испытуемые не обнаруживают нового, рационального пути их решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыс­лительных процессов.

Контрольные вопросы: 1. Дайте краткую характеристику познавательной ригидности мыслительных процессов. 2. Каким образом проявляется познавательная ригидность в процессе решения задач?

Пример материала: методики

Б л а н к I

№ 1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л — как отмерить 10 л?

№ 2. Даны три сосуда: 37, 24 и 2 л — как отмерить 9 л?

№ 3. Даны три сосуда: 39, 22 и 2 л — как отмерить 13 л?

№ 4. Даны три сосуда: 38, 25 и 2 л — как отмерить 9 л?

№ 5. Даны три сосуда: 29, 14 и 2 л — как отмерить 11 л?

№ 6. Даны три сосуда: 28, 14 и 2 л — как отмерить 10 л?

№ 7. Даны три сосуда: 27, 12 и 3 л — как отмерить 9 л?

№ 8. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л — как отмерить 15 л?

№ 9. Даны три сосуда: 28, 7 и 5 л — как отмерить 12 л?

№ 10. Даны три сосуда: 26, 10 и 3 л — как отмерить 10 л?

Б л а н к 2

№ 1. Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 л — как отмерить ровно 10 л?

№ 2. Даны три сосуда: 28, 7 и 5 л — как отмерить ровно 12 л?

№ 3. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л — как отмерить ровно 15 л?

№ 4. Даны три сосуда: 27, 12 и 3 л — как отмерить ровно 9л?                  

№ 5. Даны три сосуда: 28, 14 и 2 л — как отмерить ровно 10 л?              

№ 6. Дамы три сосуда: 38, 25 и 2 л — как отмерить ровно 9 л?                  

№ 7. Даны три сосуда: 29, 14 и 2 л — как отмерить ровно 11 л?

№ 8. Даны три сосуда: 39, 22 и 2 л — как отмерить ровно 13 л?

№ 9. Даны три сосуда: 37, 24 и 2 л — как отмерить ровно 9л?   

 № 10. Даны три сосуда: 37, 21 и 3 л — как отмерить ровно 10 л?

 

 

 

                     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: