(Методика Лачинса)
Вводные замечания. Экспериментально-психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мыслительной деятельности, но может оказаться и тормозом на пути решения новых для данного человека задач. М. Вертгеймер полагал даже, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое мышление, особенно у детей. В определенных условиях, а именно, когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по структуре задач, у него можно обнаружить ригидность мышления. Под ригидностью понимается затрудненность, как бы «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу деятельности в новых условиях, объективно требующих ее перестройки. Из трех видов ригидности — когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной — для исследования мышления особое значение имеет когнитивная ригидность.
|
|
Эксперимент с помощью методики, которая была предложена А. С. Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в сравнении результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть — двумя способами: предыдущим и другим, более рациональным.
Оснащение опыта. До начала занятий надо заготовить два бланка — бланки I и II — десятью арифметическими зада- чами каждый. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная (см. «Пример материала методики» в конце данного задания). Для обработки и анализа результатов опыта необходимо подготовить форму группового протокола, которую записывают на доске (форма 25).
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 25
(Протокол групповой; заполняется он преподавателем после подсчета результатов)
Задание(тема) Дата
Экспериментатор
Испытуемые
Измеряемая характеристика
Вид стимула
Результаты решения задач
Бланк | Группа испытуемых | Решение задач | |||
рациональное | нерациональное | ||||
абс. | % | абс. | % | ||
1 2 | Экспериментальная Контрольная |
*В каждом из заданий данного раздела протокол занятия должен начинаться сведениями, аналогичными нижеследующим. Причем в опытах, производимых с одним испытуемым, всегда следует указывать его самочувствие.
Порядок проведения опыта. Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две равночисленные группы: одной — экспериментальной — выдают бланк 1, второй — контрольной — бланк 2. Подчеркнем, что важнейшим условием проведения опыта является независимое решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Задачи испытуемые должны решать строго последовательно от 1-й по 10-ю. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами. До начала опыта преподаватель сообщает испытуемым следующую инструкцию:
|
|
Инструкция испытуемым: «На Вашем бланке имеется десять задач, для решения которых Вам необходимо выполнить элементарные арифметические операции. Прямо на бланке записывайте последовательность арифметических действий, использованных Вами для решения каждой задачи. Время решения не ограничено. Решайте задачи последовательно от 1-й до 10-й. Задачи нужно решать самостоятельно, подсматривать или списывать запрещается!»
Обработка результатов:
1. Каждый испытуемый на своем бланке проставляет число рациональных и нерациональных решений всех задач. По условию опыта задачи № 1—5 имеют только одно решение, т. е. решение их всегда рационально. Критерием же рациональности решения задач № 6—10 является использование минимального числа арифметических действий — двух, одного или никакого, т. е. немедленно следует ответ.
2. Подсчитать, сколько испытуемых пользовалось рациональным способом решения задач № 6—10 отдельно в экспериментальной и контрольной группах. Полученный результат записать в групповой протокол.
3. Полученные величины перевести в проценты (за 100% принимается число испытуемых в экспериментальной и контрольной группах в отдельности).
При соблюдении процедурных особенностей проведения опыта в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удается показать, что у испытуемых экспериментальной группы под влиянием усвоенного способа решения задач № 1—5 вырабатывается стереотип, и они оказываются нечувствительными к изменению условий задач № 6—10. В результате эти испытуемые не обнаруживают нового, рационального пути их решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.
Контрольные вопросы: 1. Дайте краткую характеристику познавательной ригидности мыслительных процессов. 2. Каким образом проявляется познавательная ригидность в процессе решения задач?
Пример материала: методики
Б л а н к I
№ 1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л — как отмерить 10 л?
№ 2. Даны три сосуда: 37, 24 и 2 л — как отмерить 9 л?
№ 3. Даны три сосуда: 39, 22 и 2 л — как отмерить 13 л?
№ 4. Даны три сосуда: 38, 25 и 2 л — как отмерить 9 л?
№ 5. Даны три сосуда: 29, 14 и 2 л — как отмерить 11 л?
№ 6. Даны три сосуда: 28, 14 и 2 л — как отмерить 10 л?
№ 7. Даны три сосуда: 27, 12 и 3 л — как отмерить 9 л?
№ 8. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л — как отмерить 15 л?
№ 9. Даны три сосуда: 28, 7 и 5 л — как отмерить 12 л?
№ 10. Даны три сосуда: 26, 10 и 3 л — как отмерить 10 л?
Б л а н к 2
№ 1. Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 л — как отмерить ровно 10 л?
№ 2. Даны три сосуда: 28, 7 и 5 л — как отмерить ровно 12 л?
№ 3. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л — как отмерить ровно 15 л?
№ 4. Даны три сосуда: 27, 12 и 3 л — как отмерить ровно 9л?
№ 5. Даны три сосуда: 28, 14 и 2 л — как отмерить ровно 10 л?
№ 6. Дамы три сосуда: 38, 25 и 2 л — как отмерить ровно 9 л?
№ 7. Даны три сосуда: 29, 14 и 2 л — как отмерить ровно 11 л?
№ 8. Даны три сосуда: 39, 22 и 2 л — как отмерить ровно 13 л?
№ 9. Даны три сосуда: 37, 24 и 2 л — как отмерить ровно 9л?
№ 10. Даны три сосуда: 37, 21 и 3 л — как отмерить ровно 10 л?