Конкур/спос-сть товара и фирмы

Конкурентосп-сть товара – хар-ка товара, его способность быть более предпочтительным для потребителей по сравнению с товарами-конкурентами. Эта предпочтительность опр-ется целым рядом параметров (пок-лей), совокупность к-ых и хар-ет конкурентоспос-сть. К ним отн.: - тех. параметры. Данные пок-ели хар-ют тех. уровень товара, определяемый прочностью, функц-стью, безоп-стью и др.; - технико-эк-ские параметры (надежность, мате-риалоемкость, удобство монтажа и т. д.); - организац.-коммерч. - цена, условия поставки и оплаты, уровень сервис. обсл-ния и др.; - сложившийся уровень репутации поставщика; - хар-ер межличностных отношений партнеров.

Процесс оценки конкурентосп-сти вкл. этапы: - 1.Формир-ние цели иссл-ния. – 2.Выбор товаров для ан-за. – 3.Опр-ние параметров оценки. В группу технич. параметров входят: параметры назначения, эргономические, эстетические, нормативные. Номенклатура эк-ких параметров хар-ется совокупностью полных затрат потребителя по приобретению и потреблению товара. – 4.Опр-ние товара-эталона. -5.Устан-ние значений пок-лей. Конкурентосп-сть оценивается путем сопоставления колич. значений параметров анализируемой пр-ции со значениями параметров товара-эталона.

Оценка конкур/спос-сти. Конкурентосп-сть товара опр-ется как соотношение полезного эффекта к совокупным затратам:

Ко = Эп / Зс, где К0 – конкурентосп-сть товара; Эп - полезный эффект от исп-ния товара; Зс - совокупные затраты. Полезный эффект от товара опр-ется совокупностью свойств и выгод, к-ые отражаются значениями тех. параметров товара. Совокупные затраты, т.е. цена потребления, учитываются как значения эк-ких параметров. Исходя из этого, интегральный пок-ель конкурентосп-сти рассчитывается как соотношение сводных индексов тех. и эк-ких параметров изделия:

Jк=Jк.т/Jк.э,

где Jк - интегральный индекс конкурентосп-сти товара; Jк.т - сводный индекс тех. параметров товара; Jк.э - сводный индекс эк-ких параметров товара.

Сводный индекс конкурентосп-сти товара по тех. параметрам:

Jк.т = ∑Аiт× di / ∑Аiэ × di,

где Аiт - значение техн. параметра сравниваемого товара; Аiэ - значение тех. параметра эталона; di - удельный вес (коэфф-нт значимости) i-го параметра.

Сводный индекс конкурентосп-сти товара по эк-ким параметрам рассчитывается путем сопоставления цен потребления анализируемого товара и базового образца:

Jк.э = (Цт × di + Рэ.т × di) (Цэ × di + Рэ.э × di),

где Цт - цена сравниваемого товара; Рэ.т - расходы по экспл-ции сравниваемого товара; Цэ - цена товара-эталона; Рэ.э - расходы по экспл-ции то вара-эталона.

Среди тех. параметров различ. жесткие и мягкие. К жестким отн. параметры, к-ые м.б. оценены с помощью соотв-ющих ед-ц измерения. Поэтому прежде чем приступить к их взвешенному суммированию согласно формуле, необх-мо привести их к относит. виду. Мягкие параметры, хар-ющие товар, не имеют определенных ед-ц измерения и м.б..оценены ко-личественно только с пом. метода экспертных оценок. К ним отн.: дизайн, эргономич. св-ва товара, цвет, вкус, запах и т.д. Т.о., в приведении к сопоставимому виду нуждаются только значения жестких тех. параметров.

Приведение к сопоставимому виду осуществляется след. образом. По каждому тех. параметру значения всех товаров из рассматриваемой совокупности внимательно изучаются с целью выявления наилучшего значения, к-ое м.б. минимальным или максимальным. Этот наилучший пок-ель приравнивается к ед-це, остальные выра-жаются в долях ед-цы. В случае, если наилучший пок-ель максимален, то значения других делятся на его вел-ну для перехода к сопоставимому виду. Если наилучший пок-ель минимален, то он делится на все остальные значения.

Если интегральный индекс конкурентосп-сти товара больше единицы, то сравниваемый товар более конкурентоспособен, чем эталон. В этом случае производитель принимает решение о пр-ве и внедрении товара на рынок. Если меньше единицы, то сравниваемый товар менее конкурентоспособен, чем эталон. В этом случае производитель должен разработать комплекс мер по повышению конкурентосп-сти ана-лизируемого товара. Если равен ед-це, то сравниваемый товар и образец одинаково конкурентоспособны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: