Ориентировочная схема общедидактического анализа урока

 изобразительного искусства

(для студентов предвыпускного курса)

Общие сведения об уроке:

1. Школа, класс, фамилия, имя и отчество учителя (студента-практиканта),               дата проведения урока.

2. Санитарно-гигиеническое состояние кабинета.

3. Оборудование кабинета.

4. Наглядные пособия в кабинете.

5. Тема, цель, задачи, тип урока.

1. Место данного урока в системе занятий по изобразительному искусству.

2. Организационная структура урока, его выстроенность, последовательность его этапов, их взаимосвязь и распределение по времени. Готовность учащихся к занятиям.

3. Организация учащихся (мобилизация их внимания, требования к подготов­ке рабочих мест и т.п.).

4. Содержание учебного материала: научность, соотношение фактического и теоретического материала, соответствие программе и уровню знаний учащихся по изобразительному искусству и смежным предметам, воспитательное значение, связь с жизнью и практикой.

10. Если урок изобразительного искусства предусматривает практическую работу по изображению на плоскости или в объёме (рисование с натуры, на тему, декоративно-прикладная деятельность, лепка), то необходима характеристика и анализ методов подачи изобразительных техник учителем и освоения их учащимися.

11. Анализ уроков-бесед по изобразительному искусству желательно проводить следующим образом:

- анализ тематики изобразительного материала, который использует учитель для работы с детьми;

- характеристика художественной ценности, доступности для учащихся, воспитательной значимости рассматриваемых произведений искусства;

- организация процесса художественного восприятия произведений изобразительного искусства школьниками;

- соответствие литературного и зрительного ряда теме урока, их сочетание и педагогическая целесообразность;

- анализ форм и методов, используемых учителем для развития у детей умений рассуждать о произведениях искусства, об используемых художником выразительных средствах; передавать собственные впечатления о произведении при помощи графического изображения (быстрые наброски и зарисовки по памяти карандашом, кистью, пером и тушью, пастелью, углём, сангиной).

12.Методика проведения урока:

- постановка цели и задач урока;

- принципы обучения, реализуемые на уроке;

- разнообразие методов, характер их сочетания, психолого-педагогическая обоснованность их выбора;

- приёмы актуализации уже имеющихся знаний и умений учащихся и осуществление их преемственной связи с новым материалом;

методика проверки знаний, умений и навыков учащихся:

- цель и место проверки знаний, умений и навыков;

- методы проверки: содержание вопросов для фронтального и индивидуального опроса, практических заданий, самостоятельных работ, заданий дифференциро­ванного характера; качество ответов учащихся; активность класса; подведение итога проверки знаний; оценка ответов учащихся;

методика сообщения нового материала учителем:

- методы изложения учебного материала; его объем, научность, связь с жизнью, воспитывающий характер; последовательность, образность, доступность из­ложения, связь с ранее пройденным; выделение внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале;

- особенности речи учителя: ясность, простота выразительность, эмоциональность;

- использование учителем иллюстративного материала, наглядных пособий и технических средств обучения на уроке; владение педагогическим рисунком;

методика закрепления нового материала:

- организация самостоятельной практической работы учащихся на уроке;

- приёмы, направленные на развитие творческих способностей учащихся;

- приёмы активизации мышления, восприятия, внимания, представления, фантазии учащихся при опросе, изложении нового материала учителем, изучении и закреплении нового материала на уроке;

- учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся, специфических особенностей данного коллектива класса;

- приёмы воспитания интереса к искусству;

- связь уроков изобразительного искусства с внеклассной и внешкольной работой учащихся;

- элементы урока, которые содействуют нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся; формированию их мировоззрения;

методика объяснения домашних заданий и их проверка;

- объем и виды домашнего задания;

-  инструктаж о его выполнении;

-  дополнительные (индивидуаль­ные) задания отдельным учащимся;

13.Поведение учащихся на уроке:

- подготовка рабочего места учителя и учащихся;

- устойчивость внимания школьников в начале и на всех этапах работы на уроке в классе;

- характер участия в работе на уроке коллектива класса в целом и отдельных учеников;

- взаимоотношения учителя и учащихся на уроке - дисциплина, положительное отношение к изучаемому материалу, атмосфера творческого поиска, взаимопонимания, доброжелательности и взаимного доверия;

- отношение учащихся к учебной деятельности на данном уроке (положительное, отрицательное, безразличное), активность учащихся (как включаются в урок, слушают учителя, задают вопросы). При отрицательном, безразличном отношении к учебе выяснить возможные причины для психолого-педагогической коррекции.

14.Результаты урока:

- в какой мере достигнуты его цель, задачи: обучающая развивающая и воспитательная;

- выполнение плана урока;

- качество знаний учащихся;

- качество детских рисунков;

- уровень анализа детских рисунков и их оценка.

15.Характеристика учителя и его деятельности как организатора урока, его роли в учебно-воспитательном процессе: внешний вид, мимика, пантомимика, речь (дикция, темп, культура речи, образность, эмоциональность), общая культура, поведение, отношения с учащимися. Знание материала. Методическое мастерство. Увлечение учителя предметом. Педагогический такт. Какие педагогические способности наиболее ярко проявились у него? Какие черты характера содействовали или не способствовали проведению урока? Отношение учащихся к ответам и оценкам учителя. Удовлетворены ли школьники выпол­ненным заданием? «Заражал» ли учитель учащихся своим отношением к учебному предмету и способствовал ли тем самым появлению у них новых мотивов поведения? Как в процессе учебной деятельности формировались интеллектуальные, волевые и другие свойства личности?

 

 Общая оценка урока, выводы, предложения и пожелания по усовершенствованию методики проведения урока.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: