К уроку изобразительного искусства

       Отечественная педагогическая наука определяет урок как основную форму учебно-воспитательной работы с учащимися в общеобразовательной школе. Эффективность урока обусловливается прежде всего его научно обоснованным содержанием и чёткой структурой.

Современный урок изобразительного искусства должен соответствовать следующим дидактическим требованиям:

1) наличие цели и задач, намечаемых учителем в соответствии с общими целями и задачами современной школы, предмета «изобразительное искусство», конкретной темой и содержанием урока;

2) постоянное обогащение школьников знаниями, умениями и навыками по предмету;

3) использование различных методов работы, которые соответствуют особенностям учебного материала, содержанию урока и активизируют познавательно-творческие способности учащихся;

4) гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса на уроке, формирование нравственных и эстетических ценностных ориентаций;

5) внутрипредметная и межпредметная связь на уроках изобразительного искусства (использование произведений музыки, литературы);

6) Постоянный учёт преподавателем возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

 

В зависимости от цели и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип:

- урок сообщения нового материала;

- урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся;

- урок проверки и оценки знаний учащихся;

- урок смешанного типа.

Использование указанных типов уроков в преподавании изобразительного искусства обусловливается прежде всего особенностями каждого вида занятий по этому предмету. Как известно, программа по изобразительному искусству в каждом классе состоит с двух основных частей: 1) восприятие действительности и искусства; 2) практическая художественная деятельность.

Эти виды работ служат основными структурными компонентами содержания уроков. Причём эстетическое восприятие действительности и искусства должно иметь место на всех уроках. Вместе с тем оно предусмотрено в программах в качестве самостоятельного вида занятий. Систематическая работа в данном направлении важна для понимания школьниками взаимосвязи искусства и жизни. Уроки эстетического восприятия действительности проводятся, как правило, с дальнейшей практической изобразительно-художественной деятельностью (рисованием, лепкой, изготовлением изделий декоративно-прикладного характера, макетов и др.); первая половина урока – беседа по теме, вторая – практическая работа. Начиная с четвёртого класса, беседе может быть посвящён целый урок. Разные виды занятий могут быть сгруппированы в виде циклов для решения единых учебно-воспитательных задач.

На уроках изобразительного искусства выполняются следующие пять основных видов деятельности:

работа на плоскости (рисунок, живопись, графика, аппликация);

прикладная работа на плоскости и в объёме (декоративно-прикладная деятельность и художественное конструирование);

создание образов в объёме (лепка, керамика, скульптура);

восприятие произведений изобразительного искусства;

эстетическое восприятие действительности и художественно организованных предметов.

Каждому с этих видов занятий соответствует определённый тип урока. Чаще всего в преподавании изобразительного искусства используется урок смешанного (комбинированного) типа.

К каждому своему уроку практикант разрабатывает план-конспект урока, который утверждается групповым методистом и учителем изобразительного искусства. Кон­спект должен быть иллюстрирован. Эскизы и наброски должны располагаться в конспекте по­следовательно, по мере изложения материала.

В плане-конспекте урока должны быть отражены: 1)вид занятий; 2) тема урока; 3)цель, задачи урока; 4) оборудование: а) для учителя, б) для учащихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока; а) организационная часть, б) изложение нового материала, в) самостоятельная практическая работа учащихся, г) подведение итогов урока, задание на дом; 7) список используемой литературы.

Студенту-практиканту планы-конспекты уроков рекомендуется писать подробно, следить за формой изложения учебного материала, избегать сложных терминов, а если без них обойтись нельзя, то тут же раскрывать их значение в доступной для детей форме. Короче говоря, по конспекту должно быть видно, как учитель будет вести урок и общаться с детьми в классе. Конспект урока должен быть руководством к действию, а не догмой.

Готовиться к урокам изобразительного искусства и составлять план-конспект к нему рекомендуем примерно в такой последовательности:

1) определить тему урока (программа, календарный план), точно определить учебный материал;

2) определить место данного урока в системе уроков по теме, в общей системе художественного образования, преемственность в знаниях, умениях и навыках (программа предыдущего класса по изобразительному искусству, беседа с учителем);

3) установить, какими новыми знаниями, умениями и навыками должны овладеть учащиеся на этом уроке;

4) посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайть и фикси­ровать ход урока, работу учащихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отно­шение учащихся к учителю, друг к другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумать взаи­мосвязи проводимого Вами урока с предыдущим и последующим;

5) определить содержание и тип урока;

6) определите цели урока, его структуру, распределить учебное время на каждый этап;           

7) определить и сформулировать задачи: а) образовательную, б) воспитательную, в) развивающую;

8) ознакомится с литературой по теории, истории и методике преподавания изобразительного искусства по теме урока;

9) выявить пути реализации дидактических принципов;

10) определить формы и методы работы на уроке, примерные варианты активизации мыслительной и изобразительно-творческой деятельности учащихся на разных его этапах;

11) разработать систему заданий, вопросов, которые содействовали бы осмыслению изучаемого материала;

12)  установить и использовать в учебном процессе взаимосвязь видов художественно-творческой деятельности и межпредметную связь;

13) определить возможность использования на уроке произведений других видов искусства: литературы, музыки, элементов театрализации и т.д.;

14) продумать организацию восприятия произведений изобразительного искусства (цель, план анализа произведения в его единстве содержания и формы, вопросы которые активизируют восприятие);

15) продумать и отработать для использования на уроке педагогический рисунок, оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске;

16) подобрать и подготовить необходимый материал, оборудование и инструменты;

17) подобрать необходимые для урока наглядно-демонстрационные и технические средства обучения, продумать методику их использования;

18) продумать чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся;

19) включить в занятие, если необходимо, упражнение занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки и др.;

20) продумать организационную сторону самостоятельной работы учащихся;

21) организовать экспозицию лучших художественно-творческих работ учащихся;

22) завершение урока, домашнее задание, связанное с содержанием следующего урока изобразительного искусства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: