Теоретические подходы к разработке содержания Программы и принципы ее реализации

 

Содержание Программы разработано на основе классических подходов к развитию и воспитанию детей в области отечественной детской дошкольной психологии и педагогики, дошкольной педагогики и современных образовательных технологий в коррекционной педагогике.

Возрастной подход определяет психологические ориентиры развития, связанные с закономерностями и достижениями детей в определенные годы жизни. Основатель этого подхода - известный отечественный психолог - Л.С. Выготский, который обозначил смыслы и значение возраста ребенка в общей линии развития [3]. Ученый предложил возрастную периодизацию, в которой раскрыта ценность каждого возраста. Ориентируясь на возрастную периодизацию оцениваются возможности ребенка, его актуальный и потенциальный уровни развития, определяются индивидуальные вехи и ориентиры образования [3, 10].

Деятельностный подход реализуется в активности ребенка, в которой и происходит усвоение и присвоение общественно-исторического опыта. В каждом возрастном периоде выделяется своя ведущая деятельность, в недрах которой происходит развитие познавательных процессов [8, 5, 10].

Это положение ориентирует специалиста на учет характера организации доступной деятельности в дошкольном детстве (манипулятивная, предметная, игровая).

На этой основе образование детей рассматривается как организация активности ребенка по формированию ведущей и типичных видов детской деятельности на специальных занятиях с использованием разнообразных приемов обучения. 

Психолого-педагогический подход к воспитанию, обучению и развитию детей в разные периоды жизни реализуется в организации специальных условий для овладения программным содержанием (в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом, физическом развитии), а также для формирования психологических достижений возраста. Этот подход позволяет изучать психологические новообразования, как наивысшие достижения возраста, и определять потенциальные возможности в специально созданных обучающих ситуациях. На этой основе индивидуализируется взаимодействие взрослых с детьми, а образовательный маршрут выстраивается с учетом психофизических возможностей каждого ребенка.

Исходя из выше указанных подходов к разработке содержания ПрАООП, определены принципы ее реализации:

· гуманистический, как признание уважения ребенка и его личности, независимо от языка, национальности, пола, возраста, состояния здоровья и других факторов;

· принцип единства диагностики и коррекции, который определяет алгоритм образовательных задач по оказанию коррекционной помощи ребенку на основе диагностики типа ведущей деятельности и соответствующих психологических достижений возраста;

· онтогенетический, отражающий происходящие изменения в развитии ребенка на всех этапах образования;

· принцип амплификации детского развития для широкого развертывания и максимального обогащения содержания специфически детских видов детской деятельности, а также общения детей с взрослыми и сверстниками [6];

· принцип культуросообразности, основанный на учете национальных ценностей и традиций как основы духовно-нравственного воспитания и приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) (К.Д. Ушинский); ориентирован на социальное поведение и нормативные способы действий для интеграции в социальную среду;

· принцип развивающего обучения, основанный на учетезоны ближайшего развития, которая «ведет» за собой развитие, т.е. предлагаемые взрослым задачи ребенок способен выполнить в совместной с ним деятельности;

· развития детской личности, обеспечивающий социальную поддержку детской индивидуальности, ее реализацию в специально созданной пространственной среде;

· неравномерности детского развития с учетом соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений как ориентира для формирования механизмов компенсациии построения на этой основе процесса коррекционного обучения и воспитания.

 

                              вернуться в оглавление



1.1.3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: