Часть 5. Проблема человеческой свободы

Эта историческая повесть станет последним - и вершинным – прозаическим сочинением Пушкина. При этом Пушкин сопроводил публикацию повести заметкой «От издателя» и поставил дату – 19 октября 1836 года, словно освятил «Капитанскую дочку» наиболее важным событием своей жизни, днём Лицея, напрямую связал её со своей духовной биографией. Здесь присутствуют все наиболее важные темы позднего пушкинского творчества: место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная»…

    Первоначально Пушкин, как то было в незавершённой повести «Дубровский», собирался поставить в центр повествования дворянина-ренегата, перешедшего из одного лагеря в другой. Или пленного офицера, который бежит от Пугачёва. Всё решило имя героя: Гринёв. Оно взято из действительной истории пугачёвщины; его носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный. Так окончательно определился замысел рассказа о человеке, который по воле Провидения оказался между двумя враждующими лагерями; о дворянине, который незыблемо хранит верность присяге, не отделяя себя от сословия в целом и от сословных представлений о чести, но который при этом смотрит на мир непредвзято. Как в романах Вальтера Скотта, так и в повести Пушкина события сюжета разворачиваются в недавнем прошлом, отстоят от читателей-современников на жизнь одного поколения. Они достаточно далеки, чтобы не задевать политические, гражданские да и личные чувства читателя, и достаточно близки, чтобы волновать его так, как не может волновать легендарная древность. Но ещё важнее то, что между читателем и автором оказывается рассказчик-посредник, который во многом близок Пушкину, но смотрит на жизнь куда проще, куда наивнее. А значит, не столько осмысляет ход событий, сколько свидетельствует о них. Зато, когда он – крайне редко – решается высказать отвлечённые идеи (совпадая, конечно же с самим Пушкиным), эти формулы звучат более чем убедительно. Так восклицание Гринёва: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» - вошло в поговорку.

    Центральная проблема повести – проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачёв показан глазами простого и честного дворянина, который никогда не примет бродягу за «Петра Феодоровича III», но и не станет искусственно снижать образ, чтобы встроить его в готовую идеологическую конструкцию. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это даёт возможность показать Пугачёва не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется ещё шлейф ярко описанных преступлений. В центре сюжета – умеренно умный авантюрист, чья судьба отнюдь не предрешена; то что именно он вскоре станет во главе грандиозных исторических событий, - во многом случайность.

    Вторая встреча с Пугачёвым, во взятой им Белогорской крепости, даёт иной образ. Гринёв, ожидающий казни, видит перед собою самозванца, восседающего в креслах, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении «енералов». Это – персонаж страшного исторического маскарада. И даже то, что Пугачёв милует боярского дитятю Гринёва благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием «царскому жесту».

    Лишь во время третьего «свидания» Пугачёв раскрывается до конца. Гринёв присутствует на казачьем пиру; замечает, что черты пугачёвского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню («Не шуми, мати зелёная дубровушка»), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя.

    Главное противоречие пугачёвской судьбы в том, что, безраздельно властвуя «злодеями», он полностью зависит от них. Пугачёв, каким он изображён в повести, пытается действовать до конца по-царски, милостиво, великодушно; он дважды отпускает Гринёва, не даёт в обиду капитанскую дочь Машу Миронову. Но уже в сцене «дворца», обклеенного золотой бумагой, очевидно колоссальное влияние, какое имеют на него «господа енералы» - звероподобный капрал Белобородов и разбойник Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. Пугачёв должен опасаться и своих «казачков», и дворян, перешедших на его сторону. Сообщая Гринёву, что «ребята» смотрели на него косо, а старик Белобородов настаивал на пытке, Пугачёв вынужден понизить голос, - чтобы не услышал сопровождающий их татарин. Разбойник волен идти на Москву – ибо этого же хочет войско; но миловать он должен с оглядкой. Власть, которую он присвоил, не ограничена законом, но ограничена жестокостью бунта.

    Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель Пугачёв – Екатерина. Как Петруша Гринёв прибегает к помощи Пугачёва, чтобы выручить невесту, так его невеста в конце концов прибегает к помощи Екатерины, чтобы спасти жениха. Царица изображена в простодушно – сентиментальных тонах, в стиле старинной гравюры. В ней нет пугачёвского величия, необузданной силы; читатель должен помнить, что способ, каким она пришла к власти, был столь же беззаконным, сколь и пугачёвская попытка овладеть страной. Но то, насколько свободно милует она Гринёва, насколько самостоятельна и независима в своём царственном праве прощать, выдаёт в ней истинную Государыню. (И её прощение в конечном счёте совпадает с духом и буквой закона, ибо Гринёв сохранил верность присяге, допустив лишь мелкие отклонения от устава.) Именно это право миловать делает властителей властителями, а не царские знаки и даже не «законность» воцарения сама по себе. Пугачёв такой свободой обладает не вполне; значит, он не вполне и господин своего положения. Не он управляет стихией, и не стихия им; просто они уже не отделимы. Угасание стихии, усмирение бунта равнозначно его смерти. Приписка «издателя» к запискам Гринёва сообщает, что Пугачёв узнал в толпе некогда спасённого им дворянина «и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу».

    В «Капитанской дочке» рассказано о страшных событиях. Многие её персонажи гибнут в кровавом водовороте истории. Но любимые герои Пушкина – Гринёв, Савельич и Маша Миронова – вопреки всему остаются в живых. Они словно бы защищены невидимой оградой от грозящих опасностей, потому что поступают вопреки житейской логике и в согласии с логикой нравственной. Ведь выход из социального тупика, в котором оказалась Россия времён пугачёвского бунта, состоит, согласно Пушкину, не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти», ценой подлости сохранить себе жизнь (как Швабрин). И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое – и ему служить не за страх, а за совесть. Ничто не способно помешать Гринёву следовать законам именно дворянской чести, а Савельичу – соблюдать неписаные правила крестьянской этики. В этом – залог утопической надежды Гринёва и суфлирующего ему Пушкина на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

 

 

       Часть 6. Тема подарка в повести.

 

В пушкинских произведениях часто встречается тема подарка. Именно в «Капитанской дочке» она является одной из центральных. Подарки в данной повести являются не просто штрихами к психологическим портретам героев, или милыми деталями, над которыми автор умиляется вместе с читателем. Дары в «Капитанской дочке» - одни из главных двигателей сюжета. Без подарков бы и повести не случилось бы. Болтался бы Пётр Гринёв на виселице рядом с другими офицерами. Маша досталась бы Швабрину. И закончилась бы вся история на пятнадцатой странице.

Напомню упомянутые в тексте подарочные ситуации.

Шестнадцатилетний недоросль-дворянин Пётр Гринёв, в сопровождении своего «дядьки» Савельича едет на место прохождения службы. В метель они сбиваются с пути, но встречают мужика, «Вожатого», который указывает им дорогу. И здесь в пушкинской повести возникает тема подарка. Гринёв хочет отблагодарить «вожатого», подарить ему полтину. Но все деньги находятся на сохранении у дядьки, и он категорически отказывается их отдавать. Тогда Гринёв дарит своему спасителю «заячий тулупчик». Поступок не очень логичный, так как Петруша Гринёв довольно худенький. Тулупчик, расползается по швам на широких плечах «вожатого» и на этом даритель и одариваемый расстаются.

Этот эпизод кажется незначительным и сменяется другими. Служба в крепости, капитанская дочка Машенька, дуэль со Швабриным. Судьбоносность подарка становится очевидной, когда в кровавом самозванце Пугачёве мы узнаём «вожатого». Пугачёв тоже узнаёт Гринёва. И милует его, хотя Гринёв и отказывается признать в бунтовщике государя. Как объясняет ему сам Пугачёв, когда они остаются наедине «я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда я принуждён был скрываться от своих недругов». Таким образом, Пугачёв дарит Гринёву жизнь. Но и этим не ограничивается, и, предлагает юноше поступить к нему на службу, обещает поставить Гринёва «енералом и князем». И, в конце-концов, отпускает Гринёва восвояси, сделав ему прощальный подарок – «лошадь, шубу со своего плеча (овчинный тулуп) и клячу». Таким образом в повести возникает тема подарка.

И последняя, третья встреча тоже оборачивается для Гринёва подарком судьбы – Пугачёв, «помня стакан вина и заячий тулуп», помогает ему воссоединиться с невестой – капитанской дочкой Машей. И дарит молодым пропуск по всем крепостям.

В этой истории обмена подарками между Гринёвым и Пугачёвым можно увидеть притаившийся в повести сказочный мотив. Сюжет, известный в русском фольклоре. Герой встречает на своём пути старика, старушку, нищего и дарит ему подарок, оказывает услугу. А потом нищенка оказывается доброй феей, старик – королём, и в момент жизненных трудностей они появляются в жизни героя и дарят ему волшебные дары. Вне сомнения, сюжет был Пушкину известен. Таким образом, получается, что «вор и самозванец» Пугачёв входит в мир обыденный, как существо из иного, сказочного мира!.. На это указывает и речевая характеристика героя – Пугачёв говорит притчами, загадками, песнями. И введение в повесть сказочного мотива для Пушкина - один из способов подчеркнуть легендарность фигуры Пугачёва. (Ведь Пугачёв – романтический герой, пусть и со знаком минус).

Ещё одна роль, которую играют подарочные ситуации в «Капитанской дочке», - это характеристика героев. Пушкин раскрывает русский национальный характер. И подарки тоже возникают из особенностей русской души. Подарки героев лишены логики, здравого смысла.

Гринёв дарит дюжему, широкоплечему казаку заячий тулупчик, из которого он сам вырос. Тулуп тут же расползается по швам, но казак нисколько тем не смущается, а наоборот даже рад тому, что его одаряют не рассуждая, а следуя порыву. Впрочем, что именно заставляет Петрушу Гринёва щедро одаривать разбойничьего вида мужика? Искренняя благодарность, или досада на Савельича, не доверяющего своему барчуку распоряжаться деньгами?

Затем претендент на царский престол дарует жизнь офицеру вражеской армии. Отпускает его для того, чтобы он продолжал воевать с ним. Да ещё дарит овечий тулуп и лошадь, чтобы не замёрз по дороге и скорее добрался до вражеского стана. Что это – благодарность за стакан вина и заячий тулупчик? Внезапно проснувшееся отцовское чувство? Просто глупость?

Но для Пушкина важно, что в такие моменты его герои действуют спонтанно, не оценивая и не анализируя своих поступков, не задавая себе вопроса «Почему?» Они следуют не логике ума, а правде сердца, и именно это подчёркивает их русскость. В этом видит Пушкин национальную тайну и трагедию (ведь из того же истока проистекает «бессмысленность и беспощадность русского бунта»), и путь к спасению. Ведь если один небольшой подарок, «заячий тулупчик» смог связать симпатией двух людей столь несхожих, что их по праву можно было бы назвать принадлежащими к разным мирам, то у России не всё ещё потеряно, пока не потеряна щедрость души.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: