Эффективность санации в условиях кризиса предприятия

           

Наиболее эффективным способом предотвращения банкротства предприятия является финансовая санация. Санация – это система финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правовых и социальных путей, направленных на достижение или обновление платежеспособности, ликвидности, прибыльности и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде.

Целью финансовой санации является покрытие убытков и установление причин их возникновения, обновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, снижение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование средств финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных путей производственно-технического характера.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

2) если само предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации;

3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.

В последних двух случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требования и на перевод долга. Для принятия решения о проведении санации предприятия - должники вместе с уведомлением о возбуждении производства по делу о банкротстве должны представить:

а) основные реквизиты предприятия;

б) список его кредиторов и должников с расшифровкой их дебиторской и кредиторской задолженности;

в) бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы;

г) предложения по его оздоровлению (краткий план мероприятий). Санаторы - юридические или физические лица, ответственные за проведение процедуры санации,

50

 

несут полную имущественную ответственность по средствам, выделяемым государством на оказание поддержки санируемого предприятия. При отборе предприятий, подлежащих санации, целесообразно использовать критерии по направлениям деятельности и принадлежности к приоритету, а также ряд финансовых и социальных критериев.

Исходя из принятых приоритетов целесообразно принять следующие ограничения:

1. Предприятия, продукция которых может быть реализована на потребительском рынке, в первую очередь изготавливающие продовольственные и непродовольственные товары народного потребления и лекарственные средства.

2. Предприятия, обеспечивающие поддержание обороноспособности и безопасности государства, особенно предприятия и производства, связанные с высокими, в том числе международными, требованиями по технике безопасности и экологии (ядерного вооружения и энергетического атомного комплекса, производство радиоактивных материалов и их хранение, производство боеприпасов).

3. Предприятия, деятельность которых регулируется, в том числе лицензируется, государством, работающие по регулируемым ценам.

Кроме того, государственная поддержка может оказываться по следующим группам предприятий:

-перспективные предприятия, которые смогут активизировать хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, в первую очередь той части производственной инфраструктуры, которая необходима для ускорения технологической перестройки производства (создания и развития сетей связи, информационной системы на базе электронизации, современных транспортных систем);

-предприятия, выпускающие конкурентоспособную, импортозамещающую и экспортную продукцию, в том числе с использованием уникальных "прорывных" технологий;

-предприятия, производство которых в значительной степени зависит от закупок сырья, комплектующих изделий и оборудования в странах ближнего и дальнего зарубежья и где в настоящее время отсутствует гарантия стабильного импорта из-за ограниченности валютных средств и разрыва хозяйственных связей;

-предприятия, обеспечивающие выпуск энергосберегающей техники и освоение новых прогрессивных технологий, увеличивающих производительность труда, улучшающих социальные условия труда, рассчитанных на применение новых материалов, автоматизацию производства и повышающих экологичность производства;

-предприятия, обеспечивающие создание условий для повышения инвестиционной активности;

-предприятия с широкими кооперационными межотраслевыми и межрегиональными связями.

В зависимости от масштабов кризисного состояния предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают две формы санации:

1) без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия.

Такая санация производиться зачастую для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление;

2) с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации также еще называется реорганизацией предприятия, т.е. меняется его форма собственности, организационно - правовая форам деятельности и т.п. Такой вид санации осуществляется при более широких масштабах кризисного состояния предприятия.

Каждая из этих форм санации в свою очередь подразделяется на подгруппы. Санация без изменения статуса юридического лица носит следующие полгруппы:

а)Погашение долга предприятия за счет средств бюджета.

51

 

Такой форме санации подлежат только государственные и муниципальные предприятия. Она связана со следующими основными условиями: обеспечением дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики, отраслевой и межотраслевой переориентацией деятельности предприятия, осуществлением антимонопольной политики;

б) погашение долга за счет целевого банковского кредита. Эта форма санации осуществляется коммерческим банком после тщательного аудита деятельности санируемого предприятия. Так как предоставление такого целевого кредита носит очень высокий уровень риска, ставка процента по нему максимальна. Примером такой формы санации является переоформление краткосрочных кредитов в долгосрочные с соответствующим повышением процентных ставок. Для осуществления контроля и помощи предприятию, коммерческий банк может потребовать ввести в состав руководства предприятия своего представителя или уполномоченного лица.

в) перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, которое желает принять участие в санации предприятия - должника. Условия такого перевода долга определяются в соответствующем договоре. Но для такого перевода необходимо обязательное согласие кредитора. Если кредитор не согласен на перевод долга другому предприятию, то санируемое предприятие не имеет на это права.

г) выпуск облигаций или других долговых ценных бумаг под гарантию санатора. Эта форма санации осуществляется коммерческим банком, которое обслуживает предприятие, если по каким - то причинам предоставление кредита предприятию - должнику невозможно осуществить.

Санация с изменением статуса юридического лица включает в себя следующие формы:

а) Слияние. Осуществляется путем объединения предприятия - должника с другим финансово устойчивым предприятием. В результате слияния санируемое предприятие теряет свой юридический статус. В процессе слияния оба предприятия консолидируют свои бухгалтерские балансы;

б) Поглощение. Осуществляется путем приобретения предприятия - должника предприятием - санатором. Санируемое лицо теряет свой статус, но юридическое лицо может сохраняться в виде дочернего предприятия. Для санаторов в этих двух формах санации интересен эффект синергизма, т.е. полезного взаимодействия двух подсистем;

в) Разделение. Такая форма санации может быть использована для предприятий, осуществляющих многоотраслевую хозяйственную деятельность. Эффект такой формы санации состоит в том, что за счет существенного сокращения управленческого персонала, в значительной степени сокращается сумма постоянных издержек. Такая форма санации требует кредитной поддержки, предоставляемой коммерческим банком, который обслуживает предприятие - должника. Выделенные в процессе разделения предприятия получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса;

г) Преобразование в открытое акционерное общество. Осуществляется по инициативе учредителей и позволяет существенно расширить финансовые возможности предприятия, обеспечить пути его выхода из кризиса. Условием такой формы санации является необходимость обеспечения учредителями минимального размера уставного капитала, установленного законодательством;

д) Передача в аренду. Эта форма характерна для санации государственных и муниципальных предприятий, при которой предприятие передается в аренду членам трудового коллектива, но такая форма санации возможна и для негосударственных предприятий;

52

 

е) Приватизация. В этой форме санируются государственные предприятия. Условия и формы приватизации установлены в ряде законодательных документов.

Сам процесс реорганизации санируемых предприятий требует разработки санационного проекта. Санационный проект - это технико-экономическое обоснование плана мероприятий по оздоровлению предприятия, содержащего конкретные программные мероприятия его развития или текущей деятельности, включающие анализ конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка в текущем и перспективном периодах, финансового положения, внутренних и внешних источников финансирования, условий кредитования отдельных мероприятий банками (процент риска) и позволяющие в случае временной поддержки выйти из кризисного состояния. Разработка такого проекта осуществляется представителями санатора и независимых аудиторов.

В санационном проекте отражаются:

Экономическое и финансовое состояние санируемого лица на момент начала санации;

Основные причины возникновения критического состояния предприятия;

Цели и формы процесса санации;

План санирования с выделением наиболее важных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;

Расчет эффективности выбранной формы санации;

Формулировка условий, которые обеспечат успех проведения санации.

Эффективность санации определяется путем соотнесения результатов и затрат на осуществление выбранной санации. Результаты санации в конечном итоге могут быть оценены размером дополнительной прибыли. Дополнительная прибыль получается за счет нормализации производственной деятельности предприятия при соответствующей финансовой поддержке. В процессе расчета эффективности санации сумма дополнительной прибыли приводиться к настоящей стоимости.

Затраты на осуществление санации определяются путем разработки специального бюджета.

Сравнение эффективности различных форм санации позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант ее осуществления. Цель санации является достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизации привести в нормальное состояние производственную деятельность и избежать объявления предприятия - должника банкротом с последующим прекращением его деятельности и продажей имущества.

 

 

           

 

           

           

       3.3. Финансовое оздоровление предприятия-банкрота.

 

Сущность финансового оздоровления в том, что должник под контролем кредиторов и суда на основании особых документов – плана финансового оздоровления и графика погашения задолжности – осуществляет расчет с кредиторами.

Срок финансового оздоровления – не более двух лет. Некоторые ученые отмечают, что в сложных ситуациях, когда финансовое оздоровление связано с осуществлением крупномасштабных мероприятий, этот срок может быть нереальным. По идее, если 

 

53

 

состояние должника таково, что за два года расплатиться с кредиторами он не сможет, то финансовое оздоровление не должно вводиться.

       Обращает внимание на себя внимание интересное отношение Закона к определению общего срока оздоровительных процедур, к каковым относится финансовое оздоровление и внешнее управление – в силу п.2 ст.92 Закона, совокупный срок этих процедур не может быть более 2 лет. Таким образом, кредиторы, решая вопрос о введении оздоровительных процедур, по сути, стоят перед выбором между финансовым оздоровлением и внешним управлением, поскольку исходя из сути экономических отношений введение любого из этих процедур на короткий срок неэффективно.[23, с.39]

 

Порядок введения финансового оздоровления.

Вопрос о введении финансового оздоровления решается арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев предусмотренных п.2 и 3 ст. 75 настоящего Федерального закона.[1, с.212]

       Рассматриваемая процедура вводится определением арбитражного суда при наличии следующих основании:

       Во-первых, таким основанием является соответствующее ходатайство собрания кредиторов. Таким образом, суд не имеет права пойти против воли кредиторов, если они считают финансовое оздоровление целесообразным.

       Во-вторых, финансовое оздоровление может вводиться при отсутствии решения собрания кредиторов о дальнейшей судьбе должника. Основанием для введения финансового оздоровления в этой ситуации, будет соответствующе ходатайство любого лица, готового предоставить обеспечение исполнения должником графика погашения задолженности.[23, с.43]

       Способ обеспечения может быть любым (кроме удержания, задатка, неустойки) – главное, чтобы его размер превышал не менее чем на 20% размера обязательств, включенных в реестр (размер реестровых требований). Таким образом, в данном случае, процедура вводится при отсутствии воли кредиторов, причем вводить иную процедуру суд не должен.

       В-третьих, финансовое оздоровление может быть введено и против воли кредиторов, т.е. при наличии решения собрания о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом. В такой ситуации основанием для финансового оздоровления будет соответственно ходатайство любого лица, готового предоставить в качестве обеспечения исполнения должником графика погашения задолжности банковскую гарантию. При этом сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна не менее чем на 20% превышать размер реестров требований.

       Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда, которое может быть обжаловано, но подлежит немедленному исполнению.[23, с.44]

                                  

Статус органов управления должника как последствия введения финансового управления.

Введение финансового оздоровления влечет за собой определенные последствия.

       Руководитель и органы управления должника не отстраняются, но функционируют с некоторыми ограничениями. Можно выделить три категории ограничений. Первая связана с необходимостью для должника получать согласие на определенные действия административного управляющего, вторая – собрания (комитета) кредиторов, третья – собрания (комитета) и лиц, предоставивших обеспечение исполнения графика погашения задолжности.

       Все эти ограничения можно охарактеризовать как ограничения диспособности должника.

           

54

 

Сделки, которые совершаются должником на стадии финансового оздоровления, могут быть как ничтожными, так и оспоримыми на основании общих положений ГК РФ; все сделки, вопрос о недействительности которых возникает в связи с нормами ст.82 Закона, являются оспоримыми – они могут быть признаны недействительными на основании заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве (сам должник, арбитражный управляющий, любой из конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, субъект, предоставивший обеспечение, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления – если это предусмотрено Законом о банкротстве) [26, с.10].

 

Отстранение руководителя.

       Возможными последствиями финансового оздоровления является возможность отстранение руководителя должника от должности. Обязательным условием этого является недобросовестное поведение руководителя, выразившееся в неисполнении плана финансового оздоровления, нарушении прав и интересов кредиторов либо лиц,

предоставивших обеспечение. Ходатайствовать об отстранении руководителя может собрание кредиторов либо административный управляющий.

       Руководитель отстраняется определением суда, которое может быть обжаловано.[1, с.213]

Статус административного управляющего.

       Его утверждение осуществляется арбитражным судом в том же порядке, что и утверждение временного управляющего.

       Полномочия административного управляющего определяются его статусом – он не ведет хозяйственную деятельность должника, его цель – контролировать соблюдение должником взятых на себя обязательств.[23, с.47]

           

Особенности предъявляемых требований к должнику.

       Установление особого порядка предъявления требований к должнику – только с соблюдением норм Закона о банкротстве, т.е. обращение кредиторов с исковыми заявлениями к должнику невозможно. Это касается только требований, срок исполнения которых должником наступил на дату введения финансового оздоровления; остальные требования (являющиеся текущими) подлежат исполнению по мере наступления срока. По обычным (не текущим) требованиям прекращается начисление финансовых санкций и одновременно начинает, начисляется процент по ставке рефинансирования в соответствии с порядком, установленным п.2 ст.95 Закона (этот порядок состоит в том, что учитывается ставка рефинансирования на момент введения финансового оздоровления; процент начисляется до даты погашения требований).

       Особый порядок проявляется также и в том, что невозможно предъявление и удовлетворение требований учредителя (участника) о выделе доли (пая) в связи с выходом из состава участников; запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.[3, с.52]

 

План финансового оздоровления и график погашения задолжности.

       Выше отмечалось, что основными документами, на основании которых должник действует в рамках финансового оздоровления – план финансового оздоровления и график задолжности. План финансового оздоровления и график погашения задолжности разрабатывается учредителями (участниками) должника либо собственником имущества унитарного предприятия.

       На практике возникает проблема, связанная с ответом на вопрос о порядке утверждения плана финансового оздоровления и графика погашения задолжности.

 

55

 

Ответ на вопрос об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолжности следует искать в общих положениях о собрании кредиторов. Так, ч.4 п.2. ст.12 Закона относит утверждение и плана финансового оздоровления, и графика погашения задолжности к исключительной компетенции собрания кредиторов. При этом ч.5 п.2 ст.15 Закона к числу вопросов, принимаемых квалифицированным порядком (большинством от общего количества голосов) относит утверждение графика погашения задолжности; следовательно, вопрос об утверждении плана финансового оздоровления голосуется обычным порядком.[3, с.56]

 

Содержание плана финансового оздоровления.

       План финансового оздоровления предусматривает источники получения средств должником и, соответственно, мероприятия, результатом осуществления которых будет являться появление у должника средств, достаточных для исполнения графика погашения задолжности. Эти мероприятия могут состоять как в осуществлении экономических действий (перепрофилирование производства, ликвидации убыточных производств,

повышения конкурентоспособности продукции и т.п.), так и в получении дополнительных средств от кредиторов либо контрагентов. Представляется возможным в рамках плана финансового оздоровления заключение соглашений о коммерческом кредите, использование различных способов прекращения обязательств (например, новации), если это не противоречит нормам Закона. Безусловно, план финансового оздоровления может содержать такой источник финансирования, как вклады учредителей (участников), как направленные, так и не направленные на увеличение уставного капитала.[3, с.57]

       При разработке плана финансового оздоровления следует учитывать типовую структуру программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации, утвержденную совместным приказом  Минэкономики России и ФСФО России от 19 ноября 1999 г. В план финансового оздоровления несостоятельного предприятия может входить бизнес-план или даже несколько бизнес-планов по отдельным нововведениям или по отдельным вновь создаваемым производственным бизнес-единицам.

       Таким образом, в качестве одного из параметра плана финансового оздоровления представляется возможным использовать как увеличение уставного капитала акционерного общества путем дополнительной эмиссии, так и увеличение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в порядке, установленном корпоративным законодательством.

       Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолжности, который определяет конкретные объемы и сроки выплат.[23, с.50]

 

Содержание графика погашения задолжности.

       График погашения задолжности подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение (если, конечно, оно предоставлялось, что не всегда обязательно).

       График погашения задолжности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр. Очевидно, имеется в виду реестр, имеющий на момент составления графика. При этом очевидно, что в процессе финансового оздоровления могут заявлять требования и иные кредиторы, которые будут после установления включаться в реестр. Эти требования в график погашения задолжности не включаются. Для таких требований установлен особый режим: в силу ч.2 п.5 ст.81 Закона они удовлетворяются в течение месяца, с даты окончания исполнения обязательств, в соответствии с графиком. Поэтому, безусловно, на практике кредиторы заинтересованы в

56

 

заявлении требований на стадии наблюдения – эти требования в график войдут, и будут удовлетворяться в соответствии с ним. Практическое значение имеют нормы п.2 ст.85 Закона, защищающие кредиторов, чьи требования вносятся в реестр погашения задолженности.[5, с.212]

       Содержание графика погашения задолжности регламентируется Законом путем установления наиболее общих рамок. Так, в силу п.4 ст.84 Закона погашение требований должно быть пропорциональным, в соответствии с очередностью; однако следует обратить внимание на то, что в настоящее время, в силу п.8 ст.231, эта норма не применяется к требованиям уполномоченных органов, в части уплаты обязательных платежей, до внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах. Следовательно, сейчас эти требования подлежат не пропорциональному, а полному и одновременному удовлетворению.

       Характер иных требований, предъявляемых к содержанию графика, зависит от порядка введения финансового оздоровления – это положение очень важно учитывать на практике.

       Если финансовое оздоровление вводилось на основании решения собрания кредиторов, то график должен предусматривать погашение всех реестровых требований не позднее, чем за месяц до даты окончания финансового оздоровления; при этом требования первой и второй очередей должны погашаться не позднее, чем за 6 месяцев до даты окончания финансового оздоровления.

       Если финансовое оздоровление вводится при отсутствии решения собрания кредиторов (направленного на осуществление данной процедуры), т.е. по ходатайству определенных лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств должника, то к графику погашения задолжности предъявляются более строгие требования. В этом случае погашение задолжности должно быть осуществлено в течение года; приступить к выплатам необходимо не позднее чем через месяц после вынесения судом определения о введении финансового оздоровления; график должен предусматривать ежемесячное пропорциональное удовлетворение равными долями. При этом не имеет значения, отсутствовало решение собрания вообще, либо решение было направлено на введение внешнего управления либо конкурсного производства.      [7, с.47]

       График погашения задолжности вступает в силу с момента утверждения его арбитражным судом; п.2 ст.84 Закона называет его односторонним обязательством погасить задолжность перед кредиторами в установленные графиком сроки. Однако конструкции данного одностороннего обязательства отличается от классической конструкции односторонних обязательств тем, что предполагает не только обязанности для стороны, совершающей сделку, и права для третьих лиц, но и некие обязанности для третьих лиц. Эти третьи лица – кредиторы – могли способствовать введению финансового оздоровления, а могли и выступать против (если процедура введена под обеспечение); в любом случае график предполагает обязанность кредитора воздерживаться о получения исполнения до наступления срока, указанного графиком [26, с.13].

           

Внесение изменений в график погашения задолжности.

       Вопрос об изменении графика погашения задолжности может быть поставлен учредителями (участниками) юридического лица – должника, собственником имущества унитарного предприятия, лицами, предоставившими обеспечение, либо административным управляющим. В первом случае, названные лица в течение 14 дней после наступления срока исполнения, в соответствии с графиком, могут либо исполнить данное обязательство, либо внести в график изменения и обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении этих изменений (утвержденные собранием

 

57

 

изменения по своей правовой природе приближают график к мировому соглашению; вступает в силу измененный график погашения задолжности с момента утверждения арбитражным судом).

       Административный управляющий обязан поставить вопрос об изменении графика в том случае, если размер реестровых требований, установленных в течение финансового оздоровления, превысит более чем на 20% размер требований, включенных в график погашения задолжности. В течение 14 дней с момента возникновения указанных обстоятельств управляющий обязан созвать собрание кредиторов для внесения изменений в график погашения задолженности.[26, с.14]

 

Обеспечение исполнения обязательств должника.

       Одним из важнейших вопросов при введении и осуществлении финансового оздоровления является вопрос об обеспечении исполнения обязательств должника.

       Предоставление обеспечения, по сути, является основанием для введения судом процедуры финансового оздоровления, как при отсутствии выраженной воли кредиторов,

так и при направленности этой воли на осуществление внешнего управления либо конкурсного производства.

       В настоящее время многие практические проблемы определяются тем, что договор об обеспечении исполнения обязательств должника должен быть заключен в течение 15 дней с момента введения финансового оздоровления и представлен в суд в течение 20 дней с момента заключения. Таким образом, не ранее чем по истечении 35 дней после введения процедуры может быть поставлен вопрос о досрочном прекращении финансового оздоровления в соответствии с ч.2 п.1 ст.87 Закона. Т.е. в течение как минимум 35 дней должник может проводить финансовое оздоровление – осуществлять выплаты определенным субъектам, реально не имея обеспечения.

       Целью предоставления обеспечения является создание дополнительных гарантий исполнения должником графика погашения задолжности для кредиторов.

       Договор, в соответствии с которым обеспечивается исполнение обязательств должником, не прекращает действие ни введением в отношении должника новой процедуры, ни внесением изменений в график погашения задолженности [26, с.18].

Последствия неисполнения графика погашения задолжности.

       При неисполнении графика должником арбитражный управляющий обращается к лицам, предоставившим обеспечение; средства, полученные в результате исполнения этими лицами своих обязанностей, перечисляются на счет должника. Предъявление требований к названным субъектам является обязанностью административного управляющего; более того, п.1 ст.89 Закона устанавливает, что эта обязанность возникает, если график (т.е. любой платеж) не исполнен в течение 5 дней. Закон не устанавливает последствия неисполнения данной обязанности, следовательно, применению подлежат общие последствия.

       Норма п.1 ст.89 Закона устанавливает 5-дневный срок неисполнения обязательств должником, по истечении которого административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение. Следовательно, лица, предоставившие обеспечение, должны исполнить связанные с этим обязанности в течение 5 дней после предъявления административным управляющим требования к ним, а предъявление этого требования осуществляется по истечении 5 дней с момента неосуществления должником платежа в соответствии с графиком.

       Расчеты с кредиторами осуществляются из поступивших средств на основании графика погашения задолжности.

       Впоследствии лица, предоставившие обеспечение, предъявляют соответствующие требования к должнику, восстановившему платежеспособность, либо становятся

58

 

кредиторами третьей очереди (несмотря на то, что их требования возникли в рамках финансового оздоровления, т.е. являются текущими – это прямо установлено п.4 ст.89 Закона). Такие кредиторы становятся конкурсными, т.е. их требования устанавливаются, включаются в реестр, голосуют на собраниях наравне со всеми конкурсными кредиторами.[26, с.19]

Завершение (окончание или прекращение) финансового оздоровления.

       Завершение финансового оздоровления, возможно, его окончанием либо прекращением.

       Окончание процедуры может быть как досрочным, так и своевременным и предполагает исполнение графика погашения задолжности. После этого в течение месяца должны быть удовлетворены реестровые требования, установленные в рамках финансового оздоровления. Если требования исполнены, то на основании отчета административного управляющего арбитражный суд прекращает производство по делу о

банкротстве; в противном случае управляющий должен созвать собрание кредиторов, которое решит вопрос о введении управления либо о признании должника банкротом.

       Прекращение финансового оздоровления может быть только досрочным и применяется в случаях определенных нарушений:

- непредставления в течение 35 дней с момента введения финансового оздоровления графика погашения задолжности;

- неоднократного либо существенного (на срок более чем 15 дней) нарушения сроков платежей, установленных графиком.

       По завершении (окончании либо прекращении) финансового оздоровления возможен переход либо к внешнему управлению, если есть экономические предпосылки и позволяют сроки, - совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 лет; более того внешнее управление вводиться, если финансовое оздоровление проводилось более 18 месяцев.

       В противном случае суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.[26, с.20]

       В широком смысле санация - одно из важнейших направлений, сочетая в себе приемы и методы современного менеджмента, включая реструктуризацию, реинжиниринг, бенчмаркетинг и другие инструменты рационализации производства и управления.

       Где, под реинжинирингом понимается, фундаментальное переосмысление и радикальное перепрофилирование бизнес-процессов, чтобы резко, скачкообразно улучшить основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия. Бенчмаркетинг – непрерывный систематический поиск и внедрение наилучших практик, которые приведут предприятие к более современной форме.

                       

       Банкротство является самым жестким основанием прекращения предпринимательской деятельности должника и поэтому требует особого правового регулирования, поскольку затрагивает интересы и имеет негативные последствия не только для собственника имущества, но и для трудового коллектива, кредиторов, партнеров и т.п. В силу этого Законодательство РФ о несостоятельности предусматривает меры по финансовому оздоровлению, восстановлению платежеспособности, санации должника. В более сложных случаях Закон предлагает реорганизацию предприятия должника и как крайнюю меру его ликвидацию.[6, с.43]

 

 

59

 

Заключение.

Любое самое болезненное событие в жизни общества не проходит бесследно и бесполезно для него в будущем. Так и банкротство предприятий несет в себе созидающую силу. Главная его цель видится в проведении структурной перестройки всего народного хозяйства страны в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы каждого предприятия. В ходе реализации этой цели определяется практическое значение банкротства для всех его участников, кото­рое проявляется в следующем:

• для общества — формируется структура экономики, при­способленная к рынку;

• для населения — производятся нужные ему товары;

• кредиторы получают шанс спасти свои деньги;

• персонал предприятия в конечном итоге создает или полу­чает полезную и ценимую работу.

Таким образом, явление банкротства предприятий — неизбеж­ный спутник рыночной экономики, выполняющий роль санитара, контролирующего состояние ее здоровья и обеспечивающего ус­ловия для ее дальнейшего развития.

       Начиная с 1992 г. в России законодательно закреплено право на существование такого атрибута полно­ценных рыночных отношений, как банкротство. Это исторически закономерное явление в экономике име­ет строго определенные признаки и отличительные особенности в разные периоды своей «зрелости», что позволяет распознать его в процессе прогнозирования на макроуровне и диагностирования — на микроуровне хозяйственной деятельности.

Несмотря на объективность закономерностей, банкрот­ство поддается влиянию в процессе антикризисного управления деятельностью предприятия. Сущность этого управления состоит в своевременном выявлении нега­тивных тенденций и упреждающем принятии про­филактических мер по их преодолению либо ослабле­нию. В случае пессимистичного прогноза, когда деятель­ность предприятия становится неперспективной, задача антикризисного управления сводится к обоснованию на­правлений и организации ее перепрофилирования.

Говоря о методах выявления банкротства предприятия - на современном этапе развития российской экономики на первый план выходят проблемы, связанные с выявлением неблагоприятных тенденций развития предприятия, выбора метода оценки банкротства. Однако методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет. В настоящее время вопросы организации и методологии проведения анализа процедур банкротства недостаточно изучены. Практически отсутствуют и нормативные документы, регламентирующие порядок проведения и ответственность за достоверность результатов анализа. Проблемы использования методик диагностики (несостоятельности) банкротства предприятия относятся к числу наиболее актуальных вопросов экономической теории и современной хозяйственной практики.

Любое предприятие, а значит, и экономика страны мо­жет развиваться в бескризисном пространстве лишь при условии применения комплекса мер: безошибочной по­становки диагноза их состояния, правильно прописанного рецепта финансового оздоровления и эффективного лечения в стихии рискового бизнеса.

Занятие бизнесом - весьма рисковая операция, поэтому никакая организация не застрахована от возможного банкротства. Для того, чтобы не допустить угрозы кризисного состояния предприятия, необходимо своевременно проводить антикризисную политику и диагностику возможного банкротства. При этом необходимо периодически исследовать финансовое состояние предприятия и факторы, которые могут вызвать угрозу

60

 

критического состояния. Также нужно правильно формировать цели и задачи антикризисного финансового управления предприятием, выбирать инструменты антикризисной политики. Если же предприятие имеет угрозу банкротства, необходимо определить масштабы и глубину этого состояния.

Если масштабы кризисного финансового состояния предприятия не позволяют выйти из него за счет реализации внутренних резервов, предприятие прибегает к внешней помощи, которая обычно принимает форму его санации. Далее в ходе анализа необходимо выбрать наиболее эффективную форму санации.

В мировой практике известны два подхода к прогнозированию банкротства: модель Э. Альтмана и система критериев оценки возможного банкротства. Следует отметить, что значения рассчитанных показателей нельзя абсолютизировать, т.к, прежде всего, они не имеют юридических последствий и призваны играть информационно - рекомендательную роль.

Банкротство представляет собой юридическую процедуру, поэтому никакие значения аналитических коэффициентов не могут служить основанием для объявления предприятия банкротом.

Результаты санации в конечном итоге могу быть (и желательно) оценены размером дополнительной прибыли. Если в результате проведения санации предприятию удалось избежать объявления его банкротом и нормализовать его производственную деятельность, то цель санации считается достигнутой.      

На сегодняшний день, законодательство более совершенно и гибко, по сравнению с Законом о несостоятельности (банкротстве) предыдущих лет, что, несомненно, будет способствовать созданию нормального экономического оборота. Но в ходе работы, было ясно видно и недостатки существующего Федерального Закона РФ.

       Хотелось бы, чтобы в Законе о банкротстве были чётче прописаны принципы, по которым можно отделить временного должника от действительно неплатежеспособного. Некоторые законодатели предлагают такой критерий: предприятие не может покрыть свои обязательства в течение трех месяцев ликвидными активами. Под ликвидными активами

надо понимать деньги, ценные бумаги, дебиторскую задолженность, уплаченный, но невозвращенный НДС, товарные запасы.

Второе предложение касается того, какую именно процедуру банкротства выбрать в том или ином случае. Новый Закон, как и старый, оставляет место произволу конкурсных кредиторов и судей. Нужны чёткие правила - на основании показателей финансовой отчетности должника.

Новый Закон решил проблемы, актуальность которых не была урегулирована старым законом (имеется в виду ранее действовавший Закон «о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.92г.) о банкротстве:

- более четко определена и разработана стадия внешнего управления предприятием;

- четко определен статус арбитражных управляющих, позволяющий им не допускать возможных злоупотреблений со стороны недобросовестного должника;

- появилась возможность признавать сделки должника, связанные с отчуждением имущества и совершенные в течение 6 месяцев, предшествовавших подаче заявления о банкротстве, недействительными.

В то же время Закон имеет следующие недостатки:

- процедуры банкротства, указанные в новом законе, взаимозаменяемы (внешнее управление совпадает по функциям с конкурсным производством; наблюдение имеет очень мало отличий от внешнего управления);

 

61

 

- в законе имеются внутренние противоречия (ст.86, 106) и противоречия с ГК РФ (ст.106 Закона и ст.64 ГК РФ). Необходимо отметить, что ст.186 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» говорит, что «впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствии с настоящим Федеральным законом, законы и иные нормативные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону». Этой фразой отмечается порядок удовлетворения требований кредиторов, предусмотренных в ГК РФ;

- применение нового удовлетворения требований кредиторов может привести к мошенническим операциям недобросовестных кредиторов».

Таким образом, можно сделать вывод, что существующее правовое поле не полностью соответствует реальным экономическим отношениям банкротства.(5)

 

Однако, по данным Высшего Арбитражного Суда, за первое полугодие 2009 года число принятых к производству заявлений о признании банкротом увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24,1%. Динамика существенная. Однако в количественном выражении число таких дел- а их за шесть месяцев запущено 16 312 – явно меньше реального числа кандидатов на банкротство. На самом деле сообщения о банкротствах приходят очень редко. Главная причина заключается в том, что экономическая эффективность процедуры банкротства весьма скромная. Возникает ситуация – кредиторы чаще всего получают намного меньше причитающихся им средств – примерно 10% от требуемых сумм. Имущество при банкротстве продается по заниженной цене, в результате чего страдают и должники, и кредиторы. Юристы в один голос подтверждают неэффективность процедуры банкротства для кредитора.

 

Действующий сегодня в России механизм банкротства далек от совершенства, при этом его нацеленность на максимальную защиту прав кредиторов очевидна.  Необходимы также доработки и реформирование современных экономических отношений, сложившихся в стране.

 

 

62


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: