Личность в социальной психологии

Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии с другими науками о человеке и обществе.

История развития социальной психологии и становление ее как самостоятельной науки. Основные социально-психологические теории. История развития отечественной социальной психологии. Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе развития общества.

Основные методы социально-психологических исследований. Методы исследования и диагностики личности. Специфика экспериментального исследования в социальной психологии. Групповые методы: характеристика и особенности применения. 

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Социализация личности и факторы, влияющие на процесс социализации. Содержание процесса социализации. Институты социализации: понятие и виды. Феномены, механизмы и направления социализации. Стадии психосоциального развития личности.

Понятие и история становления психологии аттитюда. Структура и функции аттитюда. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности.

Раздел 2. Социальная психология общения и отношений

Тема 2. Общение как социально-психологическое явление. Социально-психологические аспекты отношений

Общение как необходимое условие для формирования и развития личности. Понятие и содержание общения. Проблема активности в общении. Единство общения и деятельности.

Основные характеристики общения: стиль, форма и манера. Виды и разновидности общения. Структура и стороны общения.

Специфика коммуникативного процесса между людьми. Обратная связь как механизм коммуникативного процесса. Виды обратной связи. Коммуникативный барьер, его особенности.

Средства общения: вербальная и невербальная коммуникация. Речь как система вербальной коммуникации. Классификация невербальных средств общения. Экспрессия человека.

Проблема взаимодействия людей в социальной психологии. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Компоненты процесса взаимодействия.

Понятие социальной перцепции. Восприятие, познание и понимание людьми друг друга. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Эффекты межличностного восприятия. Интерпретация причин поведения другого человека – явление "каузальной атрибуции". Эмоциональная сторона восприятия. Понятие и уровни аттракции.

Отношения как социально-психологическая категория. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением. Классификация отношений.

Межличностные отношения: понятие и специфика изучения. Динамика межличностных отношений. Структура межличностных отношений

Межличностное воздействие, особенности влияния людей друг на друга. Механизмы воздействия в процессе общения: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Содержание практических занятий

Раздел 2. Социальная психология общения и отношений

Тема 1. Социально-психологические аспекты межличностного восприятия взаимопонимания и отношений

1. Особенности организации и компоненты процесса взаимодействия.

2. Стратегии поведения во взаимодействии.

3. Понятие социальной перцепции. Роль межличностного восприятия в процессе общения.

4. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

5. Толерантность как способ успешного взаимодействия и межличностных контактов.

6. Теории атрибуции. Явление «каузальной атрибуции».

7. Межличностная аттракция: понятие, уровни, внешние и внутренние факторы.

8. Социальные отношения: содержание и особенности проявления.

9. Межличностные отношения: понятие, характеристика и этапы развития.

10. Межличностное воздействие, механизмы влияния людей друг на друга.

     



Самостоятельная работа студентов

При организации внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие ее формы и нормы распределения бюджета времени на СРС согласно МР-01-2011:

По плану СРС – 30 часов – 2 семестр

№ п/п Вид самостоятельной работы Норма времени Итого

1. Обязательная часть СРС

1.1. Проработка материала лекций 0,15 часа/час лекции 4Х0,15=0,6
1.2. Подготовка к практическим (семинарским) занятиям 0,5-1 час/час аудиторных занятий 2Х1=2

2. Вариативная часть СРС

2.1 Самостоятельная проработка темы (6 тем) 2-3 часа 18
2.2. Подготовка презентации (2 презентации) 2-3 часа – 1 презентация 6
2.3. Подготовка к контрольной работе 2-3 часа 3
  Всего   29,6

По плану СРС – 30+2ПК=32 часов – 3 семестр

№ п/п Вид самостоятельной работы Норма времени Итого

1. Обязательная часть СРС

1.1. Подготовка к зачету 4-6  часов 2

2. Вариативная часть СРС

2.1 Самостоятельная проработка темы (6 тем) 2-3 часа 12
2.2. Подготовка презентации (2 презентации) 2-3 часа – 1 презентация 6
2.4. Представление в табличной или схематичной форме самостоятельно изученных тем 2 часа – 1 тема 12
  Всего   32

 

Темы для самостоятельного изучения:

Семестр

Раздел 1. Общие положения социальной психологии

Тема 1. Проблемы личности и социализации в социальной психологии

  1. Социально-психологические теории личности, их характеристика.
  2. Характеристика социально-психологических типов личности.
  3. Социально-психологический подход к изучению социализации личности.
  4. Социально-психологическая компетентность личности и факторы ее определяющие.
  5. Проблема коррекции и формирования социально-психологических свойств.

 

Тема 2. Социальная установка

  1. Понятие история исследований социальной установки (аттитюда).
  2. Структура, виды и функции социальной установки.
  3. Концепция В.Л. Ядова о диспозиционной структуре регуляции поведения личности.
  4. Проблема измерения социальных установок личности.
  5. Социальные установки, предрассудки и стереотипы поведения.

Раздел 2. Социальная психология общения и отношений

Тема 3. Общение как социально-психологическое явление

1. Общение как социально-психологическая категория.

2. Основные характеристики общения: стиль, форма и манера.

3. Различные классификации функций общения.

4. Средства общения: классификация и специфика изучения.

5. Трудности и дефекты общения.

6. Деструктивное общение.

7. Эффективное общение.

8. Пути оптимизации общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: