В последние годы в деятельности учреждений культуры и искусства широкое распространение получили новые формы культурной деятельности - творческие проекты. Они возникают и как самостоятельное направление деятельности по сохранению и развитию отдельных отраслей или учреждений культуры, и как некий творческий замысел, выраженный в конкретной художественной форме.
К примеру, это может быть проект международной выставки, ежегодного «Московского Пасхального фестиваля» симфонической, камерной, духовной и хоровой музыки, ежегодной церемонии вручения престижной премии тележурналистам «ТЭФИ», проект реконструкции военно-исторического и природного музея «Куликово поле», концерта на Красной площади известного тенора Лучано Паваротти, выпускного бала школьников в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького, семейного вечера отдыха в доме культуры, рекламный проект московских изданий «Обложка года», а также театральные, телевизионные, кино-, шоу-, музыкальные и другие проекты.
|
|
В перечисленных нами формах при их разработке и реализации широко применяется понятие «проект» или «творческий проект». При этом практики, работающие в сфере культуры, под проектом имеют в виду оригинальный замысел какой-либо формы: конкурс молодых исполнителей эстрадной песни на ОРТ «Фабрика звезд» или проект «Народный артист» на канале «Россия»; зарождение новых традиций - проект закладки именной звезды на «Аллее звезд» на площади у концертного зала «Россия», новый оригинальный подход к проведению традиционных праздников или ретро-проекты, раскрывающие новый взгляд на ушедшие старые формы.
Проект сегодня рассматривается как замысел, план, нацеленный на преобразование, как составная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности по реализации разработанной концепции и является обязательным компонентом профессиональной деятельности творческой команды продюсера, арт-менеджера, коллектива учреждения культуры, министерства, инициативы частного лица.
Профессор Пермского университета культуры и искусства Г.М. Кузицына выделяет четыре вида проектных решений, с которыми сталкивается специалист:
а) прогнозное проектирование, в ходе которого разрабатывается стратегия развития объекта культуры в определенных условиях; обосновывается вероятностное решение этого объекта; выявляются перспективные культурные проблемы (проекты, определяющие стратегические направления в области культуры, искусства, образования, книгопечатания и т. п.);
б) проектное прогнозирование, в ходе которого научно обосновываются этапы прогноза проектов различного уровня («Народное творчество и народные промыслы», «Семья» и т.п.);
|
|
в) экспериментальное проектирование представляет собой практическую проверку теоретических моделей, проводимую на определенных уровнях и сферах социально-культурной деятельности;
г) текущее, типовое проектирование, в ходе которого разрабатываются оперативные, тактические программы, планы, представляющие собой организационные виды деятельности.
Представленные виды проектных решений находятся в диалектическом взаимодействии и характеризуются общими, нацеленными на будущее планами, особенными, связанными с разработкой структуры проекта, и специфическими чертами, присущими конкретному учреждению культуры, социокультурной акции или объекту.
Процесс проектирования основывается на методологических принципах, этапах, закономерностях, характерных для прогнозных технологий: учете духовных интересов и потребностей группы населения, на которую он рассчитан; проблемно-ситуационном подходе в определении цели, которая направлена на решение задачи обеспечения эффективного воздействия на посетителей учреждения культуры в тех или иных социальных ситуациях; ориентировании на междисциплинарное использование взаимодополняющих методов выявления актуальных и перспективных для определенной социальной среды проблем и совместное сотрудничество, координацию и интеграцию усилий различных организаций по их разрешению; предполагает гибкость и адаптацию к изменениям среды, в которой он будет функционировать.
Выбор методов проектной деятельности определяется такими условиями, как характер самого объекта проектирования (физический объект, форма межличностных отношений, возрождение традиций и др.), уровень проектирования (внутри коллектива, в масштабе населенного пункта, территориальной общности), социально-экономическая и социально-культурная ситуация и т.д. Широко применяются методы информационно-целевого анализа прессы, телевизионных и радиопрограмм, а также мониторинг результатов опросов, рейтингов, выступлений отдельных возрастных, социальных, профессиональных групп населения.
Благодаря применению разнообразных методик, при разработке творческого проекта руководитель проекта (продюсер, сценарист, режиссер, арт-менеджер) накапливает и углубляет знания об ареале и дифференциации культурного пространства, качестве и количестве различных видов социокультурной деятельности, востребованных населением, процессах взаимодействия социальных общностей в решении текущих задач.
Рассматривая проблемы педагогического проектирования, Т. Смысловская выделила макро- и микроэтапы, характерные для данного процесса.
1-й этап - подготовительный, включающий принятие решения о необходимости проектирования новой системы, формы; выбор базовой модели проектирования; создание и запуск системы управления проектом; формирование рабочих проектных групп, налаживание коммуникации; ресурсное обеспечение
проектных групп.
2-й этап - основной, включающий анализ и прогноз ситуации в значимой внешней среде; анализ и прогноз требований к системе, форме; анализ состояния и достижений действующей системы или формы; проблемный анализ действующей системы, формы и ее компонентов; генерация проектных идей для образа новой системы; создание целостного проекта новой системы, формы, его редактирование и оформление.
3-й этап - завершающий, включающий самооценку полученного проекта; независимую экспертизу проекта; доработку проекта и принятие решения по его освоению.
Однако проектные технологии в сфере культуры и искусства имеют и ряд особенностей, характерных именно для этого вида творческой деятельности.
|
|
Художественный проект - это своеобразный ответ на «социальный заказ» общества, отклик в художественной форме на то или иное социальное явление. Это может быть празднование юбилея города («Петербургу - 300 лет»), страны или международный проект «Миллениум - 2000», проект, ориентированный на конкретный коллектив, личность, возрастную группу (проект областного праздника художественного творчества детей «Воздушные замки Заполярья»), празднование исторического события (проект ежегодного праздника, посвященного сражению русской армии с наполеоновским войском на Бородинском поле), общественно-политическая акция, национальный праздник и т.д.
Грамотно разработанный творческий проект помогает менеджеру культуры избежать многих ошибок при его реализации, обойти «подводные камни» в непредсказуемом мире конкуренции, найти ответы на многие вопросы, связанные с его разработкой и реализацией.
В нем гибко сочетаются творческие, технические, финансовые и рыночные аспекты деятельности:
- во-первых, проект служит основанием для предполагаемой творческой работы и дает оценку результатам деятельности за определенный период;
- во-вторых, проект становится документом, который определяет курс действий и формы управления ими, он выполняет как стратегические цели планирования предстоящей работы, так и тактические - руководство и контроль исполнения различных действий по реализации проектируемых форм деятельности;
- в-третьих, проект в большинстве случаев может быть использован как средство для получения необходимых инвестиций и может служить мощным инструментом нахождения путей финансирования проекта;
- в-четвертых, проект обязательно рассматривается как документ, восприимчивый для различного рода нововведений (организационных, информационных, технических, технологических, экономических и т.п.);
- в-пятых, проект служит хорошей рекламой предполагаемой акции, программы, становясь своеобразной визитной карточкой проектной организации. Он должен быть компактным, красиво оформленным и информационно-насыщенным;
|
|
- в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчиков идти на риск и является развернутым документом, страхующим успех;
— в-седьмых, проект является инструментом самообучения, поскольку его разработка есть непрерывный процесс познания и самопознания.
В практике учреждений культуры существует множество версий творческих проектов по форме, содержанию, структуре и т.д.
В рамках всей страны или одного региона могут разрабатываться как общая стратегическая программа оздоровления всей социально-культурной деятельности страны, региона, конкретных учреждений культуры, так и отдельные проекты, связанные с освоением одного из направлений общей программы, ориентированного на разработку отдельной формы или конкретного нововведения. Проекты могут носить четко очерченные временные рамки и в процессе проводимого ситуационного анализа, разработки и осуществления могут корректироваться и даже пересматриваться.
Как мы уже отмечали, творческий проект строится на учете общей стратегии социально-культурного развития страны в целом или конкретного региона и сочетает различные этапы, функции и результаты деятельности: