Тема 2.1. Технология создания арт-проекта

В последние годы в деятельности учреждений культуры и искусства широкое распространение получили новые формы культурной деятельности - творческие проекты. Они возникают и как самостоятельное направление деятельности по сохранению и развитию отдельных отраслей или учреждений культуры, и как некий творческий замысел, выраженный в конкретной художест­венной форме.

К примеру, это может быть проект международной выстав­ки, ежегодного «Московского Пасхального фестиваля» симфони­ческой, камерной, духовной и хоровой музыки, ежегодной цере­монии вручения престижной премии тележурналистам «ТЭФИ», проект реконструкции военно-исторического и природного музея «Куликово поле», концерта на Красной площади известного те­нора Лучано Паваротти, выпускного бала школьников в Цен­тральном парке культуры и отдыха им. Горького, семейного ве­чера отдыха в доме культуры, рекламный проект московских из­даний «Обложка года», а также театральные, телевизионные, ки­но-, шоу-, музыкальные и другие проекты.

В перечисленных нами формах при их разработке и реали­зации широко применяется понятие «проект» или «творческий проект». При этом практики, работающие в сфере культуры, под проектом имеют в виду оригинальный замысел какой-либо фор­мы: конкурс молодых исполнителей эстрадной песни на ОРТ «Фабрика звезд» или проект «Народный артист» на канале «Рос­сия»; зарождение новых традиций - проект закладки именной звезды на «Аллее звезд» на площади у концертного зала «Рос­сия», новый оригинальный подход к проведению традиционных праздников или ретро-проекты, раскрывающие новый взгляд на ушедшие старые формы.

Проект сегодня рассматривается как замысел, план, наце­ленный на преобразование, как составная часть, как предвари­тельная модель одной из форм социально-культурной деятельно­сти по реализации разработанной концепции и является обяза­тельным компонентом профессиональной деятельности творче­ской команды продюсера, арт-менеджера, коллектива учрежде­ния культуры, министерства, инициативы частного лица.

Профессор Пермского университета культуры и искусства Г.М. Кузицына выделяет четыре вида проектных решений, с ко­торыми сталкивается специалист:

а) прогнозное проектирование, в ходе которого разрабаты­вается стратегия развития объекта культуры в определенных ус­ловиях; обосновывается вероятностное решение этого объекта; выявляются перспективные культурные проблемы (проекты, оп­ределяющие стратегические направления в области культуры, искусства, образования, книгопечатания и т. п.);

б) проектное прогнозирование, в ходе которого научно обосновываются этапы прогноза проектов различного уровня («Народное творчество и народные промыслы», «Семья» и т.п.);

в) экспериментальное проектирование представляет собой практическую проверку теоретических моделей, проводимую на определенных уровнях и сферах социально-культурной деятель­ности;

г) текущее, типовое проектирование, в ходе которого раз­рабатываются оперативные, тактические программы, планы, представляющие собой организационные виды деятельности.

Представленные виды проектных решений находятся в диа­лектическом взаимодействии и характеризуются общими, наце­ленными на будущее планами, особенными, связанными с разра­боткой структуры проекта, и специфическими чертами, прису­щими конкретному учреждению культуры, социокультурной ак­ции или объекту.

Процесс проектирования основывается на методологиче­ских принципах, этапах, закономерностях, характерных для прогнозных технологий: учете духовных интересов и потребностей группы населения, на которую он рассчитан; проблемно-ситуационном подходе в определении цели, которая направлена на решение задачи обеспечения эффективного воздействия на по­сетителей учреждения культуры в тех или иных социальных си­туациях; ориентировании на междисциплинарное использование взаимодополняющих методов выявления актуальных и перспек­тивных для определенной социальной среды проблем и совмест­ное сотрудничество, координацию и интеграцию усилий различ­ных организаций по их разрешению; предполагает гибкость и адаптацию к изменениям среды, в которой он будет функциони­ровать.

Выбор методов проектной деятельности определяется таки­ми условиями, как характер самого объекта проектирования (фи­зический объект, форма межличностных отношений, возрожде­ние традиций и др.), уровень проектирования (внутри коллектива, в масштабе населенного пункта, территориальной общности), со­циально-экономическая и социально-культурная ситуация и т.д. Широко применяются методы информационно-целевого анализа прессы, телевизионных и радиопрограмм, а также мониторинг результатов опросов, рейтингов, выступлений отдельных возрас­тных, социальных, профессиональных групп населения.

Благодаря применению разнообразных методик, при разра­ботке творческого проекта руководитель проекта (продюсер, сце­нарист, режиссер, арт-менеджер) накапливает и углубляет знания об ареале и дифференциации культурного пространства, качестве и количестве различных видов социокультурной деятельности, востребованных населением, процессах взаимодействия социаль­ных общностей в решении текущих задач.

Рассматривая проблемы педагогического проектирования, Т. Смысловская выделила макро- и микроэтапы, характерные для данного процесса.

1-й этап - подготовительный, включающий принятие ре­шения о необходимости проектирования новой системы, формы; выбор базовой модели проектирования; создание и запуск систе­мы управления проектом; формирование рабочих проектных групп, налаживание коммуникации; ресурсное обеспечение

проектных групп.

2-й этап - основной, включающий анализ и прогноз ситуа­ции в значимой внешней среде; анализ и прогноз требований к системе, форме; анализ состояния и достижений действующей системы или формы; проблемный анализ действующей системы, формы и ее компонентов; генерация проектных идей для образа новой системы; создание целостного проекта новой системы, формы, его редактирование и оформление.

3-й этап - завершающий, включающий самооценку полу­ченного проекта; независимую экспертизу проекта; доработку проекта и принятие решения по его освоению.

Однако проектные технологии в сфере культуры и искусст­ва имеют и ряд особенностей, характерных именно для этого ви­да творческой деятельности.

Художественный проект - это своеобразный ответ на «со­циальный заказ» общества, отклик в художественной форме на то или иное социальное явление. Это может быть празднование юбилея города («Петербургу - 300 лет»), страны или междуна­родный проект «Миллениум - 2000», проект, ориентированный на конкретный коллектив, личность, возрастную группу (проект областного праздника художественного творчества детей «Воз­душные замки Заполярья»), празднование исторического события (проект ежегодного праздника, посвященного сражению русской армии с наполеоновским войском на Бородинском поле), общест­венно-политическая акция, национальный праздник и т.д.

Грамотно разработанный творческий проект помогает ме­неджеру культуры избежать многих ошибок при его реализации, обойти «подводные камни» в непредсказуемом мире конкурен­ции, найти ответы на многие вопросы, связанные с его разработ­кой и реализацией.

В нем гибко сочетаются творческие, технические, финансо­вые и рыночные аспекты деятельности:

- во-первых, проект служит основанием для предполагаемой творческой работы и дает оценку результатам деятельности за определенный период;

- во-вторых, проект становится документом, который опре­деляет курс действий и формы управления ими, он выполняет как стратегические цели планирования предстоящей работы, так и тактические - руководство и контроль исполнения различных действий по реализации проектируемых форм деятельности;

- в-третьих, проект в большинстве случаев может быть ис­пользован как средство для получения необходимых инвестиций и может служить мощным инструментом нахождения путей фи­нансирования проекта;

- в-четвертых, проект обязательно рассматривается как до­кумент, восприимчивый для различного рода нововведений (ор­ганизационных, информационных, технических, технологиче­ских, экономических и т.п.);

- в-пятых, проект служит хорошей рекламой предполагае­мой акции, программы, становясь своеобразной визитной карточ­кой проектной организации. Он должен быть компактным, кра­сиво оформленным и информационно-насыщенным;

- в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчи­ков идти на риск и является развернутым документом, страхую­щим успех;

— в-седьмых, проект является инструментом самообучения, поскольку его разработка есть непрерывный процесс познания и самопознания.

В практике учреждений культуры существует множество версий творческих проектов по форме, содержанию, структуре и т.д.

В рамках всей страны или одного региона могут разрабаты­ваться как общая стратегическая программа оздоровления всей социально-культурной деятельности страны, региона, конкрет­ных учреждений культуры, так и отдельные проекты, связанные с освоением одного из направлений общей программы, ориентиро­ванного на разработку отдельной формы или конкретного ново­введения. Проекты могут носить четко очерченные временные рамки и в процессе проводимого ситуационного анализа, разра­ботки и осуществления могут корректироваться и даже пересмат­риваться.

Как мы уже отмечали, творческий проект строится на учете общей стратегии социально-культурного развития страны в це­лом или конкретного региона и сочетает различные этапы, функ­ции и результаты деятельности:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: