Этап непосредственного производства и вторичного финансирования проекта

Производство декора­ционного оформления Производство реквизи­та и пошив костюмов Запись музыкального оформления, шумов
Проведение рекламной кампании Организация и прове­дение репетиций   Подбор, аренда, покуп­ка технического обору­дования

На этом этапе разрабатываются и подписываются трудовые соглашения, контракты, договора, составленные в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и обосно­ванно заключенными между организаторами (учредителями) и участниками проекта.

Промоутерская часть проекта включает в себя основные приемы информационной и рекламной деятельности, в ней обос­новывается необходимость применения тех или иных приемов, разрабатываются (при необходимости) слоган, видеоклипы, ви­деоджинглы. Организуются и проводятся пресс-конференции,

осуществляется поиск информационных спонсоров, разрабатыва­ется стимулирующая система скидок на билеты, флаерсы, утвер­ждаются эскизы афиши, листовок, буклетов, используются рек­ламные формы и приемы, усиливающие и подогревающие инте­рес зрителей к проекту.

Заключительный этап работы над проектом связан с непо­средственной его реализацией, завершающими монтажными ра­ботами по оформлению и оборудованию сцены, монтажными и генеральными репетициями, премьерой, экспертными оценками деятельности по реализации проекта и анализом творческих и финансовых результатов. Схематично этот период можно пред­ставить так.

Завершающий этап работы над проектом

Монтажный лист

В этот период особую роль играет разработка режиссерско-постановочной документации, которая находит отражение в мон­тажном листе, соединяющим воедино деятельность всех техниче­ских служб, задействованных в постановочной работе (рабочие сцены, звукооператоры, радисты, осветители, исполнители). Бла­годаря монтажному листу каждая служба согласованно и без ка­ких-либо заминок и срывов включается в рабочий процесс.

 

 

Монтажный лист

Название блока эпизо­да, акта, сценки, его порядковый номер и время Фрагменты текста сце­нария, сценического действия Декорационное, техни­ческое оформление сцены
Музыкальный, звуко­вой и шумовой ряд Световое, лазерное оформление Место действия, ос­новные мизансцены, исполнители

Проект в художественно-образной форме отражает глубокое осмысление автором (менеджером, технологом, сценаристом, ре­жиссером, продюсером, исполнителем) отдельного факта или це­лого явления социальной и частной жизни человека и общества, и особую, если не главную роль играет в нем творческий замысел предстоящей акции. На значимость замысла в работе над творче­ским произведением, к коим мы относим и проект, указывал еще XVIII веке великий немецкий поэт и философ Иоганн Вольфганг Гете, отмечавший, что «в любом произведении искусства, вели­ком или малом, все до последних мелочей зависит от замысла».

Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств. Замысел несет в себе логику проекта, будущего шоу, социальной акции, выставки, концерта, отдельного номера и других художественных и соци­альных форм. В замысле отчетливо просматриваются как общий смысл проекта - тема, идея, содержание, форма, так и отдельные составляющие драматургии проекта - действующие лица, собы­тия, конфликт, строгая логичность построения, образность.

Подчеркивая решающее значение замысла в технологиче­ском процессе создания проекта, теоретики и практики социаль­но-культурной деятельности нередко сравнивают творческий со­циально-культурный проект с архитектурным проектом в строи­тельстве. В нем архитектор предусматривает целостный образ всего строительного сооружения, а также гармоническое соотно­шение его отдельных частей, производит расчеты «несущих» конструкций.

Что же входит в понятие «творческий социокультурный проект»? Каковы и в чем заключаются его «несущие» конструкции, составные части, как и зачем производить расчеты? Рас­смотрим это подробнее.

Говоря о проектном замысле, мы не можем обойти его кон­цептуальную основу - ведущую мысль проекта, т.е. то, что вол­нует людей и что тревожит автора как личность, о чем он хочет поведать, рассказать зрителю.

Работая над проектом, автор из всего многообразия окру­жающих явлений и свойств каждого из них выбирает лишь неко­торые. Этот выбор определяется тем, что автор считает для себя наиболее интересным и важным, теми жизненными явлениями, которые наиболее адекватно отражают его мировоззрение, теми явлениями и связями, которые он считает наиболее характерны­ми. Именно поэтому выбор явлений, отображение связей, в кото­рые эти явления вступают с другими явлениями, глубоко лично­стны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его миро­воззренческой позиции, понимания общественной значимости отобранных фактов и явлений. Отображая ту или иную сторону жизни, тот или иной факт, человеческий характер, автор так конструирует события или ото­бражает человеческий характер и так заставляет его действовать, чтобы в этих событиях, фактах, поступках проступали наиболее важные и существенные черты современной социально значимой личности.

Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненно­го материала, характер художественного повествования, охват жизненных явлений входят в понятие темы. Вечные темы смысла жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, войны и мира, власти и капитала всегда привлекательны для человека. Они и становятся основой творческого замысла проекта, но раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, личностный характер.

Через тему автор доносит главную мысль проекта до зрите­лей, поднимая круг вопросов, волнующих аудиторию, отвечаю­щих ее интересам, поскольку проект не создается абстрактно, а рассчитан на конкретную аудиторию и предполагает, как уже го­ворилось нами ранее, изучение ее культурных запросов и интере­сов, возрастных, образовательных, профессиональных, социаль­ных и других особенностей.

Определенность и ясность выбранной темы напрямую свя­заны с постановкой автором проблемы или идеи, требующей от­вета на вопрос: «Что я хочу сказать зрителям, аудитории?», «Ка­кие обобщающие выводы сделает побывавший на предполагае­мой программе?», «Какое отношение у него (зрителя) сформиру­ется к увиденному и услышанному на сцене?», то есть ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя.

Тема и идея составляют идейно-тематический план проекта. Этот план является своеобразным стержнем, который держит весь замысел проекта в едином русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а наоборот, объединяет их в еди­ное целое, углубляя и уточняя основную тему и идею, усиливая впечатление от их восприятия.

Следующие важные конструктивные элементы проекта -отбор содержания и выбор формы. Идейно-тематический план цепко держит фантазию и воображение авторов проекта, направ­ляя по заданному маршруту поиск содержательного материала, предопределяя выбор наиболее выразительных концертных но­меров, разнообразных жанров литературы и искусства, докумен­тальных материалов, способных адекватно отразить авторскую мысль.

Выбранная форма активно влияет на отбор содержания про­екта, так же, как и содержание, в свою очередь, лепит форму. От­вет на вопрос: «В какой форме будет реализован проект?» не ме­нее важен, чем ответ на вопрос о том: «Какое содержание, какова основная сущность будущего проекта?».

Многообразие драматургических форм социально-культурной деятельности (театрализованные представления, праздники, гала-концерты, литературно-музыкальные компози­ции, игровые и конкурсные программы, разговорные шоу и др.) диктуют свои законы при отборе соответствующего выбранной форме содержания.

Проект, основанный на использовании такой формы как ли­тературно-музыкальная композиция, предполагает включение в замысел произведений художественной литературы, публицисти­ки, музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг друга. Проект гала-концерта раскрывает свое содержание через отдельные эстрадные номера -основные конструктивные составляющие, которые и раскрывают основной смысл проекта.

Активно развивающиеся авторские телевизионные разго­ворные шоу типа «Основной инстинкт», «Свобода слова» или иг­ровые шоу «Поле чудес», «Слабое звено» предполагают каркас­ную форму, рассчитанную на конкретного ведущего (очень часто автора или соавтора проекта), периодичность выхода в эфир и ре­гулярное влияние на зрителя. Оригинальность каждого выпуска подобного проекта заключается в отборе неординарного содер­жания, поиске интересных героев, непосредственно участвующих в обсуждении проблемы, разработке «острых» вопросов к участ­вующим в дискуссии, сиюминутности ответов и убедительного комментария ведущего программы. Личность ведущего, его вир­туозное владение техникой импровизации - часто залог успеха разработанного проекта. Иногда проект разрабатывается под конкретного ведущего творческой программы, и его смена влечет за собой снижение интереса к проекту или отказу от него. Поиск и нахождение сюжета или сюжетного хода, конфлик­та, основных событий и действия влечет за собой следующую со­ставляющую проекта - его композиционное построение.

Композиция организует форму проекта, не просто упорядо­чивает номера, эпизоды, блоки, но и требует такого их располо­жения, которое позволит наиболее полно, порой интригующе вы­разить главную мысль проекта.

Композиция включает в себя такие элементы, как: экспози­ция, завязка, эпизоды, раскрывающие развитие основного дейст­вия, кульминация, развязка, финал.

Следующая важная составляющая проекта - поиск художе­ственного, зримого образа, который можно выразить в театраль­ной символике, через метафору, когда музыка, свет, цвет, пласти­ка становятся лейтмотивом проекта, создавая ту или иную (нуж­ную замыслу автора) атмосферу; через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным образным смыслом проекта.

Толчком к рождению художественного образа проекта мо­жет послужить подробное и глубокое знакомство с личностью героя проекта, находка интересного документа, увиденный фильм, спектакль, прочитанная книга, жизненный факт, событие, т.е. весь окружающий мир. И чем глубже знание этого мира, чем богаче жизненный опыт, чем любопытнее и внимательнее взгляд автора проекта, тем шире его возможности в нахождении худо­жественной образности проекта. Созданию художественного образа в творческом проекте способствует использование выразительных и технических средств - света, цвета, музыки, лазера, кинохроники, пластики, документов, костюмов, сценографии и других.

Но здесь автора подстерегают подводные рифы творчества -штампы, т.е. однажды найденное оригинальное решение, которое неоднократно повторяется в ряде программ.

Умение отказаться от найденного раннее художественного решения (даже очень интересного и своеобразного), искать и на­ходить новые пути и новые, порой нетрадиционные подходы в решении творческих задач, становится важной характеристикой творческой состоятельности специалистов, работающих над про­ектом.

Не менее важным аспектом, свойственным социально-культурным проектам, является организация общения, которое программируется в ходе работы над проектом. Именно общение, которое возникает в ходе реализации проекта, способствует про­явлению сильных коллективистских эмоций, стимулирует воз­никновению эстетических переживаний.

Специальные приемы, активизирующие участие зрителей в проектируемой программе, планируются уже на уровне замысла (массовые шествия, ярмарки, игрища, конкурсные состязания, встречи, кинофестивали, театрализованные представления и т. п.), что позволяет создавать условия для активной духовной дея­тельности, максимального самовыражения, расширяет границы и формы общения.

Проектный замысел находит конкретное выражение в опре­деленных формах записи. В зависимости от сценарной обработки содержательного материала различают и формы записи.

Существуют следующие формы записи:

А. Сценарный план - набросок композиционного построе­ния содержания будущей программы с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристикой аудитории.

Б. Либретто - форма, в которой содержание, более развер­нуто, чем в сценарном плане.

В. Литературный сценарий - представляет собой разверну­тую подробную литературную разработку содержания програм­мы с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкаль­ной темой, описанием технических средств, которые предполага­ется использовать.

Г. Режиссерский сценарий - представляет собой разверну­тый план литературного сценария, который включает точное ука­зание сценической площадки, конкретных технических служб, подробно расписанную свето-звуковую и музыкальную партиту­ру, организационные моменты.

Работа над замыслом и проектом в целом - процесс творче­ский и требует от авторов владения навыками анализа социо­культурной ситуации, поиска адекватного варианта решения про­блем, волнующих общество, неустанной работы над саморазви­тием и расширением своего кругозора, устоявшегося мировоз­зрения, ценностно-ориентационной направленности личности, высоких профессиональных и нравственных качеств личности.

Только в этом случае личностная позиция автора проекта будет понята обществом, зрителями. Успех проекта возможен при условии творческого подхода автора (или коллектива авто­ров) к использованию инновационных методик, нетрадиционных форм и приемов, фантастической работоспособности и точного расчета в организационно-финансовой деятельности разработчи­ков и при подборе лиц и организаций, которые будут заниматься реализацией проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: