Тема 2.5. Технологии формирования имиджа субъектов в арт-индустрии

Целесообразный, адекватный имидж необходим любому специалисту, работающему в арт-индустрии, поскольку является визитной карточкой любого субъекта шоу-бизнеса.

Корпоративный имидж учреждения в арт-индустрии выра­жает то, к чему стремится каждый сотрудник и коллектив в це­лом, и здесь важными факторами становятся внутренняя культу­ра и профессионализм сотрудников, высокая репутация учрежде­ния, традиции, стабильность существования на рынке арт-индустрии. Внешние формы его проявления находят отражение в дизайне, различных видах рекламы, форме одежды сотрудников, отвечающей эстетическим требованиям и т.п.

Обаяние актера - основа для впечатляющего воздействия на публику. Эмоциональная тональность полученных впечатлений от таланта и творческого образа артиста способна принести ра­дость от концерта, встречи с ним и стимулировать желание быть активным поклонником, фанатом, регулярно посещать концерты, фан-клубы любимого артиста, коллекционировать информацион­ные материалы и различные виды рекламной продукции, слухи, анекдоты, т.е. вкладывать сбережения в своего идола.

Созданием притягательного образа и управлением искусства нравиться публике, массовому зрителю занимается особая наука - имиджелогия, разрабатывающая методологические, теоретиче­ские, технологические и методические основы личного обаяния, привлекательного образа.

И главным в работе специалиста-имиджмейкера, создающе­го имидж артиста, становится не только и не столько природная красота и одаренность артиста, а создание того неуловимого лич­ного обаяния, которое выделяет личность, способствует развитию интеллектуальных, художественных, телесных и информацион­ных характеристик.

Понятие «имидж» имеет различные определения. Специа­лист в области социологии управления и имиджелогии В.М. Ше­пель определяет имидж как «индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания»1 и расшифровывает обретение имиджа как «результат выразительного проявления каких-то привлека­тельных качеств личности»2.

Специалист в области менеджмента О.С. Виханский дает определение имиджа как устойчивого представления об особен­ностях, специфических качествах и чертах, характерных для дан­ного явления.

Определяя имидж как целенаправленно созданную или сти­хийно возникшую форму отражения объекта в сознании людей, И. Викентьев отмечает: «У каждого объекта своя имиджевая ок­раска. Объектов без имиджа не существует. Ибо отсутствие имиджа-тоже имидж»3.

В научной литературе по данной проблематике можно встретить понимание имиджа как внешнего стиля и формы пове­дения человека в обществе; как набор значений и впечатлений, благодаря которым объект (артист, творческая группа) становит­ся известным.

«Имидж» (image) в переводе с английского означает «об­раз», «впечатление». Краткий словарь современных понятий и терминов определяет имидж как «целенаправленно формируе­мый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы»4.

Имидж аккумулирует в себе различные культурно-исторические значения. Рассматривая его информационно-символическую природу, В.Н. Маркин пишет: «Имидж - это не маска, не приукрашивание своего профессионального облика. В реальной жизни, конечно, существует и это... Стержневое здесь -возможность передать через определенные имидж-сигналы ин­формацию о себе, о своих истинных (личностных, профессио­нальных) устоях, идеалах, планах, деяниях»5.

Имиджелогия рассматривает имидж как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию образа личности, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.

С точки зрения психологии работа по созданию имиджа рассматривается как универсальный психологический процесс, который проходит каждый человек, поскольку ему приходится на протяжении всей своей жизни находиться в постоянном контакте с обществом, социальными группами, отдельным человеком, варьируя отдельные характеристики своего образа.

С социально-психологической точки зрения имидж рас­сматривается как символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъектно-субъектного взаимодействия.

Социология управления определяет имидж с точки зрения организации социальной или профессиональной группы, включая в его круг имидж их программ, целей, планов, намерений, качест­во их выполнения.

Имидж характеризуется гибкостью, эластичностью и может быть легко изменяемым в процессе использования в ответ на варьирование и перемены в объекте.

Оценка результатов создания или преобразования имиджа вызывает определенную сложность, поскольку его трудно оце­нить как по качеству, так и по каким-либо объективным критери­ям. Практическая имиджелогия использует в реальной оценке имиджа три группы критериев:

1. Самоощущение человека - удачным считается тот имидж, который вызывает у самого человека (клиента) ожидаемый спектр ощущений: удовольствие, сознание своей красоты;

2. Появление планируемых оценок со стороны окружающих - оценки не должны быть обязательно позитивными: к примеру, проявление чувства зависти, нездорового любопытства к событи­ям личной жизни артиста, возникновение фан-клубов и т.п.

3. Практическое достижение планируемого - появление повышенного спроса на концерты, музыкальные записи, посеще­ние спектаклей с участием любимого артиста и т.д.

«Самосознание своей духовности, - утверждает В.М. Ше­пель, - выступает одним из исходных условий подготовки к созданию себе достойного имиджа»1. Американский психолог К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения, рассматривая ее как процесс снятия индивидом с самого себя одной за другой маски. Снимаемые маски, по мнению Роджерса, это то, что чело­век есть, а обнаружение незнакомых аспектов своего Я - это то, что может послужить духовной основой в процессе становления личности. И чем значительнее успехи духовного роста личности, тем выше индекс собственного самоуважения, который можно вычислить по известной формуле У. Джеймса:Успех,самоуважении, притязание

Духовно здоровая «Я-концепция» выступает основой моти­вации личного поведения, подстраховывает личность как от за­ниженной, так и от завышенной самооценки. Однако духовность сама по себе не служит гарантией успеха. Полной реализации достигают те личности, которые умеют ставить перед собой «высоковзлетные» цели и постоянно под­держивают в себе стремление к их достижению, создавая тем са­мым своеобразную «энергетику духа», которая безотказно действу­ет на психику человека, придает личности жизненный оптимизм. И даже трудности, неудачи и жизненные невзгоды, зависть, соперники и конкуренты не могут ослабить ее воли к достиже­нию поставленной цели. Сколько случаев в шоу-бизнесе и теат­ральной практике свидетельствуют о том, как первые вердикты о профессиональной непригодности не стали непреодолимым пре­пятствием в карьере многих знаменитых актеров.

«Я-концепция» служит мощным средством для формирова­ния имиджа «звезды», и деятельность имиджмейкера по созда­нию образа начинается с ее разработки. С учетом понимания знаковой природы имидж можно рас­сматривать как адресованное аудитории сообщение о том, что личность обладает какими-то яркими, запоминающимися свойст­вами. Эффект имиджа базируется на впечатлении, представле­нии, нравственных понятиях и является результатом сознательной работы, особенно в таких видах деятельности, как шоу-индустрия, где имидж является составляющей профессионально­го успеха.

При формировании образа поп-звезды имиджмейкером, чтобы «звезда» стала близка массовому зрителю, широко исполь­зуются различные, способствующие психологическому взаимоза­ражению артиста и публики знаки (символы), не всегда прораба­тывая личную сущность созданных идолов.

Имидж всегда информативен, он должен сообщать о неко­торых признаках, характерных для артиста, которые могут суще­ствовать объективно или произвольно приписываться.

Имидж динамичен, и его атрибуты преобразуются, видоиз­меняются в соответствии с изменениями, которые происходят в самом артисте или массовом сознании.

Имидж активен, он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и це­лых групп населения.

Имидж функционален, поскольку он разрабатывается для того, чтобы «завоевать» массы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: