Целесообразный, адекватный имидж необходим любому специалисту, работающему в арт-индустрии, поскольку является визитной карточкой любого субъекта шоу-бизнеса.
Корпоративный имидж учреждения в арт-индустрии выражает то, к чему стремится каждый сотрудник и коллектив в целом, и здесь важными факторами становятся внутренняя культура и профессионализм сотрудников, высокая репутация учреждения, традиции, стабильность существования на рынке арт-индустрии. Внешние формы его проявления находят отражение в дизайне, различных видах рекламы, форме одежды сотрудников, отвечающей эстетическим требованиям и т.п.
Обаяние актера - основа для впечатляющего воздействия на публику. Эмоциональная тональность полученных впечатлений от таланта и творческого образа артиста способна принести радость от концерта, встречи с ним и стимулировать желание быть активным поклонником, фанатом, регулярно посещать концерты, фан-клубы любимого артиста, коллекционировать информационные материалы и различные виды рекламной продукции, слухи, анекдоты, т.е. вкладывать сбережения в своего идола.
|
|
Созданием притягательного образа и управлением искусства нравиться публике, массовому зрителю занимается особая наука - имиджелогия, разрабатывающая методологические, теоретические, технологические и методические основы личного обаяния, привлекательного образа.
И главным в работе специалиста-имиджмейкера, создающего имидж артиста, становится не только и не столько природная красота и одаренность артиста, а создание того неуловимого личного обаяния, которое выделяет личность, способствует развитию интеллектуальных, художественных, телесных и информационных характеристик.
Понятие «имидж» имеет различные определения. Специалист в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель определяет имидж как «индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания»1 и расшифровывает обретение имиджа как «результат выразительного проявления каких-то привлекательных качеств личности»2.
Специалист в области менеджмента О.С. Виханский дает определение имиджа как устойчивого представления об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления.
Определяя имидж как целенаправленно созданную или стихийно возникшую форму отражения объекта в сознании людей, И. Викентьев отмечает: «У каждого объекта своя имиджевая окраска. Объектов без имиджа не существует. Ибо отсутствие имиджа-тоже имидж»3.
|
|
В научной литературе по данной проблематике можно встретить понимание имиджа как внешнего стиля и формы поведения человека в обществе; как набор значений и впечатлений, благодаря которым объект (артист, творческая группа) становится известным.
«Имидж» (image) в переводе с английского означает «образ», «впечатление». Краткий словарь современных понятий и терминов определяет имидж как «целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы»4.
Имидж аккумулирует в себе различные культурно-исторические значения. Рассматривая его информационно-символическую природу, В.Н. Маркин пишет: «Имидж - это не маска, не приукрашивание своего профессионального облика. В реальной жизни, конечно, существует и это... Стержневое здесь -возможность передать через определенные имидж-сигналы информацию о себе, о своих истинных (личностных, профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях»5.
Имиджелогия рассматривает имидж как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию образа личности, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.
С точки зрения психологии работа по созданию имиджа рассматривается как универсальный психологический процесс, который проходит каждый человек, поскольку ему приходится на протяжении всей своей жизни находиться в постоянном контакте с обществом, социальными группами, отдельным человеком, варьируя отдельные характеристики своего образа.
С социально-психологической точки зрения имидж рассматривается как символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъектно-субъектного взаимодействия.
Социология управления определяет имидж с точки зрения организации социальной или профессиональной группы, включая в его круг имидж их программ, целей, планов, намерений, качество их выполнения.
Имидж характеризуется гибкостью, эластичностью и может быть легко изменяемым в процессе использования в ответ на варьирование и перемены в объекте.
Оценка результатов создания или преобразования имиджа вызывает определенную сложность, поскольку его трудно оценить как по качеству, так и по каким-либо объективным критериям. Практическая имиджелогия использует в реальной оценке имиджа три группы критериев:
1. Самоощущение человека - удачным считается тот имидж, который вызывает у самого человека (клиента) ожидаемый спектр ощущений: удовольствие, сознание своей красоты;
2. Появление планируемых оценок со стороны окружающих - оценки не должны быть обязательно позитивными: к примеру, проявление чувства зависти, нездорового любопытства к событиям личной жизни артиста, возникновение фан-клубов и т.п.
3. Практическое достижение планируемого - появление повышенного спроса на концерты, музыкальные записи, посещение спектаклей с участием любимого артиста и т.д.
«Самосознание своей духовности, - утверждает В.М. Шепель, - выступает одним из исходных условий подготовки к созданию себе достойного имиджа»1. Американский психолог К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения, рассматривая ее как процесс снятия индивидом с самого себя одной за другой маски. Снимаемые маски, по мнению Роджерса, это то, что человек есть, а обнаружение незнакомых аспектов своего Я - это то, что может послужить духовной основой в процессе становления личности. И чем значительнее успехи духовного роста личности, тем выше индекс собственного самоуважения, который можно вычислить по известной формуле У. Джеймса:Успех,самоуважении, притязание
Духовно здоровая «Я-концепция» выступает основой мотивации личного поведения, подстраховывает личность как от заниженной, так и от завышенной самооценки. Однако духовность сама по себе не служит гарантией успеха. Полной реализации достигают те личности, которые умеют ставить перед собой «высоковзлетные» цели и постоянно поддерживают в себе стремление к их достижению, создавая тем самым своеобразную «энергетику духа», которая безотказно действует на психику человека, придает личности жизненный оптимизм. И даже трудности, неудачи и жизненные невзгоды, зависть, соперники и конкуренты не могут ослабить ее воли к достижению поставленной цели. Сколько случаев в шоу-бизнесе и театральной практике свидетельствуют о том, как первые вердикты о профессиональной непригодности не стали непреодолимым препятствием в карьере многих знаменитых актеров.
|
|
«Я-концепция» служит мощным средством для формирования имиджа «звезды», и деятельность имиджмейкера по созданию образа начинается с ее разработки. С учетом понимания знаковой природы имидж можно рассматривать как адресованное аудитории сообщение о том, что личность обладает какими-то яркими, запоминающимися свойствами. Эффект имиджа базируется на впечатлении, представлении, нравственных понятиях и является результатом сознательной работы, особенно в таких видах деятельности, как шоу-индустрия, где имидж является составляющей профессионального успеха.
При формировании образа поп-звезды имиджмейкером, чтобы «звезда» стала близка массовому зрителю, широко используются различные, способствующие психологическому взаимозаражению артиста и публики знаки (символы), не всегда прорабатывая личную сущность созданных идолов.
Имидж всегда информативен, он должен сообщать о некоторых признаках, характерных для артиста, которые могут существовать объективно или произвольно приписываться.
Имидж динамичен, и его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями, которые происходят в самом артисте или массовом сознании.
Имидж активен, он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения.
Имидж функционален, поскольку он разрабатывается для того, чтобы «завоевать» массы.