Выводы по второй главе

Целью констатирующего эксперимента было выявление особенности сотрудничества со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, а также изучение особенности работы педагогов подготовительных групп дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками. Для выявления уровня сформированности навыков сотрудничества со сверстниками мы использовали методику «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой. В результате мы выявили, что у детей групп «А» и «Б» приблизительно одинаковый уровень сформированности навыков сотрудничества со сверстниками, преобладает II тип сотрудничества.  Эти дети не умеют совместно со сверстником планировать свои действия, предвосхищать результаты работы, принимать подсказки взрослого для лучшего взаимодействия. К типам III и V относится четверть детей, а типы I и VI отсутствуют.

Для изучения состояния работы педагогов дошкольной образовательной организации по формированию навыков сотрудничества со сверстниками у детей подготовительных групп нами было проведено анкетирование педагогов, анализ календарных планов воспитательно-образовательной деятельности.

Проводя анализ педагогической документации, мы выявили, что задачи, направленные на формирование навыков сотрудничества со сверстниками, ставятся не систематически, а реализуются только на занятиях «Мир природы, предметный и социальный мир» и не регулярно.

Анализ анкетирования педагогов показал, что педагоги формально определяют понятия «Сотрудничество» и «Экспериментирование», не выделяют характеристики сотрудничества. Задачи, направленные на формирование навыков сотрудничества со сверстниками, воспитатели ставят в соответствии с календарным планом и возрастом детей. Педагоги называют адекватные методы работы, но не называют средств. Задачи, направленные на использование детского экспериментирования, ставятся согласованно всеми педагогами.

Результаты констатирующего эксперимента указывают на необходимость работы с детьми 6–7 лет, направленной на формирование навыков сотрудничества со сверстниками, одним из средств которой нами выбрано социальной экспериментирование.

3 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

3.1. Цель, задачи, методика формирования навыков сотрудничества со сверстниками посредством социального экспериментирования

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что дети 6–7 лет имеют невысокий уровень сформированности навыков сотрудничества со сверстниками. В теоретической части нашей работы, мы выявили, что у дошкольников подготовительной группы уровень развития навыков сотрудничества со сверстниками может и должен достигать высокого показателя. Одной из причин несформированности навыков сотрудничества является недостаточно систематично и планомерно организованная работа по обогащению содержания сотрудничества между детьми правилами и приемами в практике работы дошкольной образовательной организации.

Анализ литературы по проблеме исследования и данные констатирующего эксперимента позволили нам предположить, что социальное экспериментирование может стать эффективным средством формирования навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6-7 лет при соблюдении следующих условий:

1)   включение в содержание экспериментирования детей 6–7 лет апробации правил сотрудничества со сверстниками;

2)   использование проблемных ситуаций, стимулирующих детей сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия с помощью логических аргументов;

3)   организация работы с детьми по подгруппам, с учетом результатов констатирующего эксперимента.

Цель данного этапа работы: разработать комплекс образовательных ситуаций, включающих социальное экспериментирование, направленных на формирование навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6–7 лет.

 

 

Для достижения данной цели нам необходимо решить такие задачи, как:

1)   разработать ситуации экспериментирования детей 6–7 лет, включающие апробацию правил сотрудничества со сверстниками;

2)   разработать проблемные ситуации, стимулирующие детей сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия с помощью логических аргументов;

3) разработать методику организации социального экспериментирования с детьми по подгруппам, с учетом результатов констатирующего эксперимента.

Для реализации первого условия гипотезы мы определили правила «Правила дружных ребят», которые имеют простую для усвоения детьми форму.

1) не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого;

2) не согласен – объясни почему;

3) все люди имеют разные мнения, надо понять, чем они отличаются;

4) всегда можно найти решение, которое устроит всех.

В процессе образовательных ситуаций создаются условия для освоения и применения детьми этих правил в процессе экспериментирования.

Для реализации второго условия гипотезы мы разработали проблемные ситуации, которые стимулируют детей к проявлению таких умений сотрудничать (по Г.А. Цукерман и Н.К. Поливановой), как:

- сформулировать свою точку зрения;

- выяснить точки зрения своих партнеров;

- обнаружить разницу точек зрения;

- разрешать разногласия с помощью логических аргументов [43].

Мы проанализировали ситуации из книги Т.И. Бабаевой и Л.С. Римашевской «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды» [3], «Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие» [23] и подобрали проблемные ситуации, доступные для детей подготовительной группы.

Работа по формированию навыков сотрудничества со сверстниками включает в себя четыре образовательные ситуации (приложение В), каждая из которых содержит проблемную ситуацию, созданную педагогом. Чтобы решить проблемную ситуацию, дети должны применить умения сотрудничества со сверстниками.

Для реализации третьего условия гипотезы мы разработали методику организации социального экспериментирования с детьми по подгруппам. В каждой образовательной ситуации решение проблемной ситуации расчленяется на несколько шагов, каждый их которых включает: 1) выявление противоречия, 2) формулировку гипотезы, 3) проверку гипотезы, 4) обсуждение и определение одного из правил сотрудничества. Таким образом проводится социальное экспериментирование, то есть решение проблемы путем применения практических действий. В заключительной части занятий обсуждается полученный результат экспериментирования и формулируются выводы.

Чтобы социальное экспериментирование было интересно детям и являлось эффективным средством формирования навыков сотрудничества со сверстниками, каждая образовательная ситуация проводится с использованием следующей структуры построения экспериментирования по Н.Н. Поддъякову:

1.    Постановка проблемы или проблемная ситуация, которую необходимо решить.

2.    Поиск путей решения проблемы. На втором этапе работы дети предлагают возможные пути решения проблемы, в случае затруднений используются приемы, которые будут стимулировать познавательный интерес.

3.    Проверка гипотез, предположений. На этом этапе участники образовательной ситуации, включающей социальное экспериментирование, проверяют возможные пути решения проблемы, обсуждают последствия выбора разных способов взаимодействия людей.

4.    Обсуждение увиденных полученных результатов. На четвертом этапе происходит обсуждение способов решения проблемы, а также причины эффективности или неэффективности данного способа решения проблемной ситуации.

5.    Формулировка выводов. На данном этапе происходит обобщение увиденного, определяется, была ли достигнута цель экспериментирования, делаются выводы о том, какие способы поведения оказались эффективными и почему, а какие нет [29].

Учитывая особенности памяти и внимания детей дошкольного возраста и сложность содержания социального экспериментирования, мы модифицировали алгоритм Н.Н. Поддъякова в пунктах 2 и 3. Мы не предлагали детям высказать все возможные гипотезы, а после каждой высказанной гипотезы проводили апробацию.

Например, образовательная ситуация «Обида». Воспитатель рассказывает группе дошкольников проблемную ситуацию. Девочка Марина упала и ушибла ногу. Она заплакала, но тут подошла Оля и сказала: «Марина, чего ты тут одна сидишь? Побежали скорее с нами играть в мяч». Марина вытерла слезы и ответила: «Я сейчас не могу…». Тогда девочка рассердилась на Марину и сказала: «Я больше не буду с тобой дружить и играть вместе! Я на тебя обиделась». И ушла, а Марина осталась сидеть и плакать.

Сначала педагог предлагает дошкольникам самим проиграть ситуацию, приглашает или выбирает сам двоих детей, которые инсценируют проблему, а остальные дети наблюдают.

После проигрывания педагог задает вопросы по сути конфликта: «Как вы думаете, кто по-настоящему обижен - Оля или Марина?», «Что чувствует каждая из девочек после ссоры?», «Может девочкам просто перестать дружить и всё?». Затем происходит общее обсуждение, задаются вопросы: «Почему девочкам не удалось решить проблему?», «Чтобы вы сделали на месте девочек?».

Педагог подводит к гипотезе: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди не высказывают свое мнение. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои сказали, что они хотят». Проводится апробация первой гипотезы. Педагог приглашает двоих дошкольников: «Давайте попробуем и посмотрим, что будет, если каждая девочка выскажет свою точку зрения и они выслушают друг друга». После апробации следует обсуждение. Педагог задает детям наводящие вопросы: «Девочкам удалось решить проблему?», «Что вы почувствовали, когда высказались?». В результате обсуждения формулируется вывод-правило - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого.

Педагог подводит к 2 гипотезе: «Приятно, когда тебя выслушали, но этого достаточно?», «Что нужно сделать девочкам, чтобы лучше понять друг друга?». На основе ответов детей формулируется гипотеза: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди высказывают свое мнение, но не объясняют и другим непонятно. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои объяснили причины своих слов и поступков». Проводится апробация второй гипотезы. Воспитатель снова приглашает двоих детей, которые пробуют новый способ воздействия. Он напоминает, что нужно сделать детям, то есть высказать свое мнение и внимательно выслушать друг, а затем если кто-то из детей не согласен, объяснить почему. Если дети во всем согласны друг с другом, то педагог задает наводящие вопросы.

После апробации следует обсуждение. Педагог спрашивает: «Девочкам удалось решить проблему?», «Что вы чувствовали, когда слушали собеседников?», «Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны?», «Почему важно объяснить свое поведение другому человеку?». В результате обсуждения появляется вывод-правило - не согласен – объясни почему.

Педагог подводит к 3 гипотезе: «Все люди имеют одинаковые мнения?», «Что нужно сделать девочкам, если их мнения не сходятся?». На основе ответов детей формулируется гипотеза: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди имеют разные мнения. Давайте попробуем выяснить чем отличаются желания девочек». Проводится апробация третьей гипотезы. Педагог снова приглашает двоих детей, чтобы опробовать ещё один способ воздействия, но объясняет, что уже нужно ориентироваться на три правила. Они должны высказать свое мнение, внимательно выслушать, если не согласны с собеседником, то объяснить почему и сравнить точки зрения друг друга. Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения.

После апробации следует обсуждение. Педагог спрашивает: «Девочкам удалось решить проблему?», «Чем отличались ваши мнения?», «Сравнение точек зрения помогло вам лучше понять друг друга?». По результатам обсуждения определяется вывод-правило - все люди имеют разные мнения, надо понять, чем они отличаются.

Педагог подводит к последней 4 гипотезе: «Что является результатом конфликта?», «Что нужно сделать, чтобы всех участников конфликта удовлетворил его результат?». На основе ответов детей формулируется гипотеза: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди не могут найти одно решение, которое понравится всем участникам. Давайте попробуем найти решение, которое устроит обеих девочек». Проводится апробация четвертой гипотезы. Педагог приглашает двоих дошкольников опробовать новый способ воздействия и объясняет, что уже нужно ориентироваться на четыре правила. Они высказывают свое мнение, внимательно выслушивают, если не согласны с собеседником, то объясняют почему, сравнивают точки зрения друг друга и выбирают такое решение конфликта, которое удовлетворяет всех.

После апробации снова обсуждение. Воспитатель задает вопросы: «Девочкам удалось решить проблему?», «Зачем нужно одно решение проблемы?». В результате появляется вывод-правило – всегда можно найти решение, которое устроит всех.

На заключительном этапе дети обсуждают результаты экспериментирования: «Получилось ли решить конфликт девочек?», «Что нам помогло?», «Как мы узнали, что правила нам помогут?». Дошкольники делают выводы, формулируют правила сотрудничества со сверстниками и фиксируются на специальных карточках.

Полагаем, что данная методика позволит сформировать такие навыки сотрудничества со сверстниками у детей 6–7 лет, как: умение сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения и разрешить разногласия с помощью логических аргументов. Также данная методика имеет достоинства, такие как:

- обучение детей навыкам сотрудничества со сверстниками носит развивающий характер, так как педагог не дает готовых образцов действий, а стимулирует и направляет поисковую деятельность дошкольников на решение поставленной проблемы;

- обучение происходит с использованием проблемных ситуаций, которые побуждают детей к поиску не только решения задачи, но и способов взаимодействия;

- поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов-ответов. Педагог на основе ответов детей подводит их к составлению гипотезы и выводу – правилу сотрудничества со сверстниками;

- для детей вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения (правила сотрудничества со сверстниками), которые положительно влияют на формирование самоконтроля.


3.2 Особенности содержания и условий организации работы по формированию навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6–7 лет посредством социального экспериментирования

Данная работа по формированию навыков сотрудничества со сверстниками предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Она включает в себя 4 образовательные ситуации.  

Рекомендуется проводить мероприятия во второй половине дня, во время совместной деятельности педагога с детьми (с 16:15 до 17:00). Рекомендуемая продолжительность – по 30-35 минут 1 раз в неделю в течение 1-го месяца. Занятия предлагается проводить по подгруппам 6-8 человек.

При реализации работы необходимо опираться на дидактические принципы:

1. Принцип развивающего обучения. Для того, чтобы детям нравилось учиться нужно разбудить в них познавательный интерес и постоянно поддерживать.

2. Принцип систематичности и последовательности. Новый материал должен подаваться детям с опорой на имеющиеся у них знания и опыт.

3. Принцип доступности. Излагаемый материал должен быть понятен детям, а также соответствовать их возрасту, уровню подготовки и развития.

4. Принцип наглядности. Педагог должен обогащать чувственный опыт детей, уточнять их эмпирические знания.

5. Принцип сознательности и активности. Развитие идет эффективнее, когда ребенок решает практические и познавательные задач самостоятельно.

6. Принцип научности. Воспитатель должен давать детям только реальные знания, точно отображающие действительность.

7. Принцип связи обучения с жизнью. Приобретаемые детьми знания должны использоваться в жизни (в игровой, трудовой, учебной деятельностях).

8. Принцип учета индивидуальных особенностей. Воспитатель должен понимать и опираться на то, что способен каждый ребенок [27].

Для качественного проведения образовательных ситуаций мы рекомендуем соблюдать такие педагогические условия, как:

- установление эмоционально положительной атмосферы в группе и удерживание дружеских взаимоотношений между детьми;

- обеспечение возможности каждому из дошкольников заявить о себе в сотрудничестве со сверстниками, представить свои действия и предложения партнерам;

- учет добровольности детей при выполнении упражнений и заданий;

- поощрение и поддержка попыток детей освоить основные приемы

совместной деятельности.

Методика формирования навыков сотрудничества со сверстниками означает работу не каждого ученика в отдельности, а в составе небольших групп. Необходимо определить главные особенности формирования рабочих групп. Для того, чтобы не нарушать логику построения образовательной ситуации, и чтобы детям не пришлось брать на себя роли не своего пола (мальчикам роль девочек, и девочкам роли мальчиков), рекомендуется дли ситуаций «Обида», «Составим картинку», «Краски», формировать группы только мальчиков и только девочек. С условием замены имен персонажей в соответствии с полом той группы, на которой проводится занятие.

Важнейшим условием эффективно организованного сотрудничества является работа воспитателя. При реализации подготовительного этапа перед педагогом стоит несколько задач:

1. Перед каждой образовательной ситуацией определить цели.

2. Провести подготовку к занятию, сформировать рабочие группы. Основным правилом при образовании группы является правило: «Чем меньше группа, тем лучше». Неактивные и конфликтные дошкольники не собираются вместе в одну группу. Не рекомендуется позволять детям самим создавать группы.

3. Подготовить необходимые материалы, средства, инвентарь. Все материалы должны быть рассчитаны на количество персонажей проблемной ситуации или детей в группе.

4. Подготовка помещения в группе. Подготовленность помещения, в котором будут проходить занятия, непосредственно сказывается на эффективности работы. У всех участников группы должна быть возможность свободно обмениваться мнениями, обмениваться друг с другом необходимыми материалами, вести обсуждения, а также должна быть подготовлена площадка, на которой будет происходить сам экспериментирование открытость, обширность.

Далее педагогу предлагается проводить работу с дошкольниками в соответствии с рекомендациями:

1. Создать для детей проблемную ситуацию, которая происходила или могла бы произойти с ними в жизни. Такая ситуация должна стимулировать дошкольников на совместную деятельность.

2. Проблемная ситуация, должны включать от двух героев, для того чтобы дошкольники могли опробовать разные способы взаимодействия и обменяться ролями.

3. На этапе поиска путей решения проблемы педагог должен активизировать детей: задавать наводящие вопросы, чтобы подвести детей к формулировке гипотез, а затем к правилам сотрудничества со сверстниками. Например: «Девочкам удалось решить проблему?», «Что вы чувствовали, когда слушали собеседников?», «Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны?».

4. На этапе проверки гипотез детям необходимо давать ясные и конкретные инструкции, например: «Ты будешь Мариной, а ты будешь Олей. Марина сидит и плачет, потому что ушибла ногу и ей больно, а Оля подбегает к ней и начинают разговор. Поняли?». Педагог предлагает детям опробовать разные способы воздействия на партнеров: «Давайте попробуем и посмотрим, что будет, если каждая девочка выскажет свою точку зрения и они выслушают друг друга» и помогает в ситуациях затруднения.

5. На этапе обсуждения результатов педагог должен руководить дискуссией, задавать вопросы: «Давайте обсудим, получилось ли у нас решить конфликт девочек? Что нам помогло?».

6. На последнем этапе работы педагог помогает детям сформулировать выводы: «Отлично, значит для того, чтобы решить любой конфликт нужно использовать 4 правила, какие?» и повторяет с ними опробованные правила. Педагогу необходимо постоянно контролировать процесс для того, чтобы не допустить конфликты между детьми.

Первую образовательную ситуацию «Обида» рекомендуется организовывать в качестве вводного этапа. Педагогу необходимо наладить эмоционально положительные отношения в детском коллективе, привлечь дошкольников к взаимодействию друг с другом, а также познакомить их с новым способом познания себя и других людей – социальным экспериментированием

В конце работы детям предлагается проблемная ситуация «Прогулка» с опорой на личный опыт, в которой им предоставляется наибольшая самостоятельность.

Таким образом, важнейшим условием эффективно организованного сотрудничества является работа воспитателя. Педагог в процессе осуществления образовательных ситуаций по формированию навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6–7 лет посредством социального экспериментирования должен учитывать принципы работы, соблюдать педагогические условия, особенности формирования рабочих групп, правильно организовывать подготовительный, основной и заключительный этапы работы с детьми.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: