Выводы по третьей главе

Целью данного этапа работы было разработать комплекс образовательных ситуаций, включающих социальное экспериментирование, направленных на формирование навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6–7 лет.

В процессе работы реализовывались следующие условия:

1) содержание экспериментирования детей 6–7 лет является апробацией правил сотрудничества со сверстниками;

2) разработанные проблемные ситуации, стимулируют детей сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия с помощью логических аргументов;

3) организация работы с детьми по подгруппам, с учетом результатов констатирующего эксперимента.

Для реализации первого условия мы определили правила «Правила дружных ребят», которые имеют простую для усвоения детьми форму.

Для реализации второго условия мы разработали проблемные ситуации, которые стимулируют детей к проявлению таких умений сотрудничать (по Г.А. Цукерман и Н.К. Поливановой), как

- сформулировать свою точку зрения;

- выяснить точки зрения своих партнеров;

- обнаружить разницу точек зрения;

- разрешать разногласия с помощью логических аргументов [43].

Для реализации третьего условия мы разработали методику организации социального экспериментирования с детьми по подгруппам по 6–8 детей, с учетом результатов констатирующего эксперимента.

Для разработки методики были проанализированы ситуации из книги Т.И. Бабаевой и Л.С. Римашевской «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды», «Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие» и подобраны проблемные ситуации, доступные для детей подготовительной к школе группы.

Работа по формированию навыков сотрудничества со сверстниками включает в себя четыре образовательные ситуации, каждая из которых содержит проблемную ситуацию, созданную педагогом. Чтобы решить проблемную ситуацию, дети должны применить умения сотрудничества со сверстниками. В процессе образовательных ситуаций дети усвоят и апробируют определенные нами правила в решении проблемных ситуаций и в экспериментировании.

Мы полагаем, что разработанная нами методика может быть использована воспитателями ДОО для формирования навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6–7 лет.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования навыков сотрудничества со сверстниками. Именно этот опыт является базисом дальнейшего личностного и социального развития. Современный мир требует от людей не только высокий уровень знаний, но и умения результативно налаживать контакты с другими людьми, адекватно строить взаимоотношения в коллективе.

Навыки сотрудничества – это доведенные до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в совместном деле. Это такие навыки как: формулирование своей точки зрения, выяснение точек зрения своих партнеров, обнаружение разниц точек зрения и попытки разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Одним из методов формирования навыков сотрудничества со сверстниками является экспериментирование, как способ познания себя и внутреннего мира других людей, с помощью опробования на взрослых или сверстниках различных способов своего поведения. Экспериментирование способствует расширению представлений детей об окружающем мире, развитию самостоятельности, элементарной саморегуляции, коммуникативных и познавательных способностей, формированию исследовательских умений и познавательной мотивации.

В процессе констатирующего эксперимента выявлено, что примерно 70% детей обеих групп показали низкие уровни развития навыков сотрудничества со сверстниками (II и III типы сотрудничества). Эти дети не способны удержать задачу на протяжении всей игры, не умеют высказывать своё мнение и выяснять точку зрения партнера, взаимодействие между детьми происходит эпизодически. Остальные 30% детей показали хорошие результаты развития навыков сотрудничества со сверстниками (V тип сотрудничества). Они демонстрировали умения сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия с помощью логических аргументов, у дошкольников возникало подлинное сотрудничество и партнерство в ситуации решения общей задачи.

Анализ педагогической документации показал, что педагогами задачи по формированию навыков сотрудничества со сверстниками ставятся не систематически, а реализуются только на занятиях «Мир природы, предметный и социальный мир» и не регулярно.

Анализ анкетирования педагогов показал, что педагоги формально определяют понятия «Сотрудничество» и «Экспериментирование», не выделяют характеристики сотрудничества. Задачи, направленные на формирование навыков сотрудничества со сверстниками, воспитатели ставят в соответствии с календарным планом и возрастом детей. Педагоги называют адекватные методы работы, но не называют средств. Задачи, направленные на использование детского экспериментирования, ставятся согласованно всеми педагогами.

На заключительном этапе была проведена работа по разработке комплекса образовательных ситуаций, включающих социальное экспериментирование. В процессе разработки методики были соблюдены следующие условия:

1) содержание экспериментирования детей 6–7 лет является апробацией правил сотрудничества со сверстниками;

2) разработанные проблемные ситуации, стимулируют детей сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия с помощью логических аргументов;

3) работы с детьми организуется по подгруппам, с учетом результатов констатирующего эксперимента.

Для реализации первого условия мы определили правила «Правила дружных ребят», которые имеют простую для усвоения детьми форму.

Для реализации второго условия мы разработали проблемные ситуации, которые стимулируют детей к проявлению таких умений сотрудничать (по Г.А. Цукерман и Н.К. Поливановой), как: сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения, разрешать разногласия с помощью логических аргументов.

Для реализации третьего условия мы разработали методику организации социального экспериментирования с детьми по подгруппам по 6–8 детей, с учетом результатов констатирующего эксперимента.

Работа по формированию навыков сотрудничества со сверстниками включает в себя четыре образовательные ситуации, каждая из которых содержит проблемную ситуацию, созданную педагогом. Чтобы решить проблемную ситуацию, дети должны применить умения сотрудничества со сверстниками. В процессе образовательных ситуаций дети усвоят и апробируют определенные нами правила в решении проблемных ситуаций и в экспериментировании.

Таким образом, в результате проведенного исследования цель данной работы: изучить особенности работы по формированию навыков сотрудничества со сверстником у детей 6–7 лет посредством социального экспериментирования, достигнута. Мы полагаем, что разработанная нами методика может быть использована воспитателями дошкольных образовательных организаций для формирования навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6–7 лет.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 04.10.19). – Загл. с экрана.

2 Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] – М.: Педагогика, 1980, т. I – 230 с.

3 Бабаева, Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод. пособие [Текст] – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 – 224 с.

4 Бабенко, Л. Г. Словарь синонимов русского языка [Текст] / Л. Г. Бабенко – М.: Астрель, АСТ, 2011. – 350 с.

5 Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] – М., 1983. – Т. 5: Проблемы общей психологии. – 368 с.

6 Галигузова, Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. [Текст] – М.: Просвещение, 1992. – 142 с.

7 Давыдов, В. В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения [Текст] // Вопросы психологии, 1977. – № 5. – С. 35–47.

8 Жегульская, Ю. С. Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию [Электронный ресурс] / Ю. С. Жегульская // Молодой ученый. – 2015. – № 18 (98). – С. 330–332. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/98/22043/, свободный (дата обращения: 01.05.2020). – Загл. с экрана.

9 Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное [Текст] – М.: Издательская корпорация "Логос", 2000. – 384 с.

10 Зотова, И. В., Могилка Д. В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Проблемы современной науки и образования. Иваново: «Науки об образовании». – 2017. – № 18. – С. 2–10. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kommunikativnyh-i-rechevyh-navykov-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta, свободный (дата обращения: 09.05.2020). – Загл. с экрана.

11 Ивлева, К. В. Особенности сотрудничества детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №10. – С. 38–49.

12 Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / К. Э. Изард. ­– СПБ: Питер, 1999. – 464 с.

13 Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 448 с.

14 Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 350 с.

15 Кравцова, Е. Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития [Текст] // Культурно-историческая психология. – 2005. –№2. – С.87–94.

16 Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

17 Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст] / Ч. Х. Кули. – М.: 2000 – 320 с.

18 Латушкина, Е. Н. Организационно-педагогические аспекты коммуникативной деятельности [Текст]: автореф. диссертации... кандидата педагогических наук / Е.Н. Латушкина. – М., 2004 – 28 с.

19 Леонтьев, А. Н. Том 1: Избранные психологические произведения: в 2 томах [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.

20 Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

21 Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – М.: Гном–Пресс, 2001. – С. 106-117.

22 Михеева, И. В. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников [Электронный ресурс] / И. В. Михеева, Е. В. Ташлыкова // Молодой ученый. – 2019. – № 6 (244). – С. 226–228. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/244/56399/, свободный (дата обращения: 04.05.2020).

23 Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие [Текст] – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 592 с.

24 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. – 944 c.

25 От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: 2014. – 355 с.

26 Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст]: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология: пер. с фр. / предисл. В. А. Лекторского и др., с. 9-53. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с.

27 Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС–пресс, 2004. – 365 с.

28 Поддъяков, А. Н. Детское экспериментирование и экристическая структура опыта ребенка-дошкольника [Электронный ресурс] // Наука и образование. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-eksperimentirovanie-i-evristicheskaya-struktura-opyta-rebenka-doshkolnika, свободный (дата обращения: 05.05.2020).

29 Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение [Текст] / А. Н. Поддьяков. – М.: – Эребус, 2003. – 213 с.

30 Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. [Текст] / А. Н. Поддьяков. – М.: – Эребус, 2006. – 264 с.

31 Психология познания: За пределами непосредств. Информации [Текст] / Дж. Брунер; Пер. с англ. К. И. Бабицкого; Предисл. и общ. ред. д. чл. АПН СССР А. Р. Лурия. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с.

32 Римашевская, Л. С. Как развивать сотрудничество дошкольников со сверстниками в процессе совместной детской деятельности [Текст] / Л. С. Римашевская // Детский сад от А до Я. – 2013. – № 2 (62). – С. 3-18.

33 Римашевская, Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст] / Л. С. Римашевская. – М.: 2007. – 112 с.

34 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.

35 Сензитивный период / Психология личности [Электронный ресурс] // Психология и психиатрия: сайт практикующих психологов. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://psihomed.com/sensitivnyiy-period/, свободный (дата обращения: 12.03.2020).

36 Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

37 Сотникова, С. В. Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе общения [Электронный ресурс] / С. В. Сотникова, М. В. Румянцева, Н. П. Емельянова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 124–125. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7766/, свободный (дата обращения: 26.05.2020).

38 Спок, Б. Ребенок и уход за ним. Издание второе. – М., Медицина. – 1971. – 458 с.

39 Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: метод. пособ. [Текст] / А. Е. Чистякова, Г. П. Тугушева. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС. – 2011. – 128 с.

40 Фадеева, Е. М. Развитие сотрудничества со сверстниками у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. М. Фадеева // Научные труды. ООО Научный мир. Иваново. – 2010. – № 3. – С. 52-57.

41 Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова. – М.: Генезис, 2003 – 128 с.

42 Цукерман, Г. А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей [Текст] // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – №2. – С. 4-13.

43 Цукерман, Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя [Текст] – М., ВИТА–ПРЕСС, 2012. – 128 с.

44 Шевырёва, М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2013. – С. 70-72. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4445/, свободный (дата обращения: 19.03.2020).

45 Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. – М.: 1969 – 536 с.

46 Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979. – 160 с.

47 Ross, M., Sells S., Golden M. Social adjustment and personality development in children. Minneapolis: University of Minnesota Press, – 1972.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А1

Методика «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой

Рисунок А1.1 – рабочее поле (лабиринт) в методике Е.Е. Кравцовой «Лабиринт»

Цель: выявить общие характеристики и определить типы общения и сотрудничества ребенка со сверстниками.

Материалы: рабочее поле (в виде лабиринта), 8 машин (4 зеленые и 4 красные).

Ход работы: перед экспериментом педагог расставляет по четыре машинки в чужой гараж: красные – на зеленое поле; зеленые – на красное. Паре детей предлагают прокатить машинки по полю так, чтобы каждая попала в гараж своего цвета.

Правила:

- можно катить только по 1 машинке;

- машины можно катить только по дорожкам лабиринта;

- запрещено трогать руками машины партнера [16].

Идентификация данных: в соответствии с рекомендациями Е.Е. Кравцовой, по результатам наблюдения квалифицируется один из шести типов взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками. В соответствии с целью нашего исследования мы включили в описание этих типов оценку навыков сотрудничества, выделенных Г.А. Цукерман и Н.К. Поливановой:

 

- сформулировать свою точку зрения;

- выяснить точки зрения своих партнеров;

- обнаружить разницу точек зрения;

- разрешать разногласия с помощью логических аргументов [43].


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А2

Образцы протоколов обследования детей на констатирующем этапе

Протокол №1

Ф.И. ребенка: Эля Н. и Лина Н.

Дата и время проведения исследования: 27.12.2019 15:30 – 15:38

Деятельность экспериментатора

Деятельность испытуемых

вербальные невербальная
Перед экспериментом педагог расставляет по четыре машинки в чужой гараж: красные – на зеленое поле; зеленые – на красное. Паре детей предлагают прокатить машинки по полю так, чтобы каждая попала в гараж своего цвета. Правила: - можно катить только по 1 машинке; - машины можно катить только по дорожкам лабиринта; - запрещено трогать руками машины партнера.     Лина: «Пусти меня».       Обе девочки молчат, не взаимодействуют, только иногда смотрят на действия друг друга, чтобы не столкнуться. Эля перевезла свои машины и ждет, когда закончит Лина. Лина спокойно и неторопливо доводит машину до гаража.    

Анализ и интерпретация: дошкольники не видят действия партнера и не воспринимают их относительно себя, стараются решить поставленную им задачу, эпизодически обращаются друг к другу. Дошкольники зажаты и не уверенны в себе, слышат подсказки взрослого, но не используют. Также дети не умеют предвосхищать свои действия и искать совместные способы решения задачи, способны сформулировать свою точку зрения, но не пытаются выяснить точки зрения своих партнеров.

Выводы: 2 тип развития навыков сотрудничества со сверстниками

Протокол №2

Ф.И. ребенка: Юля В. и Даня М.

Дата и время проведения исследования: 27.12.2019 16:12 – 16:20

Деятельность экспериментатора

Деятельность испытуемых

вербальные невербальная
Перед экспериментом педагог расставляет по четыре машинки в чужой гараж: красные – на зеленое поле; зеленые – на красное. Паре детей предлагают прокатить машинки по полю так, чтобы каждая попала в гараж своего цвета. Правила: - можно катить только по 1 машинке; - машины можно катить только по дорожкам лабиринта; запрещено трогать руками машины партнера. Даня: «Давай так, нуу..так». «Если я поеду вот так, то..» «Всё мы согласны». Юля: «Я пойду сюда, а ты сюда». Даня: «Всё мы согласились!» «Одну или две?» «Всё, давай, Юль». «Не хочет что-то». Юля: «Это может сюда это сюда». Даня: «А нет лучше вот так поеду». «Всё, сделали.». Даня вопросительно смотрит на Юлю, затем начинает спрашивать её о том, как они будут действовать. Не приступают к заданию, пока не обсудили. Молча выполняют задание. У Дани возникает проблема, Юля подсказывает ему ход действий. Дети договариваются и действуют вместе.

Анализ и интерпретация: дошкольники пытаются договариваться перед выполнением задания о своих действиях, но пока это происходит эпизодически. Дети более активно общаются и взаимодействуют друг с другом, по сравнению со вторым типом отношений. Эпизодически проявляются умения сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения, разрешать разногласия с помощью логических аргументов.

Вывод: 3 тип развития навыков сотрудничества со сверстниками

Протокол №3

Ф.И. ребенка: Женя Б. и Денис Г.

Дата и время проведения исследования: 27.12.2019 15:50 – 16:00

Деятельность экспериментатора

Деятельность испытуемых

вербальные невербальная
Перед экспериментом педагог расставляет по четыре машинки в чужой гараж: красные – на зеленое поле; зеленые – на красное. Паре детей предлагают прокатить машинки по полю так, чтобы каждая попала в гараж своего цвета. Правила: - можно катить только по 1 машинке; - машины можно катить только по дорожкам лабиринта; запрещено трогать руками машины партнера. Женя: «Одной или двумя?».   Денис: «Нужно машины передвинуть?» Женя: «Я не поняла, я вот сюда заехала. Денис: «Нужно вот так сделать». Женя: «Че то тут не то». Денис: «Смотри вот так едь». Женя: «Так я сначала место здесь займу». Денис: «Приехали сюда получается? Поехали?». Женя: «Поехали. Ну едь». Денис: «Аа...тут проход есть». Женя: «Это легко. Мы же друзья». Женя постоянно перебивает педагога во время объяснения задания. Женя переспрашивает, Денису повторяется задание заново. Женя пытается разобраться, Денис подсказывает ей, как проехать. Дети обсуждают друг с другом, как им проехать, подсказывают и помогают.  

Анализ и интерпретация: дошкольники сопереживают своим партнерам, подсказывают и помогают в процессе выполнения задания. Они заранее планируют свои действия между собой, стараясь избежать ошибок. Дети демонстрировали умения сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия с помощью логических аргументов, но данные умения ещё не автоматизированы.

Вывод: 5 тип развития навыков сотрудничества со сверстниками.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А3

Таблица А3.1 – Результаты обследования детей по методике Е.Е. Кравцовой «Лабиринт» на этапе констатирующего эксперимента

Имя, фамилия ребенка

Умения сотрудничества со сверстниками

Типы сотрудничества со сверстниками
1 2 3 4  

Группа А

1 Эля Н. и Лина Н. - - - - 2 тип
2 Андрей Ч. и Кира Г. - - - - 2 тип
3 Женя Б. и Денис Г. + - + - + - + - 5 тип
4 Настя Х. и Вика С. - - - - 2 тип
5 Юля В. и Даня М. + - + - - - 3 тип
6 Мартин Л. и Диана О. - - - - 2 тип
7 Артем А. и Яся Л. + - + - - - 3 тип
8 Илья У. и Саша П. + - + - + - + - 5 тип

Группа Б

1 Вероника Г. и Настя М. - - - - 2 тип
2 Родион П. и Елизар М. + - + - + - + - 5 тип
3 Тимофей К. и Дима Ф. + - + - - - 3 тип
4 Снежана К. и Алина В. - - - - 2 тип
5 Саша К. и Ника П. - - - - 2 тип
6 Ваня В. и Денис К. + - + - + - + - 5 тип
7 Элина Ш. и Паша П. - - - - 2 тип

 

Умения сотрудничества со сверстниками у детей 6–7 лет по Г.А. Цукерман и Н.К. Поливановой:

- сформулировать свою точку зрения;

- выяснить точки зрения своих партнеров;

- обнаружить разницу точек зрения;

- разрешать разногласия с помощью логических аргументов [43].


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета для воспитателей экспериментальных групп

Анкета воспитателя группы А.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: