Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. Учить видеть и выделять проблему |
экспериментирования. Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия. К |
словесному анализу-рассуждению. Развивать целеустремленность, настойчивость, |
решительность. |
Спасибо за участие!
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Планы-конспекты образовательных ситуаций с использованием экспериментирования
Образовательная ситуация №1 «Обида»
Задачи:
1. Формировать умения сотрудничества со сверстниками:
- сформулировать свою точку зрения;
- выяснить точки зрения своих партнеров;
- обнаружить разницу точек зрения;
- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
2. Продолжать учить решать проблемные ситуации, используя разные способы.
3. Продолжать развивать познавательные интересы к социальным явлениям.
4. Воспитывать доброжелательные отношения в группе.
Ход работы
Таблица В.1 – Конспект образовательной ситуации «Обида» с использованием экспериментирования, №1
Этап работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Поставновка проблемы или проблемной ситуации | - Ребята, воспитательница из соседнего детского сада рассказала мне ситуацию, которая у них произошла вчера на прогулке. Марина упала и ушибла ногу. Она заплакала, но тут подошла Оля и сказала: «Марина, чего ты тут одна сидишь? Побежали скорее с нами играть в мяч». Марина вытерла слезы и ответила: «Я сейчас не могу…». Тогда девочка рассердилась на Марину и сказала: «Я больше не буду с тобой дружить и играть вместе! Я на тебя обиделись». И ушла, а Марина осталась сидеть и плакать. | Дети сидят полукругом Дети слушают |
2.Поиск путей решения проблемы | - Ребята, давайте попробуем проиграть ситуацию, которая произошла с девочками? - Кто готов попробовать? (Педагог выбирает двух детей на роли, если нет желающих, то выбирает сам) Педагог объясняет детям, что им предстоит делать: - Ты будешь Мариной, а ты будешь Олей. Марина сидит и плачет, потому что ушибла ногу и ей больно, а Оля подбегает к ней и начинают разговор. Поняли? (Если первая | Дети поднимают руки и выходят Дети проигрывают ситуацию |
Продолжение таблицы В.1
|
|
пара мальчики, имена заменяются на Пашу и Диму) - Остальные ребята смотрят. Педагог подсказывает детям реплики, если она затрудняются. Обсуждение ситуации: - Как вы думаете, кто по-настоящему обижен - Оля или Марина? - А что можно сделать девочкам, чтобы помириться? - Может девочкам просто перестать дружить и всё? Воспитатель поощряет активность детей: - Молодцы! Вы предлагаете хорошие варианты. - Это интересный вариант, ты хорошо придумал. | Дети отвечают (если дети не могут ответить, педагог задает наводящие вопросы) | |
3.Проверка гипотез, предположений | - Ребята, в любом конфликте есть несколько участников и каждый из них имеет свою точку зрения. Как вы думаете, что нужно сделать каждому из участников, чтобы его поняли другие? - Составим гипотезу: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди не высказывают свое мнение. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои сказали, что они хотят». - Давайте проверим наше предположение. Кто хочет попробовать? Выходите ко мне. (Педагог приглашает двоих детей) - Давайте попробуем и посмотрим, что будет, если каждая девочка выскажет свою точку зрения и они выслушают друг друга. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает наводящие вопросы детям: - Девочкам удалось решить проблему? Почему? - Что вы почувствовали, когда высказались? Педагог старается спросить мнение каждого ребенка. Вывод-правило: - Молодцы! Мы с вами можем составить правило, которое поможет в любом конфликте. Оно будет звучать так, чтобы разрешить конфликт - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого. | Дети отвечают Дети пробуют первый способ воздействия Дети отвечают |
Продолжение таблицы В.1
|
|
- Но только высказаться друг другу недостаточно для решения конфликта. Приятно, когда тебя выслушали, но этого достаточно? - Что нужно сделать девочкам, чтобы лучше понять друг друга? - Составим гипотезу: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди не только не высказывают свое мнение, но и не объясняют его другим. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои объяснили причины своих слов и поступков». - Давайте проверим наше второе предположение. Какая пара хочет быть следующей? Выходите. Вам нужно сделать тоже самое, что делала предыдущая пара, но уже не просто высказать свои точки зрения друг другу, а попытаться объяснить с чем вы не согласны и почему. Поняли? Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Девочкам удалось решить проблему? - Что вы чувствовали, когда слушали собеседников? - Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны? - Почему важно объяснить свое поведение другому человеку? Вывод-правило: - Отлично! Мы можем составить еще одно правило для решения любого конфликта - если ты не согласен – объясни почему. - Но наш конфликт не решен, мы высказали свои мнения, объяснили с чем и почему мы не согласны, этого достаточно? Все люди имеют одинаковые мнения? - Что нужно сделать девочкам, если их мнения не сходятся? - Составим гипотезу: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди имеют разные мнения Давайте попробуем выяснить чем отличаются желания девочек». - Давайте проверим наше третье предположение и посмотрим, что будет, если девочки сравнят свои точки зрения друг друга? | Дети отвечают Дети пробуют второй способ воздействия Дети отвечают Дети отвечают Дети пробуют третий способ воздействия |
Продолжение таблицы В.1
- Подходите сюда следующая пара, вы делаете тоже самое, но уже пробуете понять, чем отличаются ваши мнения друг от друга, сравниваете их между собой. Начинайте. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Девочкам удалось решить проблему? - Чем отличались ваши мнения? - Сравнение точек зрения помогло вам лучше понять друг друга? Вывод-правило: - Здорово! Мы можем составить третье правило для решения любого конфликта - все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются. - Мы высказали свои точки зрения, объяснили друг другу с чем и почему мы не согласны, сравнили мнения друг друга. Этого достаточно? Что является результатом конфликта? - Что нужно сделать, чтобы всех участников конфликта удовлетворил его результат? - Составим гипотезу: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди не могут найти одно решение, которое понравится всем участникам. Давайте попробуем найти решение, которое устроим обеих девочек». - Давайте проверим четвертое предположение, поможет ли нам решить конфликт одно общее решение? - Подходите следующая пара, вы делаете тоже самое, но кроме предыдущих трех правил, пытаетесь найти одно общее решение проблемы. Попробуйте! Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Девочкам удалось решить проблему? - Зачем нужно одно решение проблемы? Вывод-правило: - Молодцы! Для того, чтобы решить конфликт важно не только высказаться самому, объясниться, если не согласен с другими, сравнить точки | Дети отвечают Дети отвечают Дети пробуют четвертый способ воздействия Дети отвечают |
Окончание таблицы В.1
|
|
зрения. Важно последнее правило для решения любого конфликта - всегда можно найти решение, которое устроит всех. | ||
4.Обсуждение увиденных полученных результатов | - Давайте обсудим, получилось ли у нас решить конфликт девочек? - Что нам помогло? - Как мы узнали, что правила нам помогут? | Дети отвечают |
5.Формулировка выводов | - Отлично, значит для того, чтобы решить любой конфликт нужно использовать 4 правила, какие? 1) не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого; 2) не согласен – объясни почему; 3) все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются; 4) всегда можно найти решение, которое устроит всех. - Давайте назовем их «Правила дружных ребят» и хорошенько запомним, чтобы в нашей группе не было ссор? | Дети отвечают |
Образовательная ситуация №2 «Составим картинку»
|
|
Задачи:
1) Формировать умения сотрудничества со сверстниками:
- сформулировать свою точку зрения;
- выяснить точки зрения своих партнеров;
- обнаружить разницу точек зрения;
- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
2) Продолжать учить решать проблемные ситуации, используя разные способы.
3) Продолжать развивать познавательные интересы к социальным явлениям.
4) Воспитывать доброжелательные отношения в группе.
Ход работы
Таблица В.2 – Конспект образовательной ситуации «Составим картинку» с использованием экспериментирования, №2
Этап работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Поставновка проблемы или проблемной ситуации | - Ребята, посмотрите, что у меня есть? (показываю коробку с пазлами) - Вы любите собирать пазлы? Одни или с друзьями? | Дети сидят полукругом. Дети отвечают |
Продолжение таблицы В.2
- Дима и Тима очень любят собирать пазлы (Показываю фото двух детей). Как-то раз они решили собирать большой пазл вдвоём, сели за стол и молча начали. Тима начал собирать справа, потом слева, Дима начал с середины. Пазлы у мальчиков постоянно падали на пол, путались, переворачивались. Ребята работали очень долго, но так и не смогли закончить. | ||
2.Поиск путей решения проблемы | - Ребята, давайте попробуем проиграть ситуацию мальчиков? - Кто готов попробовать? (Педагог выбирает двух детей на роли, если нет желающих, то выбирает сам) Педагог объясняет детям, что им предстоит делать: - Ты будешь Тимой, а ты Димой, вам нужно сесть за стол и попробовать не договариваясь друг с другом, молча собрать пазлы. Поняли? - Остальные ребята смотрят. Обсуждение ситуации: - Вам было удобно собирать пазл? Вы могли собрать его быстрее? - А что можно сделать мальчикам, чтобы проще и быстрее собрать их пазл? Воспитатель поощряет активность детей: - Молодцы! Вы предлагаете хорошие варианты. - Это интересный вариант, ты хорошо придумал. | Дети поднимают руки и выходят Дети проигрывают ситуацию Дети отвечают (если дети не могут ответить, педагог задает наводящие вопросы) |
3.Проверка гипотез, предположений | - Ребята, в любом совместном деле для получения хорошего и быстрого результата нужна слаженность действий. - Мы с вами составляли «Правила дружных ребят», могут ли они помочь нам в нашей ситуации? Их можно использовать только в конфликтных ситуациях или при совместном деле тоже? Давайте проверим?! - Как вы думаете, что сначала нужно сделать каждому из участников дела, чтобы в конце получить результат, удовлетворяющий каждого из них? - Составим гипотезу: «Наверное, общее дело не получается, потому что люди не высказывают свое мнение, как бы они хотели работать вместе. Давайте | Дети отвечают Дети пробуют первый способ воздействия |
Продолжение таблицы В.2
попробуем сделать так, чтобы наши герои сказали, чего они хотят». - Давайте проверим наше предположение. Кто хочет попробовать? Выходите ко мне. (Педагог приглашает двоих детей) - Давайте попробуем и посмотрим, что будет, если оба мальчика выскажут свою точку зрения и выслушают друг друга. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает наводящие вопросы детям: - Мальчикам удалось быстрее и лучше выполнить дело? Почему? - Что вы почувствовали, когда высказались? Педагог старается спросить мнение каждого ребенка. Вывод-правило: - Молодцы! Как звучит первое правило? - Верно! Оно будет звучит так - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого. - Это правило помогло в нашем деле? Этого достаточно? - Высказаться друг другу недостаточно для решения совместного дела. - Что нужно сделать мальчикам, чтобы лучше понять друг друга? - Составим гипотезу: «Наверное, совместное дело не ладится, потому что люди не только не высказывают свое мнение, но и не объясняют его другим. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои объяснили причины своих слов и поступков». - Давайте проверим наше второе предположение. Какая пара хочет быть следующей? Выходите. Вам нужно сделать тоже самое, что делала предыдущая пара, но уже не просто высказать свои точки зрения друг другу, а попытаться объяснить с чем вы не согласны и почему. Поняли? Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: | Дети отвечают (Дети только высказали свои точки зрения, но не договорились) Дети отвечают Дети отвечают Дети пробуют второй способ воздействия Дети отвечают |
Продолжение таблицы В.2
- Мальчикам удалось быстрее и лучше выполнить дело? Почему? - Что вы чувствовали, когда слушали собеседников? - Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны? - Почему важно объяснить свое поведение другому человеку? Вывод-правило: - Отлично! Мы вспомнили еще одно правило, которое поможет в совместном деле. Как оно звучит? - Если ты не согласен – объясни почему. - Но наше дело не закончено, мы высказали свои мнения, объяснили с чем и почему мы не согласны, этого достаточно? Все люди имеют одинаковые мнения? - Что нужно сделать мальчикам, если их мнения не сходятся? - Составим гипотезу: «Наверное, сложности в работе над совместным делом случаются, потому что люди имеют разные мнения Давайте попробуем выяснить чем отличаются желания мальчиков». - Давайте проверим наше третье предположение и посмотрим, что будет, если мальчики сравнят свои точки зрения друг друга? - Подходите сюда следующая пара, вы делаете тоже самое, но уже пробуете понять, чем отличаются ваши мнения друг от друга, сравниваете их между собой. Начинайте. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Мальчикам удалось быстрее и лучше выполнить дело? Почему? - Чем отличались ваши мнения? - Сравнение точек зрения помогло вам лучше понять друг друга? Вывод-правило: - Здорово! У нас есть третье правило, как оно звучит? - Все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются. | Дети отвечают Дети отвечают Дети пробуют третий способ воздействия Дети отвечают Дети отвечают |
Продолжение таблицы В.2
- Мы высказали свои точки зрения, объяснили друг другу с чем и почему мы не согласны, сравнили мнения друг друга. Этого достаточно? - Что нужно сделать, чтобы всех участников дела удовлетворил его результат? - Составим гипотезу: «Наверное, сложности при выполнении совместного дела возникают, потому что люди не могут найти одно решение, которое понравится всем участникам. Давайте попробуем найти решение, которое устроим обоих мальчиков». - Давайте проверим четвертое предположение, поможет ли нам решить совместное дело одно общее решение? - Подходите следующая пара, вы делаете тоже самое, но кроме предыдущих трех правил, пытаетесь найти одно общее решение дела. Попробуйте! Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Мальчикам удалось быстрее и лучше выполнить дело? Почему? - Зачем нужно одно решение проблемы? Вывод-правило: - Молодцы! Для того, чтобы выполнить совместное дело важно не только высказаться самому, объясниться, если не согласен с другими, сравнить точки зрения. Важно последнее правило, как оно звучит, ребята? - Всегда можно найти решение, которое устроит всех. | Дети отвечают Дети пробуют четвертый способ воздействия Дети отвечают Дети отвечают | |
4.Обсуждение увиденных полученных результатов | - Давайте обсудим, получилось ли у нас выполнить совместное дело мальчиков? - Что нам помогло? - «Правила дружных ребят» нам помогут только в конфликтных ситуациях? - Как мы узнали, что правила нам помогут и в совместном деле? | Дети отвечают |
Окончание таблицы Б.2
5.Формулировка выводов | - Отлично, значит для того, чтобы решить любой конфликт нужно использовать 4 правила, какие? 1) не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого; 2) не согласен – объясни почему; 3) все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются; 4) всегда можно найти решение, которое устроит всех. - Сегодня мы с вами доказали, что наши «Правила дружных ребят» можно применять не только в ссорах, конфликтах, но и при выполнении совместных дел с друзьями и близкими. Молодцы! | Дети отвечают |
Образовательная ситуация №3 «Краски»
Задачи:
1) Формировать умения сотрудничества со сверстниками:
- сформулировать свою точку зрения;
- выяснить точки зрения своих партнеров;
- обнаружить разницу точек зрения;
- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
2) Продолжать учить решать проблемные ситуации, используя разные способы.
3) Продолжать развивать познавательные интересы к социальным явлениям.
4) Воспитывать доброжелательные отношения в группе.
Ход работы
Таблица В.3 – Конспект образовательной ситуации «Краски» с использованием экспериментирования, №3
Этап работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Поставновка проблемы или проблемной ситуации | - Ребята, посмотрите на доску, что это? (Рисунки) - Эти рисунки нарисовали три девочки. Что необычного вы в них видите? (В каждом рисунке используется только один цвет) - Я расскажу вам историю, а вы ответите, почему же у девочек получились такие интересные рисунки? Нина, Лена и Ксюша говорили всем, что они настоящие подруги. Однажды воспитатель дала им задание, | Дети сидят полукругом Дети отвечают |
Продолжение таблицы В.3
нарисовать рисунки на тему «Осень». Девочки сели за один стол, взяли бумагу, кисточки, поставили баночки с красной, желтой и синей красками. Когда воспитательница ушла, Нина схватила баночку с красной краской и сказала: «Это будет моя краска!», «А эта — моя!» — сказала Лена и взяла себе желтую краску, тогда Ксюша забрала синюю краску. Девочки стали рисовать, когда воспитатель просмотрела на их рисунки, она очень удивилась, покачала головой и сказала: «Я думала, что вы настоящие друзья, а теперь вижу, что вам еще надо учиться дружить». | ||
2.Поиск путей решения проблемы | - Ребята, давайте попробуем проиграть ситуацию, которая произошла с девочками? Кто готов попробовать? (Педагог выбирает двух детей на роли, если нет желающих, то выбирает сам) Педагог объясняет детям, что им предстоит делать: - Ты будешь Ниной, ты Леной, а ты Ксюшей. Садитесь за столы, я буду играть роль воспитателя и дам вам задание. Поняли? - Остальные ребята смотрят. Педагог подсказывает детям реплики и действия, если она затрудняются. Обсуждение ситуации: - Почему воспитательница удивилась, когда увидела рисунки девочек? - Почему воспитательница сказала: «Я думала, что вы настоящие друзья, а теперь вижу, что вам еще надо учиться дружить»? - Девочек можно назвать настоящими друзьями? Почему? - А у вас есть настоящие друзья? Какие они? - Нужно ли в дружбе использовать какие-либо правила или это не обязательно? Почему? Воспитатель поощряет активность детей: - Молодцы! Вы предлагаете хорошие варианты. - Это интересный вариант, ты хорошо придумал. | Дети поднимают руки и выходят Дети проигрывают ситуацию Дети отвечают (если дети не могут ответить, педагог задает наводящие вопросы) |
Продолжение таблицы В.3
3.Проверка гипотез, предположений | - Ребята для того, чтобы получить хороший результат своей работы нужно знать несколько правил-помощников при общении с другими людьми. Давайте проверим это? - Как вы думаете, что нужно сделать каждому из участников, чтобы его поняли другие? - Составим гипотезу: «Наверное, хорошего результата работы не получается, потому что люди не высказывают свое мнение». - Давайте проверим наше предположение. Кто хочет попробовать? Выходите ко мне. (Педагог приглашает двоих детей) - Давайте попробуем и посмотрим, что будет, если каждая девочка выскажет свою точку зрения и они выслушают друг друга. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает наводящие вопросы детям: - Девочкам удалось решить проблему, их работы стали лучше? Почему? - Что вы почувствовали, когда высказались? - Почему было важно каждой девочке высказать свое мнение по поводу работы? Педагог старается спросить мнение каждого ребенка. Вывод-правило: - Молодцы! Как звучит наше первое правило? - Верно! Оно будет звучит так - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого. - Это правило помогло в нашем деле? Этого достаточно? - Высказать свое мнение недостаточно для получения желаемого результата своей работы. - Что нужно сделать девочкам, чтобы лучше понять друг друга? - Составим гипотезу: «Наверное, человек не может получить желаемый результат, потому что не только не высказывает свое мнение, но и не объясняет его другим. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои объяснили причины своих слов и поступков». | Дети отвечают Дети пробуют первый способ воздействия Дети отвечают Дети отвечают |
Продолжение таблицы В.3
- Давайте проверим наше второе предположение. Какая пара хочет быть следующей? Выходите. Вам нужно сделать тоже самое, что делала предыдущая пара, но уже не просто высказать свои точки зрения друг другу, а попытаться объяснить с чем вы не согласны и почему. Поняли? Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Девочкам удалось решить проблему, их работы стали лучше? Почему? - Что вы чувствовали, когда слушали собеседников? - Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны? - Почему важно объяснить свое поведение другому человеку? Вывод-правило: - Отлично! Мы вспомнили еще одно правило, которое поможет в достижении наилучшего результата в работе с другими людьми. Как оно звучит? - Если ты не согласен – объясни почему. - Мы высказали свои мнения, объяснили с чем и почему мы не согласны, этого достаточно? Все люди имеют одинаковые мнения? - Что нужно сделать девочкам, если их мнения не сходятся? - Составим гипотезу: «Наверное, сложности в работе над хорошим результатом случаются, потому что люди имеют разные мнения Давайте попробуем выяснить чем отличаются желания девочек». - Давайте проверим наше третье предположение и посмотрим, что будет, если девочки сравнят свои точки зрения друг друга? - Подходите сюда следующая пара, вы делаете тоже самое, но уже пробуете понять, чем отличаются ваши мнения друг от друга, сравниваете их между собой. Начинайте. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. | Дети пробуют второй способ воздействия Дети отвечают Дети отвечают Дети пробуют третий способ воздействия |
Продолжение таблицы В.3
Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Девочкам удалось решить проблему, их работы стали лучше? Почему? - Чем отличались их мнения? - Сравнение точек зрения помогло лучше понять друг друга? Почему? Вывод-правило: - Здорово! У нас есть третье правило, как оно звучит? - Все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются. - Мы высказали свои точки зрения, объяснили друг другу с чем и почему мы не согласны, сравнили мнения друг друга. Этого достаточно? - Что нужно сделать, чтобы все участники работы были удовлетворены своими результатами? - Составим гипотезу: «Наверное, у каждого участника работы отсутствует хороший результат, потому что люди не могут найти одно решение, которое понравится всем участникам. Давайте попробуем найти решение, которое устроим всех девочек». - Давайте проверим четвертое предположение, поможет ли нам удовлетворить всех участников одно общее решение? - Подходите следующая пара, вы делаете тоже самое, но кроме предыдущих трех правил, пытаетесь найти одно общее решение дела. Попробуйте! Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Девочкам удалось решить проблему, их работы стали лучше? Почему? - Зачем нужно одно решение проблемы? - Нужно ли думать о том, чтобы получить хороший результат не только самому, но и остальным участникам работы? Почему? Вывод-правило: - Молодцы! Для того, чтобы всем получить наилучший результат важно не только высказаться самому, объясниться, если не согласен с другими, сравнить точки зрения. | Дети отвечают Дети отвечают Дети пробуют четвертый способ воздействия Дети отвечают Дети отвечают |
Окончание таблицы В.3
Важно последнее правило, как оно звучит, ребята? - Всегда можно найти решение, которое устроит всех. | ||
4.Обсуждение увиденных полученных результатов | - Давайте обсудим, нужно ли в работе, для получения наилучших результатов использовать правила? - Что нам помогло? - Наши «Правила дружных ребят» нужно использовать настоящим друзьям? Почему? | Дети отвечают |
5.Формулировка выводов | - Отлично, значит для того, чтобы в своей работе добиться лучшего результата нужно использовать 4 правила, какие? 1) не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого; 2) не согласен – объясни почему; 3) все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются; 4) всегда можно найти решение, которое устроит всех. - Сегодня мы с вами доказали, что наши «Правила дружных ребят» можно применять не только в ссорах, конфликтах, при выполнении совместных дел, но и для получения наилучших результатов в работе. Молодцы! | Дети отвечают |
Образовательная ситуация №4 «Прогулка»
Задачи:
1) Формировать умения сотрудничества со сверстниками:
- сформулировать свою точку зрения;
- выяснить точки зрения своих партнеров;
- обнаружить разницу точек зрения;
- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
2) Продолжать учить решать проблемные ситуации, используя разные способы.
3) Продолжать развивать познавательные интересы к социальным явлениям.
4) Воспитывать доброжелательные отношения в группе.
Ход работы:
Таблица В.4 – Конспект образовательной ситуации «Прогулка» с использованием экспериментирования, №4
Этап работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Поставновка проблемы или проблемной ситуации | - Ребята, сегодня очень хорошая погода и скоро мы с вами отправимся на прогулку. Я хочу, чтобы вы все вместе самостоятельно выбрали две игры, в которые мы будем играть на улице, но это нужно сделать так, чтобы играть могли и хотели все дети. И мальчики, и девочки. | Дети сидят полукругом |
2.Поиск путей решения проблемы | - Попробуйте сейчас решить сами, во что хотите играть. (Если дети сразу предлагают воспользоваться «Правилами дружных ребят», то педагог переходит к этапу 3) Обсуждение ситуации: - Вам удалось договориться и выбрать две игры? - Все ребята согласны с выбором? Как вы это поняли? - Честно ли произошел выбор игр? Почему? | Дети отвечают |
3.Проверка гипотез, предположений | - Ребята, когда вам предстоит сложный выбор, который должен удовлетворить всех участников нужно выбрать правильный ход действий. Мы с вами знаем «Правила дружных ребят», могут они помочь нам в этой ситуации? Давайте проверим это? - Как вы думаете, что нужно сделать каждому из вас, чтобы его поняли другие? - Составим гипотезу: «Наверное, людям не получится договориться так, чтобы все были довольны, потому что они не высказывают свое мнение». - Давайте проверим наше предположение. Попробуем и посмотрим, что будет, если каждый выскажет свою точку зрения и выслушает остальных. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает наводящие вопросы детям: - Вам удалось решить задачу? Все | Дети отвечают (если дети не могут ответить, педагог задает наводящие вопросы) |
Продолжение таблицы В.4
довольны результатом? Почему? - Что вы почувствовали, когда высказались? - Почему было важно каждому высказать свое мнение? Педагог старается спросить мнение каждого ребенка. Вывод-правило: - Молодцы! Как звучит наше первое правило? - Верно! Оно звучит - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого. - Это правило помогло в нашем деле? Этого достаточно? - Недостаточно каждому высказать свое мнение, чтобы сделать выбор, который будет нравиться всем. - Что нужно сделать, чтобы лучше понять друг друга? - Составим гипотезу: «Наверное, люди не могут сделать выбор, который понравится им всем, потому что не только не высказывают свое мнение, но и не объясняют его другим. Давайте попробуем сделать так, чтобы все объяснили причины выбора своих игр». - Давайте проверим наше второе предположение. Вам нужно сделать тоже самое, но уже не просто высказать свои точки зрения друг другу, а затем попытаться объяснить с чем вы не согласны и почему. Поняли? Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Вам удалось решить задачу? Все довольны результатом? Почему? - Что вы чувствовали, когда слушали собеседников? - Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны? - Почему важно объяснить свое поведение другому человеку? Вывод-правило: | Дети пробуют первый способ воздействия Дети отвечают Дети отвечают Дети пробуют второй способ воздействия Дети отвечают |
Продолжение таблицы В.4
- Отлично! Мы вспомнили еще одно правило, которое важно при обсуждении сложного выбора. Как оно звучит? - Если ты не согласен – объясни почему. - Мы высказали свои мнения, объяснили с чем и почему мы не согласны, этого достаточно? Все люди имеют одинаковые мнения? - Что нужно сделать, если ваши мнения не сходятся? - Составим гипотезу: «Наверное, сложности при выборе, который должен удовлетворить всех, возникают, потому что люди имеют разные мнения Давайте попробуем выяснить, чем отличаются ваши желания». - Давайте проверим наше третье предположение и посмотрим, что будет, если вы сравните точки зрения друг друга? - Вы делаете тоже самое, но уже пробуете понять, чем отличаются ваши мнения друг от друга, сравниваете их между собой. Начинайте. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Вам удалось решить задачу? Все довольны результатом? Почему? - Чем отличались ваши мнения? - Сравнение точек зрения помогло лучше понять друг друга? Почему? Вывод-правило: - Здорово! У нас есть третье правило, как оно звучит? - Все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются. - Вы высказали свои точки зрения, объяснили друг другу с чем и почему вы не согласны, сравнили мнения друг друга. Этого достаточно? - Что нужно сделать, чтобы все были удовлетворены выбором? - Составим гипотезу: «Наверное, людям не нравится сделанный выбор, | Дети отвечают Дети пробуют третий способ воздействия Дети отвечают Дети отвечают |
Продолжение таблицы В.4
потому что они не могут найти одно решение, которое понравится всем. Давайте попробуем найти решение, которое устроим всех». - Давайте проверим четвертое предположение, поможет ли нам удовлетворить всех участников одно общее решение? - Вы делаете тоже самое, но кроме предыдущих трех правил, пытаетесь найти одно общее решение дела. Попробуйте! Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Вам удалось решить задачу? Все довольны результатом? Почему? - Зачем нужно одно решение проблемы? - Нужно ли думать о том, чтобы выбором были довольны все? Почему? Вывод-правило: - Молодцы! Для того, чтобы всем нравился выбор важно не только высказаться самому, объясниться, если не согласен с другими, сравнить точки зрения. Важно последнее правило, как оно звучит, ребята? - Всегда можно найти решение, которое устроит всех. | Дети пробуют четвертый способ воздействия Дети отвечают Дети отвечают | |
4.Обсуждение увиденных полученных результатов | - Давайте обсудим, когда вам предстоит сложный выбор, который должен удовлетворить всех участников, нужно ли использовать правила? - Что нам помогло это понять? - Наши «Правила дружных ребят» помогли решить вашу задачу? Почему? | Дети отвечают |
5.Формулировка выводов | - Отлично, значит для того, чтобы сделать выбор, который понравится всем участникам, нужно использовать 4 правила, какие? 1) не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого; 2) не согласен – объясни почему; | Дети отвечают |
Окончание таблицы В.4
3) все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются; 4) всегда можно найти решение, которое устроит всех. - Сегодня мы с вами доказали, что наши «Правила дружных ребят» можно применять не только в ссорах, конфликтах, при выполнении совместных дел, для получения наилучших результатов в работе, но и в сложных ситуация выбора. Молодцы! |