Бизнес-архивы как феномен культурно–исторического развития предприятий. Особенности американской школы историков – бизнеса

Макроуровень: создаются документы, необходимые для анализа структуры и динамики экономической системы в целом.

Мировой уровень: 2 подуровня:

-деятельность международных экономических организаций

-постепенное смыкание фирм, выходящих на мировой уровень

Международная архивная организация оказывала влияние на развитие бизнес-архивов.

В 1984 году вышел справочник по архивам международных организаций. Американская традиция бизнес-архивоведения, теория и методика ведения текущих архивов отделена от организации исторических архивов

В 1983 году разработаны первые методологические директивы в области составления путеводителей по национальным архивам. В них было зафиксировано: весь массив ретроспективной документации предприятия разбивается на несколько больших групп: переписка, юридические документы, личные дела служащих, производственные материалы.

Американская традиция бизнес-историков:

1978-Возникает Комитет по архивам предприятий.

1983 – Международный Комитет по бизнес-архивам

1992 – создана секция по бизнес и трудовым архивам на международном конгрессе архивистов

Середина 90-х международная ассоциация по архивам выпускает руководство «Управление бизнес-документацией». Оно определяет методику работы с бизнес-документацией. Инструмент описания – архивная опись. Материалы описывают по функциональному, тематическому, системному принципу. 14 основных видов предприятий, сведения о которых должны откладываться (Кристина Улфспарре):

1 управление (информация об основателях предприятия, ответственных за принятие правовых и коммерческих решений)

2 политика компании (сведения об официальной политике фирмы, об этапах ее изменений, о внутренних административных изменений управления)

3 Организация основных отраслей производства областей деятельности предприятия (само производство)

4 финансы (сведения о капитале, акционерах, финансах, инвестировании)

5 значимые события (юбилеи, выставки, кризисные ситуации)

6 внешняя, внутренняя, текущая сферы институализации фирмы (создание конвейера)

7 продажа (ценовая политика, коммерческая деятельность организации)

8 кооперация фирмы (контракты, лицензии, патенты, договоры)

9 выпуск продукции (вспомогательное, основное производство, оборудование)

10 реклама

11 периодическая печатная продукция (статьи о фирме, акциях, монографические исследования)

12 комиссии и комитеты (материалы о структуре, задачи, обязанности комиссии)

13 помещения и здания

14 разное (о смене названия, учредителей, фотографии)

«Архивы предприятий» - практические советы по организации. Издатель – Гуарэн-Брот. На конкретные виды документов – какие отнести к историческим источникам, какие нет.

На любой фирме должно быть 3 вида архива: текущие (создаются либо в каждом подразделении фирмы, либо в специальном отделе, собирающие документы оперативного практического хранения); промежуточное хранилище – архив комплектуется незавершенными делами и завершенными, которые еще могут понадобиться; исторический.

Документы должны систематизироваться с учетом их происхождения, вида, функций, назначения.

Типичный архив фирмы – организованный по определенным правилам ретро-массив документов, образующихся в деятельности различных подразделений компании, из документации, поступившей на фирму извне.

Система хранения и отбора источников может быть централизованной и децентрализованной.

При децентрализованной системе хранятся: архив бухгалтерии (балансы, счета, отчеты)4 архив кадровой службы; архив научно-производственного подразделения; архив патентной службы; архив общего отдела (распоряжения, приказы, внутренняя переписка; архив маркетинговых исследований; архив менеджмента и информационного обеспечения.

При централизованной системе – материалы научно-практического и исторического значения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: