Макроуровень: создаются документы, необходимые для анализа структуры и динамики экономической системы в целом.
Мировой уровень: 2 подуровня:
-деятельность международных экономических организаций
-постепенное смыкание фирм, выходящих на мировой уровень
Международная архивная организация оказывала влияние на развитие бизнес-архивов.
В 1984 году вышел справочник по архивам международных организаций. Американская традиция бизнес-архивоведения, теория и методика ведения текущих архивов отделена от организации исторических архивов
В 1983 году разработаны первые методологические директивы в области составления путеводителей по национальным архивам. В них было зафиксировано: весь массив ретроспективной документации предприятия разбивается на несколько больших групп: переписка, юридические документы, личные дела служащих, производственные материалы.
Американская традиция бизнес-историков:
1978-Возникает Комитет по архивам предприятий.
1983 – Международный Комитет по бизнес-архивам
|
|
1992 – создана секция по бизнес и трудовым архивам на международном конгрессе архивистов
Середина 90-х международная ассоциация по архивам выпускает руководство «Управление бизнес-документацией». Оно определяет методику работы с бизнес-документацией. Инструмент описания – архивная опись. Материалы описывают по функциональному, тематическому, системному принципу. 14 основных видов предприятий, сведения о которых должны откладываться (Кристина Улфспарре):
1 управление (информация об основателях предприятия, ответственных за принятие правовых и коммерческих решений)
2 политика компании (сведения об официальной политике фирмы, об этапах ее изменений, о внутренних административных изменений управления)
3 Организация основных отраслей производства областей деятельности предприятия (само производство)
4 финансы (сведения о капитале, акционерах, финансах, инвестировании)
5 значимые события (юбилеи, выставки, кризисные ситуации)
6 внешняя, внутренняя, текущая сферы институализации фирмы (создание конвейера)
7 продажа (ценовая политика, коммерческая деятельность организации)
8 кооперация фирмы (контракты, лицензии, патенты, договоры)
9 выпуск продукции (вспомогательное, основное производство, оборудование)
10 реклама
11 периодическая печатная продукция (статьи о фирме, акциях, монографические исследования)
12 комиссии и комитеты (материалы о структуре, задачи, обязанности комиссии)
13 помещения и здания
14 разное (о смене названия, учредителей, фотографии)
«Архивы предприятий» - практические советы по организации. Издатель – Гуарэн-Брот. На конкретные виды документов – какие отнести к историческим источникам, какие нет.
|
|
На любой фирме должно быть 3 вида архива: текущие (создаются либо в каждом подразделении фирмы, либо в специальном отделе, собирающие документы оперативного практического хранения); промежуточное хранилище – архив комплектуется незавершенными делами и завершенными, которые еще могут понадобиться; исторический.
Документы должны систематизироваться с учетом их происхождения, вида, функций, назначения.
Типичный архив фирмы – организованный по определенным правилам ретро-массив документов, образующихся в деятельности различных подразделений компании, из документации, поступившей на фирму извне.
Система хранения и отбора источников может быть централизованной и децентрализованной.
При децентрализованной системе хранятся: архив бухгалтерии (балансы, счета, отчеты)4 архив кадровой службы; архив научно-производственного подразделения; архив патентной службы; архив общего отдела (распоряжения, приказы, внутренняя переписка; архив маркетинговых исследований; архив менеджмента и информационного обеспечения.
При централизованной системе – материалы научно-практического и исторического значения.