Степень разработанности темы

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

 

Топонен Анастасия Андреевна

 

Принципы форматного телевидения в производстве шоу на YouTube

Курсовая работа по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации

 

студента 3 курса, группы БМД151 образовательной программы бакалавриата
Медиакоммуникации

 

Руководитель курсовой работы
преп. Тарасенко А.С.

 

Москва – 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЕФОРМАТОВ И ВИДЕОХОСТИНГОВЫХ ПЛАТФОРМ.. 9

§1.1 Понятие «телевизионный формат» и его основные элементы в системе научных концепций. 9

§1.2. Понятия зрелища, спектакля и шоу. Аттракционы, применяемые для создания зрелища. 14

§1.3. YouTube как платформа для User-Generated контента. Основные признаки платформы и отличия от традиционных медиа. 20

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ФОРМАТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ YOUTUBE-ФОРМАТОВ.. 29

§2.1. Основные форматные элементы шоу на платформе YouTube в контексте теории телеформатов. 29

§2.2. Особенности формирования целевой аудитории YouTube-форматов и применение программирования в условиях отложенного просмотра. 32

§2.3. Особенности тематики, тематические предпочтения и ограничения YouTube-шоу в контексте теории телеформатов. 35

§2.4. Особенности выбора форматных героев YouTube-шоу в контексте теории телеформатов. 37

§2.5. Роль структуры формата в производстве YouTube-форматов. 41

§2.6. Драматургические конструкции и роль форматной драматургии в производстве YouTube-форматов. 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 53

 





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Сейчас данная работа представляет интерес по нескольким причинам. Во-первых, наблюдается тенденция роста интернет аудитории и снижение доли россиян, смотрящих телевизор. по данным ВЦИОМ как часть своего досуга в 2017 году телевидение назвали лишь 29 процентов россиян против 63 процентов в 2010 году[1]. Причем если отдельно рассмотреть различные группы, то можно отметить, что в своем большинстве аудиторию телевидения составляют люди пенсионного возраста (56%), среди молодежи же аудитория, называющая телевидение частью своего досуга в 2017 году. составила всего 8 процентов. В то же время досуговая роль интернета возрастает - с 5% в 2005 г. до 21% в 2017 г. Причем среди россиян в возрасте 18-24 лет эта доля сегодня составляет 44 процента. Оставаясь главным источником информации по мнению россиян, телевидение в последние три года снижает позиции и в этой сфере - если в 2015 году таковым его считали 62 процента россиян, то в 2017 году эта цифра снизилась до 52 процентов. В то же время по данным ВЦИОМ за последние 3 года доля тех, кто использует интернет для получения информации о событиях в стране и мире, возросла на 10 процентов (с 22% в 2015 г. до 32% в 2017 г.). Среди молодежи (18-24 года) интернет является главным источником информации для 65 процентов респондентов[2]. С 2011 года количество ежедневных пользователей интернета среди россиян выросло вдвое (с 28% до 56% в 1 квартале 2017 г.), а число тех, кто не использует интернет вообще также почти вдвое сократилось (с 48% до 25%)[3].

В данный момент по данным Mediascope на ноябрь 2017 года в городах России численностью более 100 000 человек YouTube является третьим по ежемесячной посещаемости интернет-проектом с численностью аудитории в 38 миллионов человек[4]. Ежедневно YouTube в среднем смотрят 15 миллионов россиян, проживающих в городах 100 000+. В среднем в день пользователи Youtube в России на десктопных устройствах посещают около 36 страниц, а за месяц эта цифра достигает 370 страниц[5]. По данным Mediascope больше страниц как ежемесячно, так и ежедневно пользователи стационарных компьютеров и ноутбуков посещают только в социальной сети ВКонтакте.

В 2016-2017 году в российском сегменте YouTube появилась тенденция к появлению контента, созданного профессиональными студиями или крупными объединениями блоггеров, начинавших свою деятельность на YouTube по отдельности (как, например, канал “КликКлак”). При этом контент, производимый профессиональными компаниями, быстро набирает популярность среди пользователей сервиса в России - так, по данным за первое полугодие 2017 года самым быстрорастущим каналом российского сегмента YouTube по данным Российского Исследовательского Агентства Блогеров[6] (РИАБ) был признан канал “Druzko-Show”, рост которого с момента регистрации канала 22 апреля 2017 года до 31 июля 2017 года составил 1404%. Рост канала главного редактора портала Sports.ru Юрия Дудя за первое полугодие 2017 года составил 16276% с 7780 до 1273358 подписчиков. На данный момент аудитория канала Druzko-Show составляет 2779418 подписчиков (39 место по количеству подписчиков среди всех российских каналов)[7], аудитория канала “ВДудь” составляет 2409788 подписчиков (58 место).

Степень разработанности темы.

Для того, чтобы охарактеризовать степень разработанности темы выделим три блока исследования: телевизионный формат, шоу как зрелище и YouTube как платформа для просмотра видео.

Так, понятие «телевизионный формат» и его особенности рассматривались в исследованиях С. Вэйсборда[8], А. Г. Качкаевой[9], Г.В. Лазутиной[10], О.Р. Лащук[11], А. Морана[12], Дж. Чэллаби[13]

Исследованием шоу как зрелища занимались Г. Дебор[14], Д. Келнер[15], Дж. Кинг[16], А.И. Липков[17], А.А. Новикова[18],[19].

Видеохостинговые платформы, транслирующие преимущественно UGC, все чаще становится предметом изучения как в зарубежной, так и в российской академической среде. Так, YouTube как платформа для просмотра и трансляции видео рассматривается в работах Ж. Ван Дайк[20], В.А. Константинюк[21], А.С. Сумской[22], С. Трипп[23], Л. Хильдербранда[24], А. Юхас[25].

Степень разработанности темы высокая. Телевизионные форматы и форматные особенности изучаются уже достаточно давно, также представлено множество маркетинговых исследований, посвященных YouTube и схожим платформам, в особенности методам продвижения на данных платформах и их культурной значимости для общества. В то же время процесс преемственности телевизионных приемов контентмейкерами Youtube до сих пор не изучается, хотя смежные области изучены хорошо. При этом необходимо отметить, что как таковые, приемы, используемые в производстве шоу для YouTube не изучаются научным сообществом, но представляют интерес как профессиональных кругах, так и для обывателей, так как порог входа в индустрию производства видеоконтента на YouTube намного ниже, чем, например, в телеиндустрию. Данное исследование претендует на новизну и полезность. Раскрытию поставленной темы и посвящена данная работа

Объект исследования. YouTube-форматы

Предмет исследования. Принципы форматного телевидения в производстве YouTube-форматов

Цель. Выявить особенности применения принципов производства телеформатов в производстве YouTube-форматов

Задачи.

● Определить понятие «телевизионный формат» и его основные элементы

● Выделить основные признаки шоу и аттракционы, применяемые для создания зрелища

● Определить понятие “видеохостинг типа YouTube”, выделить его основные признаки и особенности

● Сформулировать определение YouTube-формата и его характерные отличия от телеформата

● Выделить особенности ЦА в производстве YouTube-форматов

● Выделить основную тематику YouTube-форматов

● Типологизировать и выделить роль форматных героев в производстве YouTube-форматов

● Выделить роль структуры формата в производстве YouTube-форматов

● Выделить роль форматной драматургии в производстве YouTube-форматов

Методы. Синтез, структурный анализ, типологический анализ, драматургический анализ, функциональный анализ, анализ контента, сравнительный анализ, жанровый анализ, драматургический анализ, периодизация.

Гипотеза. В основе производства популярных YouTube-форматов русскоязычного сегмента YouTube лежат принципы производства телевизионного контента, с особенностями, характерными для хоумкастинговых платформ.

Хронологические и географические рамки исследования. 2017-2018 год, русскоязычный сегмент YouTube. Данный период был выбран в связи с ростом интереса широкой общественности и медиа к видеоблогерам, а также тем, что большинство исследуемых видеоблогов появились в данный период времени.

Эмпирическая база. В качестве эмпирической базы исследования мною были отобраны 5 различных по своей тематике и методам производства шоу на YouTube, создаваемые профессиональными командами. На каждом из выбранных каналов были отобраны 5 самых популярных видео. Так в эмпирическую базу вошли шоу “вДудь” (выпуски с FACE, Гнойным, К. Собчак, А. Навальным и BadComedian), “Druzko-Show”(выпуски 1-5), “Big Russian Boss Show” (выпуски №22, 8, 6, 34, 18), “Узнать за 10 секунд” (выпуски с FACE, Время и Стекло, Lil Peep, ЛСП, SEREBRO), “Дай леща” (Сезон 4).

Научная новизна. В ходе исследования установлена связь между приемами производства телеконтента и создания шоу для онлайн видеоплатформ (на примере YouTube), сформулировано определение YouTube-формата и его характерные особенности.

Практическая значимость. Работа значима для рекламных менеджеров и агентов при подборе релевантных заказов для необходимых целевых аудиторий, а также креативным продюсерам шоу и самостоятельным блогерам при поиске и девелопменте концепций новых проектов на YouTube.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: