Драматургические конструкции и роль форматной драматургии в производстве YouTube-форматов

Как и в случае с телеформатами, для YouTube-форматов крайне важно удержать внимание зрителя на протяжении всей длительности ролика. Драматургия формата создается для такого удержания зрителя и связи между структурными блоками шоу. Таким образом, драматургия выступает как расчет динамичной аудиовизуальной конструкции, пригодной для многократного использования.

На примерах двух шоу из эмпирической базы рассмотрим драматургические конструкции и приемы удержания аудитории в двух принципиально разных жанрах – игре («Дай леща») и интервью («вДудь»).

Драматургической основой шоу «Дай леща» является конфликт, изначально заявленный в шоу, и саспенс – ожидание развязки. Так как формат подразумевает под собой соревнование двух противоборствующих сторон (или, если обратиться к типовым сюжетам Акимова, - «Троянскую войну»), основной интригой каждого выпуска является вопрос, кто выиграет в шоу. Эта интрига во многом распространяется на весь сезон, когда в первой же серии ведущий задается вопросом, кому же достанется чемпионский пояс.

Интрига распространяется и на каждый отдельный выпуск, с той лишь оговоркой, что в отборочных баттлах, интригой является то, какой из участников пройдет в полуфинал, в полуфиналах – в финал, и только в финале зрителю дается ответ на этот вопрос. Впрочем, интрига поддерживается и в каждом отдельном выпуске не только за счет вопроса о победителе выпуска, но и более мелких вопросов о том, кто победит в каждом конкретном раунде.

Помимо конфликта и интриги можно выделить еще несколько ключевых драматургических составляющих программы: движение героя, импровизационность; сюжетные повороты; экранное время; аттракцион; эквифинальность.

Движение героя. Так как в шоу представлен не один, а два противоборствующих главных героя, их движение в сюжетной канве будет непосредственно связано. Так, если один из героев выигрывает первый раунд, от нулевой точки он движется вверх, а его соперник вниз. При обратном стечении обстоятельств, исход будет диаметрально противоположным. Драматургия строится таким образом, что вынуждает зрителя среди равнозначных героев выбрать своего фаворита, тем самым сделав второго участника его антагонистом, что обеспечивает переживание зрителя за судьбу героя.

Импровизационность. «Легкость, импровизационность, с одной стороны, и жесткие правила — с другой. Это первый закон игры»[80]. Раунды участников не срежессированы, а во многом являются импровизацией и работой на реакцию соперника. Игроков ограничивают правила – временные и пространственные рамки, необходимость сдерживать свою реакцию, но при этом они имеют полную свободу действия в установленных рамках. Кроме того, наиболее важной частью данного шоу является непосредственно импровизационность реакции соперника на раунд участника. Если бы участники не действовали по собственной воле, игра не имела бы смысла.

  Сюжетные повороты. Частью правил шоу является понятие «внезапный лещ», которое представляет собой неожиданный поворот в шоу. Когда ведущий произносит данную фразу, игрок должен, опередив соперника, дотронуться до своего носа и сказать «чур не мне». Победитель получает дополнительное очко и возможность ударить проигравшего по лицу. Также сюжетным поворотом выступает контратака, которую игрок может начать во время раунда соперника, заставляя его рассмеяться на собственном ходу. Эти сюжетные повороты можно считать аттракционами, связанными с формульным жанром состязания – неожиданностью и риском.

  Экранное время. Таймер как ограничитель раунда придает динамику сюжетному повествованию. Введение лимита на ход придало наглядную остроту течению экранного времени, визуализированного для игроков в виде настольных часов, а для зрителей – счетчика на экране, отсчитывающего последние 10 секунд раунда.

Аттракционы. Каждый раунд сам по себе представляет собой законченное повествование о противостоянии. В нем присутствуют все признаки зрелища, обладающего завораживающей выразительностью, от которого зритель не в состоянии отвести глаз. У отдельного раунда есть своя завязка – карточка с шуткой, кульминация – смех соперника или звук таймера, и развязка – удар по щеке ладонью. Острая зрелищность раунда превращает его в особый экранный прием, аттракцион.

Эквифинальность. Пощечина за смех или его отсутствие в раунде является своеобразным символом завершенности повествования. Этим достигается законченность эпизода в понимании аудитории. И именно для ощущения полной завершенности в правила шоу было введено понятия «перелещ», сопровождающее неудовлетворительное исполнение наказания. Если пощечина была дана слабо или соперник увернулся, ведущий в праве назначить «перелещ», который получит не только проигравший в раунде, но и победитель, который не смог ударить так, чтобы завершить повествование для публики.

Таким образом в игровом формате основой драматургии выступает конфликт, для поддержки которого используются различные драматургические конструкции.

Несколько по-другому устроена драматургия разговорного формата. Драматургия шоу «вДудь» связана непосредственно с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы, что во многом определяется в зависимости от гостя программы.

Данный формат нам хотелось бы рассмотреть с точки зрения суггестологического подхода Ю.Н. Арабова[81], который тесно связан с внушением, с опорой на зрительскую интуицию. Согласно этому подходу, зрителя движут по траектории развития зрелища три силы: узнавание, доверие и субординация. Рассмотрим их на примере шоу «вДудь»:

Узнавание. При первом просмотре шоу у зрителя должен сработать механизм узнавания – то есть он должен почувствовать в данном формате другой формат, хорошо знакомый ему. Шоу Юрия Дудя не случайно часто сравнивают с телепрограммой «Познер», формат интервью которого знаком многим жителям России. Таким образом, зритель, изначально видя перед собой журналиста и его известного гостя, узнает в нем формат откровенного интервью на важные для общества темы.

Доверие. Зритель привязывается к герою на экране как к своему другу, проникается к нему расположением, при помощи прежде всего эмпатии (герой – такой же простой человек, как и я). Выбор узнаваемого героя или по крайней мере создание ощущения узнаваемости формируют доверие на первом этапе, а затем, за счет личных вопросов интервьюер должен пытаться углубить эту связь между героем и зрителем, выступая посредником в формировании эмпатии к герою. Для интервьюера важно вывести разговор на «тайну исповеди», которую должен разделить с героем зритель. Такой тайной может быть, например, болезнь, порок, любая личная проблема, открытие которой рождает нить соучастия (пусть и мнимого) между героем и зрителем[82].

Субординация. Зритель должен оставаться зрителем, а автор автором, позволяя узнавать происходящее на экране, но не предугадывать мелкие элементы разговора. Это связано прежде всего с импровизированностью форматов, не позволяющих зрителю решать, что он услышит в следующую секунду, а скорее выполняя роль проводника по структуре формата. Этот пункт наиболее отличителен для YouTube-форматов в сравнении с телеформатами, так как сервис подразумевает постоянную обратную связь между создателем и зрителем. Зритель в комментариях может указывать на то, что в формате хорошо или плохо, но его отдельное мнение не должно ставиться выше идей авторов – зритель должен понимать субординацию в данной ситуации – создатель производит контент, а аудитория его потребляет.

В данном случае драматургическая конструкция понимается как модель ожидаемых реакций аудитории на ход программы.

Таким образом, можно сделать вывод, что драматургия YouTube-шоу во многом строится по законам, присущим телевизионной драматургии. При этом зачастую ее значение уменьшается в связи с невысокой продолжительностью многих роликов, а также отсутствием необходимости удерживать зрителя перед экраном на период рекламы, так как та является непосредственной структурной единицей, связанной с общей драматургией формата.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к заключению, что во многом YouTube-форматы в производстве подчиняются тем же законам, что и телеформаты. Впрочем, некоторые элементы форматов имеют существенные отличия из-за различий в дистрибуции и монетизации контента между телевидением и хоумкастинговыми сервисами.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы выполнить цель работы - выявить особенности применения принципов производства телеформатов в производстве YouTube-форматов, нами был выполнен ряд задач, которые можно разделить на теоретические и практические. В теоретической части данной работы были выполнены следующие задачи:

- Определить понятие «телевизионный формат» и его основные элементы

В ходе рассмотрения телеформата с точки зрения экономико-индустриального и творческого подходов к пониманию данного термина было установлено, что в данной работе телеформат определяется как совокупность технических, смысловых и творческих характеристик отдельно взятой телевизионной единицы, а также то, что неотъемлемыми характеристиками современного телеформата являются нарративность, транснациональность, адаптируемость, стремление к переформатированию и гибридность. Были выделены основные элементы формата: целевая аудитория; структура; тематика и жанр; герои; драматургия; упаковка; производство; штатное расписание; документы; бюджет;

- Выделить основные признаки шоу и аттракционы, применяемые для создания зрелища

Спектакль и шоу являются разного рода зрелищами. Основными характеристиками шоу являются гибридизация, театрализация и зрелищная репрезентация событий. Основные формы шоу - игра, содержащая в себе элементы смехового начала и дискуссия (в чистом виде встречается крайне редко). Основным методом создания образа реальности в телешоу является монтаж аттракционов, характерных для тех или иных формульных жанров;

- Определить понятие “видеохостинг типа YouTube”, выделить его основные признаки и особенности

YouTube понимается не как медиа-компания, и не просто платформа для пользовательского контента. YouTube (как компания и веб-сайт инфраструктуры, которую он обеспечивает) выступает в роли координационного механизма между индивидуальной и коллективной творческой деятельностью и производством смыслов; а также в качестве посредника между различными конкурирующими промышленно-ориентированными дискурсами, идеологиями и различными аудиториями, пользователями-специалистами и непрофессионалами. В данной работе контент на YouTube рассматривается как стремящийся в сторону программной завершенности и серийного потребления. Его основными особенностями являются возможность отложенного просмотра и наличие непосредственной обратной связи.

Практическая глава курсовой работы решала следующие задачи:

- Сформулировать определение YouTube-формата и его характерные отличия от телеформата

Под «YouTube-форматом» понимается совокупность элементов, делающих выпускаемый на регулярной основе YouTube-контент похожим на себя от видео к видео и не похожим на другой YouTube контент по аналогии с телеформатом. Рассмотрение YouTube-форматов в сравнении с телеформатами имеет несколько принципиальных отличий в их элементах, а также усложняется отсутствием регулирования авторских и смежных прав на форматные особенности контента, что приводит к появлению большого количества шоу, дублирующих формат популярного контента;

- Выделить особенности ЦА в производстве YouTube-форматов

Аудитория YouTube-форматов в целом сходна с основной аудиторией ресурса. При этом это не только подростки, но и в своем большинстве молодежь до 35 лет. Во многом привлечение более взрослой аудитории возможно при усложнении контента форматов;

- Выделить основную тематику YouTube-форматов

     В основе тематики YouTube-форматов лежат наиболее популярные в молодежной среде темы, такие как популярная музыка (прежде всего – русский рэп), интернет и YouTube, реже - политика. Отход от данных тем ведет к снижению числа просмотров на роликах, а актуальность выбранных тем может стать основой успеха шоу;

- Типологизировать и выделить роль форматных героев в производстве YouTube-форматов

YouTube-форматы имеют особенные типажи форматных героев (YouTube-звезда, звезда музыки, «человек-мем», «неформатный» форматный герой), которые подбираются в соответствии с тематикой шоу, его аудиторией, а также с актуальной повесткой дня. В то же время такая особенность хоумкастинговых сервисов, как возможность отложенного просмотра позволяет говорить о возможности повторного просмотра в связи с событиями, непосредственно связанными с героями форматов;

- Выделить роль структуры формата в производстве шоу на YouTube

Как и в работе с телеформатом, YouTube-формат подразумевает составную структуру, формируемую из нескольких отличных тематически, драматургически или визуально блоков. В то же время отсутствие установленного хронометража и различные возможности внедрения рекламы приводят к различиям в структуре даже внутри одного YouTube-формата. И хотя некоторые структурные законы создатели формата стараются поддерживать, структура большинства YouTube-шоу крайне нестабильна;

- Выделить роль форматной драматургии в производстве YouTube-форматов

Драматургия YouTube-шоу во многом строится по законам, присущим телевизионной драматургии. При этом, как и в случае со структурой формата, зачастую ее роль нивелируется в связи с невысокой продолжительностью многих роликов и отсутствием установленного постоянного хронометража роликов, а также отсутствием необходимости удерживать зрителя перед экраном на период рекламы, так как та является непосредственной структурной единицей, связанной с общей драматургией формата.

     Таким образом можно сделать вывод, что цель работы, состоящая в выявлении особенностей применения принципов производства телеформатов в производстве YouTube-форматов, была выполнена. Выделенные особенности, такие как ограниченность целевой аудитории, молодежная тематика, отсутствие установленного хронометража, нестабильность структуры и драматургии, возможность отложенного просмотра, подтверждают нашу гипотезу о том, что в основе производства популярных YouTube-форматов русскоязычного сегмента YouTube лежат принципы производства телевизионного контента, с особенностями, характерными для хоумкастинговых платформ. Нельзя утверждать, что названный выше список особенностей производства YouTube-форматов конечен, но в той или иной степени данные особенности являются характерными для большинства YouTube-форматов, и должны учитываться при производстве нового профессионального контента для платформы.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: