Молния - это видимый электрический разряд в виде искривленных линий, продолжающихся в общей сложности 0,5 - 0,6 сек.
Линейные молнии образуются наиболее часто, длина их обычно 2-3 км.
Плоская молния - разряд, охватывающий значительную часть облака и состояний из светящихся тихих разрядов, длительность около 1 сек.
Шаровая молния ярко светящийся шар белого или красноватого
цвета с оранжевым оттенком и диаметром в среднем 10-20 см. Появляется после разряда линейной молнии; перемещается в воздухе медленно и бесшумно, может проникать внутрь зданий, ВС во время полета. Часто, не причинив вреда, она незаметно уходит, но иногда взрывается с оглушительным треском. Явление может доиться от нескольких секунд до нескольких минут. Разряд молнии в ВС может привести к разгерметизации кабины, пожару, ослеплению экипажа, разрушению обшивки, отдельных деталей и радиотехнических средств.
Гром вызывается нагреванием и, следовательно, расширением воздуха вдоль пути молнии. Гром обычно слышен на расстоянии 15-20 км.
Град - это осадки, выпадающие из грозового облака в виде шарообраэного льда. Град обнаруживается не только под облаком, но может повредить ВС и на больших высотах (до высоты 13700 м и до 15-20 км от грозы).
Град может нанести повреждения ВС: разбить стекла пилотской кабины, разрушить обтекатель локатора, пробить или сделать вмятины на обшивке, повредить переднюю кромку крыльев, стабилизатор, антенны.
Сильный ливневой дождь резко ухудшает видимость до значении менее 1000 м, может вызвать выключение двигателей, ухудшает аэродинамические качества ВС и может, в некоторых случаях без какого-либо сдвига ветра уменьшить подъемную силу при заходе на посадку или на взлете на 30%.
Шквал - резкое усиление (более 15м/с) ветра в течение нескольких минут, сопровождающееся изменением его направления. Скорость ветра при шквале нередко превышает 20 м/с, достигая 30, а иногда 40 м/с и более. Зона шквалов распространяется до 10 км вокруг грозового облака, а если это очень мощные грозовые очаги, то в передней части ширина зоны шквалов может достигать 30 км. Завихрения пыли у поверхности земли в районе кучево-дождевого облака являются визуальным признаком «фронта воздушных порывов» (шквалов).
|
|
Шкваловый ворот - вихрь с горизонтальной осью в передней части грозового облака. Это темный, нависший, крутящийся облачный вал за 1-2 км до сплошной завесы дождя. Обычно вихрь движется на высоте 500 м, иногда опускается до 50 м. После его прохождения образуется шквал; может быть значительное понижение температуры воздуха и рост давления, вызванные распространением воздуха, охлажденного осадками.
Шкваловый ворот ВС рекомендуется обходить на расстоянии 15 км от боковых границ кучево-дождевого облака.
Смерч - вертикальный вихрь, опускающийся из грозового облака до земли. Смерч имеет вид темного облачного столба диаметром в несколько десятков метров. Скорости ветра в смерче достигают 50 – 100 м/сек при сильной восходящей составляющей. Снижение давления внутри смерча может составлять 40-100 мб. Смерчи могут вызывать катастрофические разрушения, иногда с человеческими жертвами. Обход смерча должен производиться на удалении не менее 30 км.
Турбулентность вблизи грозовых облаков имеет ряд особенностей. Она становится повышенной уже на расстоянии, равном диаметру грозового облака, причем, чем ближе к облаку, тем больше интенсивность. По мере развития кучево-дождевого облака зона турбулентности увеличивается, наибольшая интенсивность наблюдается в тыловой части. Даже после того, как облако полностью разрушилось, участок атмосферы, где оно находилось, остается более возмущенным, то есть, турбулентные зоны живут дольше, чем облака, с которыми они связаны.
|
|
Условия аэронавигации в зоне грозовой деятельности.
Грозы являются опасными явлениями погоды для авиации. Опасность полетов в условиях грозовой деятельности связана с сильной турбулентностью воздуха и возможностью попадания молнии в ВС, что может вызвать его повреждение, поражение экипажа и вывод из строя оборудования.
Наиболее опасными являются фронтальные грозы, которые охватывают большие пространства и перемещаются с большой скоростью. Внутримассовые грозы занимают меньше пространства и их легче обходить.
Аэронавигация в зоне грозовой деятельности характеризуется следующими условиями:
1. Возможностью удара молнии в ВС, что может вызвать опасную ситуацию.
2. Сильной болтанкой, вызываемой большой турбулентностью воздуха, затрудняющей управление ВС и выдерживание заданного режима полета. Вертикальные потоки воздуха иногда достигают 20—25 м/сек.Броски ВС в зоне грозовой деятельности подчас превышают несколько сот метров и могут вызвать разрушающие перегрузки и привести к потере управляемости и срывам.
3. Уменьшением точности определения навигационных элементов ввиду наличия интенсивной турбулентности воздуха.
4. Ограниченной возможностью использования средств радиосвязи и
радиокомпаса для воздушной навигации, так как во избежание удара ВС молнией при полете в зоне грозовой деятельности необходимо выключать средства радиосвязи. Радиокомпас из-за наличия, электрических разрядов дает показания с большими ошибками.
Особенности штурманской подготовки к полету в условиях грозовой деятельности.
При подготовке к полету в условиях грозовой деятельности по маршруту экипаж обязан:
1. Тщательно изучить метеорологическую обстановку по трассе и
прилегающим к ней районам и выяснить наличие по маршруту полета атмосферных фронтов, кучевой и особенно мощно-кучевой и кучево-дождевой облачности, ее расположение и пути перемещения, высоту нижней и верхней границ; возможность интенсивной болтанки, наличие или возможность появления осадков и новых очагов гроз; характер грозовой деятельности, фактические условия погоды по маршруту полета и на запасных аэродромах за последний срок наблюдения по данным метеостанций.
2. Определить надежные средства аэронавигации, которыми необходимо пользоваться в случае ухудшения работы радиотехнических средств и прекращения двусторонней радиосвязи.
3. Наметить порядок обхода грозы с учетом возможностей технических средств аэронавигации и требований ФАП.
4. Наметить способы восстановления ориентировки по этапам маршрута и порядок выхода на запасные аэродромы.
|
|
5. Определить необходимый на полет запас топлива с учетом
дополнительной потребности для обхода гроз.
6. Выбрать высоту полета (эшелона) с таким расчетом, чтобы избежать полета в грозовых облаках.
7. Наметить порядок набора заданного эшелона, исключающий возможность попадания ВС в мощно-кучевую и кучево-дождевую облачность с интенсивной турбулентностью.
8. Проверить исправность подогрева приемников воздушных давлений и противообледенительной системы (ПОС).
Особенности выполнения полета в условиях грозовой деятельности. Грозовая деятельность в полете обнаруживается визуально или с помощью бортового радиолокатора. В ночное время она видна за несколько десятков километров по зарницам. В дневном полете при отсутствии сплошного покрова других облаков грозовая деятельность наблюдается с расстояния 100—200 кмв виде сплошной стены облаков у горизонта с более темными полосами выпадающих осадков и по сверканию молний.
При полете в облаках о приближении ВС к району грозовой деятельности можно судить по усиливающемуся треску в наушниках, а о непосредственной близости к грозовым очагам — по резким вздрагиваниям ВС. Выполнение полета в зоне грозовой деятельности имеет некоторые особенности, поэтому необходимо:
1. Сообщить об этом диспетчеру РДС и в дальнейшем все свои действия согласовывать с диспетчерской службой, руководящей полетом.
2. Непрерывно вести наблюдения по бортовому радиолокатору, а при его отсутствии визуально за очагами грозовой деятельности и не допускать попадания в них ВС.
3. При необходимости выключить радиосредства.
4. Записывать в бортовом журнале всякое изменение высоты и
направления полета.
5. Непрерывно вести прокладку пути на карте и возможно чаще
определять место ВС.
При подходе к зоне грозовой деятельности экипаж оценивает возможность пролета через эту зону и докладывает об условиях полета диспетчеру. Если невозможно выполнить безопасный пролет через зону грозовой деятельности, то экипаж, учитывая обстановку, намечает порядок обхода очагов грозовой деятельности, а при невозможности обхода принимает решение о полете на запасный аэродром.
|
|
При обходе гроз необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. На ВС, не имеющих БРЛС, мощно-кучевые и кучево-дождевые облака, а также облака, примыкающие к грозовым очагам, разрешается обходить только визуально, на расстоянии не ближе 10 км, между очагами должно быть не менее 30 км..
2. Обход грозовых очагов, как правило, должен выполняться в
направлении понижения рельефа местности.
3. На ВС, имеющих бортовой радиолокатор, разрешается обходить видимые на индикаторе грозовые и ливневые очаги как визуально, так и по приборам (в облаках) на заданной высоте при удалении от них не менее 15 км.
_____КУ ___________3
______|______▼ ____ 4
____ Sб-?____ S ____ 5
Определение расстояния до грозового очага по БРЛС (ключ).
4. Пересечение фронтальной облачности разрешается только в том месте, где расстояние между отдельными грозовыми очагами, изображенными на экране радиолокатора, составляет не менее 50 км.
6. Если обойти грозовые и ливневые очаги на заданной высоте
невозможно, разрешается по согласованию с диспетчером полет с превышением не менее 500 мнад верхней границей облаков.
где УП – угол подьема антенны БРЛС. Нгр = Нэш + ΔНгр
_____УП _____________3
______|________▼ ____ 4
____ ΔНгр-?____ S ____ 5
Определение высоты грозового очага по БРЛС (ключ).