Обледенение - отложение льда на различных частях воздушного судна (слабое - при отложении льда на передней кромке крыла до 0,5 мм/мин., умеренное - от 0,5 до 1 мм/мин., сильное - более 1 мм/мин.).
Обледенение ВС в большинстве случаев происходит в воздушной среде, содержащей капли переохлажденной воды, в основном в кучевых или слоистых облаках, в условиях тумана, мороси, дождя, мокрого снега при отрицательном или околонулевой температуре наружного воздуха. Наибольшая вероятность обледенения существует в условиях повышенной влажности воздуха на малых высотах в диапазоне температур от 0 до —20 °С и в особенности от —5 до —10 °С. Однако входные устройства авиационных двигателей могут подвергаться обледенению и при положительных температурах наружного воздуха (приблизительно до +5 °С) — вследствие адиабатического расширения воздуха во входном устройстве влага конденсируется на его стенках и в последующем замерзает. Особенно быстрое и сильное обледенение наблюдается во фронтальных инверсиях, когда при подъеме теплого воздуха над слоем холодного (теплый фронт) возникает «замерзающий дождь».
|
|
При полете в условиях обледенения лед образуется на всех лобовых частях вертолета: несущем и рулевом винтах, остеклении фонарей кабин, датчиках приборов, воздухозаборниках двигателей, антеннах. Это приводит к увеличению полетной массы, существенному ухудшению аэродинамических характеристик и летных качеств, возможности помпажа, повреждения и самовыключения двигателей, ухудшению обзора, радиосвязи и точности радионавигации.
Особенности и последствия обледенения винтов:
- лопасти НВ обледеневают значительно интенсивнее фюзеляжа, ибо проходят при вращении в 3...5 раз большее расстояние в пеpeoxлaждeнной воздушной среде. Поэтому не следует судить о степени обледенения НВ по толщине слоя льда на остеклении кабины. В результате этого возрастает уровень и изменяется частотный спектр вибраций конструкции, уменьшается скороподъемность и максимальная скорость полета, ухудшаются устойчивость, управляемость и маневренность вертолета;
- при полете с выключенной противообледенительной системой (ПОС) лопастей и температуре влажного воздуха ниже —10 °С потребная мощность может возрасти почти на 50%, что вызовет необходимость существенного изменения режима или даже прекращения полета. Вместе с тем возможности существующих ПОС по предотвращению льдообразования на лопастях ограничены, что накладывает соответствующие ограничения на условия летной эксплуатации вертолетов в осенне-зимний период. В частности, на вертолетах типа Ми-8 преднамеренные полеты в условиях обледенения при температуре < —12 °С запрещены;
|
|
- определенную опасность при выполнении полетов в условиях интенсивного обледенения представляет несимметричное, т. е. неодновременное и неравномерное самоудаление льда с лопастей несущего и рулевого винтов, что приводит к сильной тряске вертолета и может вызвать механические повреждения соседних лопастей, роторов компрессоров двигателей, элементов фюзеляжа (в том числе стабилизатора), антенн и т. п. Несимметричное самоудаление льда с лопастей происходит преимущественно при температурах наружного воздуха —10...—20 °С, причем на рулевом винте это проявляется в большей мере, чем на несущем;
- любое удаление с лопастей достаточно больших масс льда представляет определенную опасность с точки зрения механических повреждений и нарушения работоспособности, двигателей.
Основным условием обеспечения безопасности полетов в условиях обледенения несущего и рулевого винтов является заблаговременное включение электротепловой противообледенительной системы лопастей. Если в полете появились первые признаки обледенения, например лед на стеклах пилотской кабины, и при этом табло «Обледенение» не загорается, необходимо включить вручную ПОС несущего и рулевого винтов, а также обогрев датчика сигнализатора обледенения. ПОС стекол кабины следует включать при запотевании, при первых признаках появления льда на стеклах и, наконец, при загорании табло «Обледенение».
Обледенение силовой установки вертолета представляет значительную опасность. Обледенению обычно подвергаются воздухозаборник, входной канал двигателя, лопатки входного направляющего аппарата, рабочие лопатки и лопатки спрямляющего аппарата первых ступеней компрессора, агрегаты двигателя, расположенные во входном тракте (сигнализаторы обледенения, датчики давления, температуры и т. п.). Как правило, наибольшее количество льда откладывается на неподвижных элементах входного тракта компрессора и меньше — на рабочих лопатках.
Обледенение входной части двигателя вызывает нарушение формы и размеров проточной части, изменение параметров воздуха на входе в компрессор и характера течения воздуха во входном канале, уменьшение секундного расхода воздуха и степени повышения давления воздуха в компрессоре, мощности двигателя, повышение температуры газов перед турбиной, увеличение уровня вибраций двигателя вследствие несимметричного образования и сброса льда с рабочих лопаток компрессора.
Перечисленные явления могут вызвать помпаж компрессора и самовыключение двигателя, разрушение лопаток, поврежденных кусками сбрасываемого с большой скоростью льда, разрушение подшипников из-за дисбаланса ротора турбокомпрессора.
Включение системы обогрева воздухозаборника и входного устройства неблагоприятно сказывается на мощности и экономичности двигателей, что может в отдельных случаях вызывать необходимость уменьшения режима работы двигателей и соответствующего изменения режима полета вертолета. Несмотря на это, заблаговременное включение ПОС двигателей необходимо для обеспечения безопасности полетов вертолета в условиях обледенения. Запоздалое включение или неисправность этой системы, а также попадание обледеневшего вертолета в зону положительных температур наружного воздуха с невыключенной ПОС могут привести к скалыванию льда с воздухозаборника и входного устройства и попаданию кусков льда в двигатель. При этом возможны помпаж или разрушение лопаток компрессора, самовыключение двигателя со всеми вытекающими отсюда последствиями.
После посадки вертолета, подвергшегося обледенению, нельзя допускать к нему людей, так как с вращающихся лопастей могут срываться куски льда, представляющие значительную опасность.
Сильное и умеренное обледенение относятся к числу опасных для полетов метеорологических явлений.
Комплексное воздействие обледенения на ВС создает угрозу безопасности полета, а в отдельных случаях может привести к авиационному происшествию. Особенно опасно обледенение на взлете и посадке как сопутствующее явление при отказах отдельных систем ВС.