Тема: «Ранняя проза А.П. Чехова»

1. Жанровая динамика ранней прозы Чехова: подпись к рисунку, «мелочишка» (календари, дневники, библиография, мысли, объявления, задачи и пр.), сценки, рассказ («серьезный этюд»), повесть.

2. Анализ произведений: «Жалобная книга», «Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Хирургия», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Ванька», «Счастье», «Горе», «Тоска», «Спать хочется», «Драма на охоте». Парадоксальность как основа чеховских сюжетов. Своеобразие «открытых финалов». Анекдот как «ядро» жанровых трансформаций чеховской прозы.

3. Композиционные приемы Чехова («ступенчатое движение», контрастность и пр.). Поэтика названий.

4. Сборники рассказов: «Сказки Мельпомены» (1884). «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» (1887), «В сумерках» (1887), «Рассказы» (1888). Принципы объединения произведений в сборники. Основные темы.

 

Показатели и критерии оценивания

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Устный опрос – средство контроля усвоения учебного материала, организованное в виде опроса или собеседования преподавателя с обучающимися. - знания и кругозор студента; - умение логически построить ответ; - владение монологической речью.

 

 

Требования к структуре и оформлению

Показатели

Критерии оценивания

«Неудовлетворительно» «Удовлетворительно» «Хорошо» «Отлично»
1. Знание материала 2.Последовательность изложения 3.Использование иллюстративных и наглядных материалов (презентация, таблицы, схемы) 4. Владение речью и терминологией содержание материала не раскрыто в полном объеме, отсутствует последовательность и продуманность изложения, иллюстративные и наглядные материалы не использовались, не владеет терминологией не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, последовательность изложения нарушена, недостаточно хорошо продумана, иллюстративные и наглядные материалы не использовались, допущены ошибки в определении понятий содержание материала раскрыто в полном объеме, но допущены 1-2 ошибки в последовательности его изложения, использовались иллюстративные и наглядные материалы, владеет речью и терминологией содержание материала раскрыто в полном объеме последователь-но, достаточно хорошо продумано, использовались иллюстративные и наглядные материалы, владеет речью и терминологией  

 

Тест

Тестовые задания (фрагмент):

 

Задание № 1.

Эзопов язык – это…

1) Иносказание

2) Художественное сравнение

3) Художественное преувелечение

Задание № 2.

Выстроить данные понятия по мере увеличения силы воздействия:

1) Ирония

2) Сарказм

3) Гротеск

4) Сатира

Задание № 3.

О ком писал М.Е. Салтыков-Щедрин: «Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего таинственного…»?

1) О Грустилове

2) О Брудастом

3) О Фердыщенко

4) Об Угрюм-Бурчееве

Задание № 4.

Какой «страстью» обладал Беневоленский?

1) Любил рядиться в женское платье и лакомиться лягушками

2) Чувствовал необоримую наклонность к законодательству

3) Любил есть жареного гуся с капустой

4) Летал по воздуху в городском саду

5) Любил пить чай в городской роще, и не мог без слез видеть, как токуют тетерева

Задание № 5.

Значение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина выражается (исключите лишнее)…

1) В срывании всех и всяческих масок

2) В показе отношения прогрессивной части российского общества к реформе 1861г.

3) В отображении эволюции русского либерализма

4) В использовании гротескной фантастичности изображаемого

Задание № 6.

Какова была причина ареста Ф.М. Достоевского?

1) Нелегальное издание журнал

2) Публикация романа «Бедные люди»

3) Открытый призыв к свержению самодержавия

4) Участие в кружке петрашевцев

5) Совершение уголовного преступления

Задание № 7.

По своим политическим взглядам Ф.М. Достоевский был:

1) Революционер-демократ

2) Славянофил

3) Либерал-западник

4) «почвенник»

5) Народник

Задание № 8.

Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?

1) Один год

2) Полгода

3) Три недели

4) Пять дней

5) Четырнадцать дней

Задание № 9.

Сколько лет было Раскольникову в начале романа?

1) 19-20 лет

2) 23-24 года

3) 26-27 лет

4) 19-19 лет

5) 20-21 год

Задание № 10.

В каком романе Ф.М. Достоевский выражает свой идеал «положительно прекрасного» человека?

1) «бедные люди»

2) «Идиот»

3) «Преступление и наказание»

4) «Бесы»

5) «Подросток»

Задание № 11.

Первое опубликованное произведение Л.Н. Толстого называлось:

1) «Утро помещика»

2) «Семейное счастье»

3) «Отрочество»

4) «Детство»

5) «Плоды просвещения»

Задание № 12.

Сколько времени длится действие романа «Война и мир»?

1) 10 лет

2) Около семи лет

3) 25 лет

4) 15 лет

5) Приблизительно 8 лет

Задание № 13.

Завершите фразу Л.Н. Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет…»:

1) Великих поступков

2) Самолюбия

3) Стремления к славе

4) Простоты, добра и правды

Задание № 14.

Как называлась деревня князя Андрея, которую отделил ему отец, князь Николай?

1) Отрадное

2) Богучарово

3) Лысые горы

4) Марьино

5) Никольское

Задание № 15.

С именем капитана Тушина связано сражение:

1) Бородинское

2) Аустерлицкое

3) Шенграбенское

4) Красненское

5) Фридландское

Задание № 16.

На примере какой семьи в романе «Война и мир» Л.Н. Толстой показал нетипичность, редкость семейных отношений?

1) Семьи Болконских

2) Семьи Безуховых

3) Семьи Ростовых

Задание № 17.

В «Войне и мире» Л.Н. Толстого Андрей Болконский разочаровался в Наполеоне после:

1) Аустерлицкого сражения

2) Шенграбенского сражения

3) Фридландского сражения

4) Бородинского сражения

5) Прейсиш-Эйлау

Задание № 18.

Причиной дуэли Пьера Безухова с Долоховым в «Войне и мире» Л.Н. Толстого была:

1) Оскорбление

2) Зависть

3) Ревность

4) Измена Элен

5) Случайность

Задание № 19.

Тихон Щербатый в «Войне и мире» Л.Н. Толстого является символом:

1) Народного протеста

2) Отваги

3) Народного гнева

4) Мужества

5) Страданий

Задание № 20.

Укажите неверный вариант ответа

Жанр романа «Воскресение» можно определить как:

1) Социальный роман-обозрение

2) Роман воспитания

3) Роман-проповедь

 

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять знания, умения и навыки обучающегося. 1. Задания закрытого типа предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос (выбор одного правильного ответа; установление соответствия, определение последовательности и др.). 2. Задания открытого типа предполагают собственную формулировку ответа (слово или словосочетание); рисунок; предложение и др.).

 

Критерии оценивания
Коэффициент усвоения учебного материала – Ку. Он определяется как отношение правильных ответов обучающегося к общему количеству заданий (по В.П. Беспалько). Ку=А/Р, где А – число правильных ответов, Р – общее число заданий. Ку >0,7, то учебный материал считается усвоенным.

Шкала оценивания

Баллы Уровень Отметка
5 (90-100%) высокий отлично / зачтено
4 (71-89%) выше среднего хорошо / зачтено
3 (51-70%) средний удовлетворительно / зачтено
2 (50% и менее) низкий неудовлетворительно / незачтено

 

Конспектирование

Список источников, подлежащих конспектированию:

1. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987. Режим доступа: http://saltykov-schedrin.lit-info.ru/saltykov-schedrin/articles/bushmin-saltykov-schedrin.htm

2. Лебедев Ю.В. Животворные лучи сатиры М.Е Салтыкова-Щедрина \\ Литература в школе. 2001. №6. – С. 9-15. Режим доступа: http://ostrovskiy.lit-info.ru/ostrovskiy/kritika/lebedev-posobie/saltykov-schedrin.htm

3. Макашин С. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860-е – 1870-е гг. М., 1984. С. 426-446. (особенно важны стр. 435-446). Режим доступа: http://saltykov-schedrin.lit-info.ru/saltykov-schedrin/articles/makashin-pisma.htm

4. Николаев Д.П. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. М., 1988. Режим доступа:

5. Страхов Н.Н. Преступление и наказание. Статья вторая и последняя // Страхов Н.Н. Литературная критика. – М., 1984. Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/0/001/001/033/94.htm

6. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 215-233. Режим доступа: http://www.vehi.net/berdyaev/otkrov.html

7. Булгаков С.Н. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 193-214. Режим доступа: http://www.vehi.net/bulgakov/tragediya.html

8. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе. СПб., 1906. Режим доступа: http://www.vehi.net/rozanov/legenda.html

9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е М., 1972; Изд. 4-е. М., 1979. Режим доступа: https://fedordostoevsky.ru/pdf/bakhtin_ppd.pdf

10. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989, С. 74-86. (особенно важны С. 80-86). Режим доступа: https://bookscafe.net/book/davydov_yuriy-etika_lyubvi_i_metafizika_svoevoliya_problemy_nravstvennoy_filosofii-151744.html

11. Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова. Закон Я и «закон любви». // Лит-ра в школе. 1999. №№ 1,3. Режим доступа: http://www.podariknigi.ru/sites/default/files/pictures/books_pdf/2083_block.pdf

12. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М., 1980. Режим доступа: https://knigogid.ru/books/956138-v-mire-dostoevskogo/toread/page-2

13. Чернышевский Н.Г. «Детство и отрочество». Сочинения графа Л.Н. Толстого. «Военные рассказы» графа Л.Н. Толстого» (любое издание). Режим доступа: http://ngchernyshevsky.ru/texts/books/15-3/Tolstoy/5426/

14. Ф.М. Достоевский ««Анна Каренина» как факт особого значения» («Дневник писателя» за 1877г.). – В кн.: Достоевский Ф.М. Собр. Соч.: В 9 т. Т. 9. В 2 кн. Кн. 2.: Дневник писателя. – М., 2007. Режим доступа: https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol14/01journal_77/286.htm

15. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1963. Режим доступа: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/bocharov-vojna-i-mir/glava-1.htm

16. Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. 1880-1900-е годы. М., 2000. Режим доступа: https://studlib.com/content/view/2162/31/

17. Бялый Г.А. «В.Г. Короленко». Л., 1983. Режим доступа: https://infopedia.su/20x86a1.html

 

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Конспект – средство проверки владения культурой мышления, способности к восприятию, обобщению, анализу информации, способности логически верно выстраивать письменную речь. Перед текстом конспекта присутствуют выходные данные (автор, название, ссылка на сайт). Конспект содержит основную тему источника.

 

Критерии оценивания
- информационная достаточность; - соответствие материала теме и плану;  - стиль и язык изложения (целесообразное использование терминологии, пояснение новых понятий, лаконичность, логичность, правильность применения и оформления цитат и др.); - наличие выраженной собственной позиции; - адекватность и количество использованных источников; - владение материалом.

 

Показатели оценивания Баллы
Грамотное оформление выходных данных и количественной характеристики источника (страницы, рисунки, таблицы). 1
Точность изложения основного содержания источника. 1
Описание особенностей сделано с указанием на смысловые блоки (разделы, выводы). 1
Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей, литературный стиль. Соответствие заданному объему (до 3 страниц). 1
Наличие ключевых слов. 1
итого 5

 

Шкала оценивания

Баллы Уровень Отметка
5 высокий отлично / зачтено
4 выше среднего хорошо / зачтено
3 средний удовлетворительно / зачтено
2 низкий неудовлетворительно / незачтено

 

Доклад

Темы:

1. Принципы щедринского психологизма и их воплощение в романе «Господа Головлевы».

2. Порфирий Головлев и Арина Петровна: мотив материнского проклятия и его смысловая функция в романе.

3. «Собирательные типы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.

4. Роль гротескных образов в творчестве писателя – сатирика («История одного города»).

5. Жанровое своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина.

6. Реализация темы «пропавшей совести» в щедринских «Сказках».

7. Эволюция «положительно прекрасной» личности в художественных произведениях Ф.М. Достоевского.

8. «Отцы» и «дети» в творчестве Ф.М. Достоевского.

9. Жанровое и тематическое своеобразие «Дневники писателя».

10. «Ротшильдовская идея» в «Подростке» и других произведениях писателя.

11. Женские образы в романах Ф.М. Достоевского.

12. Евангельские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского (по одному из романов).

13. Особенности жанра повести в творчестве Ф.М. Достовеского.

14. Связь «диалектики души» и «чистоты нравственного чувства» в трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

15. Историософская концепция Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир).

16. Проблема нравственного преображения личности в романе «Воскресение».

17. Этическая проблематика в повестях позднего Л.Н. Толстого.

18. Поиски героев в литературе реализма и натурализма 1880-1890-х годов.

19. Роль журналистики в формировании общественного самосознания 1880-1890-х годов.

20. Публицистика «Отечественных записок» и «Русского вестника» в 1880-х годах.

21. Сатира М.Е. Салтыкова и «осколочная» сатира.

22. Фетовская струя в лирике 1880-1890-х годов.

23. Петербург в лирике русских поэтов 1870-1890-х годов.

24. «Вечные образы» мировой литературы (Гамлет, Дон Жуан, Фауст) в произведениях А.П. Чехова.

25. Творчество А.П. Чехова в оценках прозаиков и драматургов 20 в..

26. Своеобразие комического в рассказах Чехова.

27. «Футлярность» как социально-психологическое понятие (по одой из пьес).

28. Символика «Вишневого сада».

29. Особенности чеховского психологизма (по произведениям 1890-х годов).

30. Своеобразие проблематики и жанра книги «Остров Сахалин».

31. Религия человекобожия: сущность и последствия (по работам С.Н. Булгакова).

 

 

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Доклад – продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. 1) содержание; 2) оформление; 3) сообщение.

 

Критерии оценивания
- соответствие выступления теме, поставленным целям и задачам; - проблемность / актуальность; - новизна / оригинальность полученных результатов; - глубина / полнота рассмотрения темы; - доказательная база / аргументированность / убедительность / обоснованность выводов; - логичность / структурированность / целостность выступления; - речевая культура (стиль изложения, ясность, четкость, лаконичность, красота языка, учет аудитории, эмоциональный рисунок речи, доходчивость, пунктуальность, невербальное сопровождение, оживление речи афоризмами, примерами, цитатами и т.д.); - используются ссылки на информационные ресурсы (сайты, литература); - наглядность / презентабельность (если требуется); - самостоятельность суждений / владение материалом / компетентность.

 

Показатели оценивания письменной работы Баллы
Соответствие содержания заявленной теме. Доклад содержит сформулированное исследуемое теоретическое положение, тезис. 1
Обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания рассматриваемого положения, тезиса. 1
Доклад разделен на смысловые части и присутствует логика рассуждений, сделаны промежуточные и конечные выводы. 1
Подача материала выступления, наличие презентации, содержащей графические материалы, таблицы, схемы. 1
В докладе присутствует ссылка на источники, авторов исследований. Ответы на вопросы. 1
итого 5

 

Шкала оценивания

Баллы Уровень Отметка
5 высокий отлично / зачтено
4 выше среднего хорошо / зачтено
3 средний удовлетворительно / зачтено
2 низкий неудовлетворительно / незачтено

 

Реферат

Темы:

1. Реферат глав книги «История русской литературы» (в 4 т., т. 3, Л., 1982), посвященных русской литературе 1870-1880 годов.

2. Реферат главы книги В.А. Недзвецкого «Русский социально-универсальный роман 19 века» (М., 1997), посвященной развитию социально-универсального романа в последней трети 19 века.

3. Реферат по статье Е.И. Покусаева «О собирательных типах салтыковской сатиры».

4. Реферат по книге А.А. Горелова «Н.С. Лесков и народная культура» (Л., 1988).

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Реферат -сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, приведение интересных фактов, статистических данных. 1) титульный лист (оформляется по образцу, утвержденному кафедрой); 2) план работы; 3) введение (обоснование актуальности выбранной для изучения темы для теории и практики, для автора реферата); 4) текстовое изложение материала по вопросам плана с необходимыми ссылками на источники); 5) заключение; 6) список использованной литературы; 7) приложения

 

Критерии оценивания
- информационная достаточность; - соответствие материала теме и плану; - стиль и язык изложения (целесообразное использование терминологии, пояснение новых понятий, лаконичность, логичность, правильность применения и оформления цитат и др.); - наличие выраженной собственной позиции; - адекватность и количество использованных источников; - владение материалом

 

Показатели оценивания письменной работы Баллы
Актуальность темы исследования; новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных). 1
Умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; стилевое единство текста, единство жанровых черт 1
Степень раскрытия сущности вопроса: соответствие плана теме реферата; соответствие содержания теме и плану реферата; полнота и глубина знаний по теме; обоснованность способов и методов работы с материалом; умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме). 1
Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.) 1
Соблюдение требований к оформлению: насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; соблюдение требований к объёму реферата 1
итого 5

 

Шкала оценивания

Баллы Уровень Отметка
5 высокий отлично / зачтено
4 выше среднего хорошо / зачтено
3 средний удовлетворительно / зачтено
2 низкий неудовлетворительно / не зачтено

 

Аннотация

Примерный перечень аннотируемых источников:

1. «Неизданный Лесков» (Лит. наследство. М., 1997. Т. 101. Кн. 1).

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Аннотация – краткая характеристика издания: рукописи, проекта, монографии, статьи, книги – любого законченного источника. Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания). Аннотация содержит основную тему источника, положения

 

Критерии оценивания
- информационная достаточность; - соответствие материала теме и плану; - стиль и язык изложения (целесообразное использование терминологии, пояснение новых понятий, лаконичность, логичность, правильность применения и оформления цитат и др.); - наличие выраженной собственной позиции; - адекватность и количество использованных источников; - владение материалом.
Показатели оценивания письменной работы Баллы
Грамотное оформление выходных данных и количественной характеристики источника (страницы, рисунки, таблицы). Указана адресность источника. 1
Точность изложения основного содержания источника. 1
Описание особенностей сделано с указанием на смысловые блоки (разделы, выводы). 1
Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей, литературный стиль. Соответствие заданному объему (до 300 слов). 1
Наличие ключевых слов. 1
итого 5

Шкала оценивания

Баллы Уровень Отметка
5 высокий отлично / зачтено
4 выше среднего хорошо / зачтено
3 средний удовлетворительно / зачтено
2 низкий неудовлетворительно / незачтено

Творческое задание

Задание:

1.Составьте литературный портрет одного из поэтов изученного времени.

 

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Творческое задание– частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. 3) теоретическая (предметная) основа задания; 2) личностно-продуктивная основа – конечный вид представления задания (схема, план, диаграмма, таблица и др.); 3) методологическая основа – оригинальный способ решения задания.

 

Критерии оценивания - содержание проблемной ситуации или противоречия; - краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему; - наличие оригинальной собственной позиции; - креативный способ решения задания с созданием нечто субъективно или объективно нового; - самостоятельная творческая деятельность, основанная на нестандартных подходах.

 

 

Показатели оценивания Баллы
Умение проявить самостоятельность в процессе осмысления задания, его целей, содержания. 1
Корректное использование применяемых творческих методов. 1
Умение демонстрировать опыт созидательной деятельности, самостоятельно создавать новый продукт. 1
Грамотное оформление и представление творческого задания. Наличие правильно выполненных материалов. 1
Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей, литературный стиль. 1
итого 5

 

Шкала оценивания

Баллы Уровень Отметка
5 высокий отлично / зачтено
4 выше среднего хорошо / зачтено
3 средний удовлетворительно / зачтено
2 низкий неудовлетворительно / незачтено

Домашнее задание

Комплекты вопросов для домашних заданий к изучаемым темам

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: