Форма контроля: экзамен
Контроль успеваемости по дисциплине осуществляется с помощью следующих оценочных средств:
Вопросы к экзамену:
1. Особенности развития литературы в 1870-е гг. 19 в. Развитие поэзии.
2. «История одного города» Салтыкова- Щедрина и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» А.К. Толстого. Сопоставительный анализ.
3. Художественный суд Салтыкова-Щедрина над городом Глуповом. Двусторонность щедринской сатиры и споры ученых о финале романа «История одного города».
4. Проблема народа и власти, исторических судеб в «Истории одного города» Салтыкова- Щедрина. Галерея градоначальников, угрюм-бурчеевщина.
5. Проблема жанра сатирического романа Салтыкова-Щедрина «История одного города». Искусство гротеска в романе.
6. Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Образная система, сюжетно-композиционная структура и особенности стиля в романе.
7. Идейный смысл и проблематика романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Социально-историческое и общечеловеческое содержания образа Иудушки Головлева.
|
|
8. Связь романа Щедрина «Господа Головлевы» с традицией русской прозы 2-й половины ХIХ в. (Ф.М. Достоевский «Подросток», «Братья Карамазовы»; Л. Толстой «Анна Каренина», «Воскресение»).
9. Этическая проблематика и особенности художественного метода в «Сказках» Щедрина (32 сказки).
10. Социально-филосовская и религиозно-нравственная проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
11. Конкретно-исторический всемирный характер «наполеоновской идеи» Раскольникова. Трагические противоречия духовного мира героя, их раскрытие в сюжете романа.
12. В чем преступление и в чем наказание Раскольникова?
13. Соня Мармеладова – христианский этико-эстетический идеал Достоевского.
14. Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль «двойников» в раскрытии характера Раскольникова.
15. Полифонизм художественной структуры романа «Преступление и наказание». М.М. Бахтин о романе. Проблема современного прочтения романа.
16. Ф.М. Достоевский об абсолютной ценности человеческой личности (по роману «Преступление и наказание», но с учетом внутренней связи всех пяти великих романов Достоевского).
17. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот», его проблематика и идейное содержание. Образ князя Мышкина как «положительно прекрасного» человека.
18. Образ Настасьи Филипповны – «неподкупной красоты», история её жизни и гибели – реалистическая основа сюжета романа «Идиот».
19. Образы Рожина, Гани Иволгина и их функция в общей концепции романа «Идиот».
20. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы», его проблематика и идейное содержание. Провидческий характер романа.
|
|
21. Система образов романа Ф.М. Достоевского «Бесы». Характер Ставрогина как «социальный тип …человека…праздного…потерявшего связи со всем родным и, главное веру…» (Ф.М. Достоевский).
22. Петр Верховенский, Шигалев и «шигалевщина». Проблема «детей» в романе «Бусы».
23. Проблема богочеловека и образ Шатова (по роману «Бесы»).
24. Проблема человекообожения и объективный смысл образов «бесов». Образ Кириллова (по роману «Бесы»).
25. Ф.М. Достоевский о русской революции как религиозном феномене (по роману «Бесы»).
26. «Отцы и дети» И,С, Тургенева и «Бесы» Ф.М. Достоевского. Творческий диалог.
27. Проблема «случайного семейства» и «самовоспитания» в романе Достоевского «Подросток». «Ротшильдовская идея» Аркадия Долгорукова (сопоставить с «наполеоновской идеей» Раскольникова).
28. Роль образов Версилова и Макара Долгорукого в раскрытии идейного содержания романа.
29. «Братья Карамазовы» - роман итогов. Полифонизм романа и его христианский смысл. М.М. Бахтин о Достоевском («Проблемы поэтики Достоевского»).
30. Система образов романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Иван Карамазов как трагический символ иссушающего безверия, идейная сущность его «бунта».
31. Философский смысл легенды о Великом инквизиторе. «Легенда» в контексте русской религиозно-нравственной философии.
32. Что такое «карамазовщина»? (по роману «Братья Карамазовы»).
33. Соборность и проблема «братства» в романе «Братья Карамазовы».
34. Речь о Пушкине Ф.М. Достоевского как итог многолетних раздумий писателя о России, русском народе и «провидческом» характере творчества А.С. Пушкина.
35. Новаторский характер трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; ее проблематика, нравственно-этическое содержание и принципы создания характеров. Новаторство писателя в изображении внутреннего мира героя Николеньки Иртеньева.
36. Военные рассказы Л.Н. Толстого («Набег», «Рубка леса»). Идейное содержание, особенности композиционного построения и раскрытия характеров в «Севастопольских рассказах». Н.Г. Чернышевский об особенностях таланта «молодого» Льва Толстого.
37. «Война и мир» как исторический роман-эпопея. Проблема роли личности в истории в истории и народная основа толстовской философии истории.
38. Искусство «диалектики души» в «Войне и мире» Л. Толстого.
39. «Мысль народная» - основная идея «Войны и мира». Народ – выразитель сущности русского национального характера и главный герой эпопеи. Философские истоки «мысли народной» в романе.
40. Соотнесенность системы образов «Войны и мира» с «мыслью народной» (Андрей Болкнской, Пьер Безухов, Николай Ростов и др.).
41. Смысл противопоставления образа Кутузова образу Наполеона в эпопеи «Война и мир». Своеобразие толстовской сатиры в изображении Наполеона.
42. «Мысль семейная» в «Войне и мире». Идеал толстовской женщины.
43. Сущность и причины трагедии Анны Карениной. Конфликт времени и «вечные проблемы» в романе.
44. «Мысль семейная» - главная идея романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». «Анна Каренина» в контексте творчества Толстого («Семейное счастье», «Война и мир», «Крейцерова соната», «Дьявол» и др.).
45. Социально-филосовская и религиозно-нравственная проблематика романа-завещания Л.Н. Толстого «Воскресение».
46. Образная система и стиль романа Л.Н. Толстого «Воскресение».
47. Кто «воскресает» в романе Л.Н. Толстого «Воскресение»?
48. «Мысль семейная» в русской прозе 2-й половины ХIХ в. (М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»; И.А. Гончаров «Обрыв»; Ф.М. Достоевский «Подросток», «Братья Карамазовы»; Л.Н.Толстой «Анна Каренина»).
49. Общие тенденции развития русской литературы в 1880-е гг. Развитие русского реализма. Начало литературной деятельности В.Г. Короленко, В.М. Гаршина, А.П. Чехова, Д.Н. Мамина-Сибяряка.
|
|
50. Творчество В.Г. Короленко 1890-х гг. В.Г. Короленко – общественный деятель и публицист. «Письма к А.В. Луначарскому».
51. Художественный мир прозы А.П. Чехова.
52. Проблематика и основные идеи произведений А.П. Чехова 1890-начала 1900-х годов.
53. Новаторство драматургических принципов в пьесах А.П. Чехова. «Вишневый сад» как высшее достижение драматурга.
54. Драматургия А.П. Чехова, ее новаторский характер. Пьеса «Чайка», ее проблематика и художественное своеобразие.
Планируемые результаты обучения по дисциплине | Показатели и критерии оценивания, балл | |||
2 | 3 | 4 | 5 | |
Знать: ПК-1 содержание учебного предмета (учебных предметов) (З–4). Знать: ПСК-3 содержание и художественные особенности отечественных и зарубежных классических литературных произведений (З-1) | не знает содержание учебного предмета не знает содержание и художественные особенности отечественных и зарубежных классических литературных произведений | частично знает содержание учебного предмета. частично знает содержание и художественные особенности отечественных и зарубежных классических литературных произведений | в достаточной степени обладает знаниями по учебному предмету в соответствии с ФГОС в достаточной степени знает содержание и художественные особенности отечественных и зарубежных классических литературных произведений | обладает безупречными теоретическимзнаниями по учебному предмету в соответствии с ФГОС. демонстрирует полное понимание содержания и художественных особенностей отечественных и зарубежных классических литературных произведений |
Уметь: ПК-1 осуществлять выбор форм, приемов и методов обучения и воспитания при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (У – 4). Уметь: ПСК-3 анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление (У-1). Уметь: ПСК-3 характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, творчество великих представителей отечественной и зарубежной литературы (У-2); | отсутствие умения осуществлять выбор форм, приемов и методов обучения и воспитания при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС отсутствие умения анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление не умеет характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, не имеет представления о творческом пути великих представителей отечественной и зарубежной литературы. | недостаточно умеет осуществлять выбор форм, приемов и методов обучения и воспитания при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС недостаточно умеет анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление недостаточно умеет характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, творчество великих представителей отечественной и зарубежной литературы | в достаточной степени умеет осуществлять выбор форм, приемов и методов обучения и воспитания при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС в достаточной степени умеет анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление в достаточной степени глубоко и подробно характеризует литературные направления в контексте истории и культуры, демонстрирует значительное понимание особенностей каждого из литературных направлений, достаточные, но содержащие некоторые пробелы, знания о творческом и жизненном пути великих представителей отечественной и зарубежной литературы, цитирует тексты их произведений. | демонстрирует безупречное умение осуществлять выбор форм, приемов и методов обучения и воспитания при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС демонстрирует безупречное умение анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление демонстрирует безупречное умение характеризовать литературные направления, обладает способностью самостоятельно использовать знания, полученные в процессе освоения дисциплины, демонстрирует умение глубоко анализировать творческий путь великих представителей отечественной и зарубежной литературы, свободно и к месту цитирует тексты их произведений. |
Владеть: ПК-1 навыками реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (В-2) | не владеет навыками реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС | недостаточно владеет навыками реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС | в достаточной степени владеет навыками реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС | демонстрирует безупречное владение навыками реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС |
|
|