Количественный анализ показателей

1. Если у ребенка по шкале оценки в дополнительной диагностике количество показателей «Достаточный уровень» составляет свыше 70%, в графе «Итог» результат отмечается зеленым цветом или буквой «Д», что означает «достаточный уровень».

2.Если у ребенка по шкале оценки в дополнительной диагностике количество показателей «Недостаточный уровень» составляет 30% и выше, в графе «Итог» результат отмечается синим цветом или буквой «Н», что означает «недостаточный уровень». В этом случае ребенок нуждается в психологической диагностике и индивидуальной обра­зовательной траектории развития.

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Возрастные особенности детей 2—3 лет

Социальная ситуация развития — сотрудничество или совместная деятельность ребенка и взрослого.

Ведущая деятельность — предметная или орудийно-предметная.

Центральная психическая функция — восприятие.

Психические новообразования — становление «системы Я» (по­требность в самостоятельности, притязание на признание со стороны взрослого, самооценка); гордость за достижения.

Общая характеристика физического развития

К концу третьего года в среднем рост может составлять от 99 до 101 см, вес — от 14 до 16 кг. Время бодрствования увеличивается до 6—6,5 ч. Выносливость нервной системы невысокая, поэтому ребе­нок быстро утомляется.

У ребенка ярко выражена двигательная активность, отмечаются хороший аппетит, сон. Преобладают позитивные эмоции.

Общая и мелкая моторика

Ребенок учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Может сидеть на корточках и спрыгивать с нижней ступеньки. С удовольствием играет с песком и глиной. Открывает крышки баночек и пузырьков, нанизывает крупные бусы. Может крутить пальцем диск телефона и рисовать черточки.

Общая характеристика психического развития

Познание окружающего мира через действия с предметами на третьем году жизни — основная потребность ребенка. Предметы постоянно в центре его внимания. Предмет приобретает особое зна­чение для ребенка. Взрослый называет предметы, показывает, как ими пользоваться, обучает способам действия с предметами.

Для психического развития в раннем возрасте особенно значимы орудийные и соотносящие действия. Самостоятельно ребенок мо­жет выполнять только самые простые орудийные действия: пить из кружки, есть ложкой, копать песок совочком и насыпать в ведерко, причесываться расческой, одевать простые части одежды, черкать карандашом по бумаге. Орудийными действиями ребенок овладевает под руководством взрослого. Взрослый показывает действие и на­правляет его руку, обращает внимание на результат.

Соотносящие действия (нанизывать, складывать и т.п.) с двумя предметами дети выполняют уже в младенчестве. Но младенец не учитывает свойства предметов: форму, величину.

В раннем возрасте ребенок выполняет соотносящие действия с учетом свойства предметов (разбирать и складывать пирамидки из 4—5 колец и сборно-разборные игрушки, закрывать коробки крышками и т.п.) и способен располагать их в определенном по­рядке.

В условиях предметной деятельности возникает совместная дея­тельность ребенка со взрослым, в которой взрослый для ребенка не просто помощник, а прежде всего соучастник. Так зарождается новая форма общения — ситуативно-деловое.

Во взаимодействии ребенка со взрослым ведущая роль принадле­жит взрослому, но, вместе с тем, у ребенка интенсивно усиливается потребность в самостоятельности, утверждении собственного «Я». В 2,5—3 года формируется позиция «Я сам» — начало самосозна­ния. Наступает кризис трех лет. Ребенок отделяется от взрослого и пытается установить с ним новые отношения. С одной стороны, он стремится к независимости, а с другой — старается соответствовать требованиям значимых взрослых. У него начинает проявляться заинтересованность оценкой взрослого, желание быть хорошим (появление самооценки). Зарождение самооценки сопровождается желанием продемонстрировать свои успехи взрослому, получить от него одобрение. Стремление к достижению результата своей деятельности и признанию достижений со стороны взрослого у психологов получило название «гордость за достижения». Ребенок как бы смотрит на себя через призму своих достижений, которые признаны и оценены другими людьми. Для него важна позитивная оценка взрослого. Обостренное чувство собственного достоинства может сопровождаться обидчивостью, эмоциональными реакциями. Развивается самосознание, формируются первые представления о себе. Возникает позитивное отношение к своему имени. Имя ложится в основу собственного «Я». «Я — Миша», — это начало становления самосознания.

Игра

Внутри предметной деятельности зарождается предметная игра, которая является предпосылкой к сюжетно-ролевой игре. В предмет­ной игре ребенок переименовывает конкретные предметы, воспроиз­водит действия родителей или другого знакомого взрослого (феномен «роль в действии») и называет себя именем другого человека, хотя сам этого не осознает. В игре появляются замещения: карандаш замещает градусник, деревянный брусочек — машину и т.д. Сюжет игры про­стой, два-три игровых действия (например, нагрузил песок в кузов машины и выгрузил). Играет в простые подвижные групповые игры под руководством взрослого.

В предметной игре зарождаются продуктивные виды деятельно­сти: рисование, лепка, конструирование.

Общение со взрослым

Полноценное общение ребенка раннего возраста со взрослыми характеризуется рядом особенностей. Во-первых, ребенок проявляет собственную инициативу по отношению к взрослому, настойчиво привлекая его внимание к своим действиям; во-вторых, отдает пред­почтение предметному сотрудничеству со взрослым, требуя от него участия в его делах; в-третьих, эмоционально реагирует на оценку взрослого и старается изменить свое поведение в зависимости от поведения взрослого. Дети этого возраста тонко различают похвалу и порицание, охотно откликаются на ласку, активно используют речь в предметном сотрудничестве. С удовольствием слушают простые рассказы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: