Общение со сверстниками

К 3 годам сверстник уже может быть партнером по взаимодей­ствию. Если действия сверстника интересны, то подражает ему. Ребенок 2—3 лет сознательно не может пожертвовать чем-нибудь привлекательным ради другого ребенка. Общение со сверстником в этом возрасте не занимает важного места в жизни ребенка.

Понимание и развитие речи

На третьем году жизни ребенок интенсивно осваивает грам­матическую структуру языка: связи слов в предложении, падежи предлоги, союзы, число и род. Словарный запас составляет около 1000—1500 слов (возможно, и 3000 слов). В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Овладев грамматической структурой языка, ребенок способен выражать словами отношения предметов, которые находятся за пределами наглядной ситуации. Единицей речи становится не слово, а предложение.

Речь выступает основным средством произвольного поведения, т.е. средствами речи ребенок управляет своим поведением. Первая форма такого произвольного поведения — выполнение предметных действий по речевой инструкции взрослого. Поведение ребенка в соответствии с речевой инструкцией определяется не конкретной воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. К концу третьего года ребенок способен уже выполнять так называемую двухступен­чатую инструкцию: «Сначала застегни пуговицы на курточке, затем будешь повязывать шарфик». Действие по инструкции в дальнейшем развивает у детей способность к саморегуляции.

В раннем детстве слово в большей степени имеет стимулирующее значение, чем тормозящее. По словесному указанию ребенку легче начать действие, чем его прекратить.

У детей на третьем году жизни возрастает явный интерес к речи взрослых и стремление к пониманию словесных высказываний. Они с большим любопытством слушают любые разговоры, стараются по­нять, о чем идет речь. Могут даже принять участие в разговорах, по своей инициативе вступают в диалог. Понимают сложноподчиненные предложения. Например: «Когда мы пойдем гулять, я буду...». Слуша­ют объяснения взрослых, понимают значение некоторых абстрактных слов (мокрый — сухой, маленький — большой).

Ребенок третьего года жизни активно говорит не только с близкими взрослыми, но и с малознакомыми людьми, а также с помощью речи обращается к сверстникам. Активное общение в раннем детстве не­посредственно связано с предметной деятельностью в конкретной наглядной ситуации взаимодействия. Речь приобретает форму диа­лога. Ребенок в совместной деятельности со взрослым дает ответы на прямые вопросы взрослого, может задать вопрос «Что это?».

Речевая активность отмечается и в самостоятельной деятельности ребенка. Предметные действия он как бы фиксирует: «Мячик ука­тился» (бросил мячик). Такие комментарии предметных действий способствуют развитию вербального мышления.

Ребенок любит слушать сказки (небольшие и простые по содержа­нию), понимает их содержание, может запоминать и воспроизводить их с большой точностью.

К концу третьего года жизни речь постепенно отделяется от наглядной ситуации. Ребенок начинает рассказывать взрослым о предметах, которые отсутствуют в непосредственной наглядной ситуации.

Развитие познавательной сферы

Восприятие

К концу раннего возраста у детей формируется способность осу­ществлять зрительный подбор по образцу: из двух предметов разной формы (величины, цвета) ребенок подбирает такой образец. Сначала дети подбирают одинаковые предметы по форме, потом по величине и далее — по цвету. На первоначальном этапе формируются действия восприятия, присутствующие непосредственно в практических пред­метных действиях. Потом действия восприятия переносятся на дру­гие свойства предметов, менее существенные. Причем правильный выбор по образцу для детей возможен, если им предлагают только два предмета и несложной формы. Рассматривает картинки. Выделяет парную картинку по образцу.

Мышление

В раннем детстве происходит становление наглядно-действенного мышления. Ребенок, овладевая орудийными действиями, выделяет в предметах существенные и общие признаки. При непосредственном восприятии предметов наиболее очевидным для ребенка является такой признак, как функциональное назначение предмета. Например, ложка — это предмет, которым можно есть независимо от формы или цвета. Обобщающая функция речи в раннем возрасте ложится в основу становления наглядно-действенного мышления.

Развивается начальное представление о количестве (больше — меньше, полный — пустой). Дети понимают значение некоторых аб­страктных слов (большой — маленький, мокрый — сухой, горячий — холодный и др.), способны отвечать «нет» на абсурдные вопросы.

К концу раннего детства зарождаются предпосылки наглядно-об­разного мышления.

Воображение

К 3 годам начинает развиваться воображение. Изменяется струк­тура игровых действий. Оригинальные игровые замещения, которые можно наблюдать уже у детей третьего года жизни, рассматриваются как первые проявления воображения и творчества.

 

                                       Экспресс-диагностика детей 2—3 лет

                                                  (первая младшая группа)

                                                  Социально-коммуникативное развитие

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в игровой деятельности

 

 

 

Умеет производить последова­тельные игровые действия (2—3 действия) с образными игрушка­ми: кормит куклу, укладывает ее спать, ведет на прогулку и др.

Начинает использовать предметы-заместители

Принимает воображаемую ситуа­цию «как будто» и адекватно дей­ствует в ней: показывает действи­ем неодушевленные предметы (как едет машина, летит самолет), изображает животных, активно разговаривает с игрушками

Итог

 

 

 

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

I*

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в общении

 

 

 

Общается со знакомым взрослым (воспитателем, помощником вос­питателя) с помощью вербальных средств (используя речь)

Легко вступает в контакт со взрос­лым

По образцу и напоминанию взрос­лого здоровается, прощается, го­ворит «спасибо», «пожалуйста»

Итог

 

 

 

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

I

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                     

* Здесь и далее цифра I означает начало года, II — конец года.

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в самообслуживании, действиях с бытовыми предметами-орудиями

Способен к элементарно­му самообслуживанию: пытается самостоятельно одеваться, есть ложкой, пить из чашки

Владеет элементарными гигиеническими навы­ками: моет руки, пользу­ется туалетом, носовым платком и др.

Помогает взрослому убирать игрушки

Подражает трудовым действиям взрослых

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                     

 

                                                   Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

ФИ

Показатели восприятия ребенком смысла музыки

Воспроизводит по подражанию и самостоятельно простые плясовые движения

С удовольствием поет небольшие песенки совместно со взрослым

Охотно слушает небольшие яркие музыкальные произведения

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                 

                                                                              Речевое развитие

 

 

ФИ

Показатели  в развитии речи

Узнает, показывает и на­зывает предметы и их части на картинках, т.е. соотносит изображение и представление о пред­мете

Использует в активном словаре слова, обознача­ющие предметы, их ча­сти и качества; действия предметов, предлоги (машина — у машины колеса и руль, машина едет, она большая)

 

Проявляет активность в речевых контактах с вос­питателем: обращается с просьбой, отвечает на вопросы, привлекает внимание к своим дей­ствиям, задает вопросы («кто?», «что?» и др.) и ждет на них ответа

 

Говорит внятно, произ­носит отдельные фразы и короткие предложения, согласовывая слова в роде, числе и падеже

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                     

 

 

ФИ

Показатели восприятия ребенком смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

Способен слушать небольшой художественный текст (стихи, рас­сказы, сказки и др.) без наглядного сопровождения

Отвечает на элементарные вопро­сы по иллюстрациям (картинкам) к художественным произведениям

Рассказывает наизусть короткие стихи и потешки

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                 

                                                                     Физическое развитие

 

 

 

 

 

ФИ

Группа здоро­вья

Показатели развития ребенка в двигательной активности

Умеет перешагивать через несколько пре­пятствий

Воспроизводит простые движения по показу взрослого

Прыгает на двух ногах через линию (шнур)

Умеет ловить мяч от взрослого с близкого расстояния

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: