К 3 годам сверстник уже может быть партнером по взаимодействию. Если действия сверстника интересны, то подражает ему. Ребенок 2—3 лет сознательно не может пожертвовать чем-нибудь привлекательным ради другого ребенка. Общение со сверстником в этом возрасте не занимает важного места в жизни ребенка.
Понимание и развитие речи
На третьем году жизни ребенок интенсивно осваивает грамматическую структуру языка: связи слов в предложении, падежи предлоги, союзы, число и род. Словарный запас составляет около 1000—1500 слов (возможно, и 3000 слов). В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Овладев грамматической структурой языка, ребенок способен выражать словами отношения предметов, которые находятся за пределами наглядной ситуации. Единицей речи становится не слово, а предложение.
Речь выступает основным средством произвольного поведения, т.е. средствами речи ребенок управляет своим поведением. Первая форма такого произвольного поведения — выполнение предметных действий по речевой инструкции взрослого. Поведение ребенка в соответствии с речевой инструкцией определяется не конкретной воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. К концу третьего года ребенок способен уже выполнять так называемую двухступенчатую инструкцию: «Сначала застегни пуговицы на курточке, затем будешь повязывать шарфик». Действие по инструкции в дальнейшем развивает у детей способность к саморегуляции.
|
|
В раннем детстве слово в большей степени имеет стимулирующее значение, чем тормозящее. По словесному указанию ребенку легче начать действие, чем его прекратить.
У детей на третьем году жизни возрастает явный интерес к речи взрослых и стремление к пониманию словесных высказываний. Они с большим любопытством слушают любые разговоры, стараются понять, о чем идет речь. Могут даже принять участие в разговорах, по своей инициативе вступают в диалог. Понимают сложноподчиненные предложения. Например: «Когда мы пойдем гулять, я буду...». Слушают объяснения взрослых, понимают значение некоторых абстрактных слов (мокрый — сухой, маленький — большой).
Ребенок третьего года жизни активно говорит не только с близкими взрослыми, но и с малознакомыми людьми, а также с помощью речи обращается к сверстникам. Активное общение в раннем детстве непосредственно связано с предметной деятельностью в конкретной наглядной ситуации взаимодействия. Речь приобретает форму диалога. Ребенок в совместной деятельности со взрослым дает ответы на прямые вопросы взрослого, может задать вопрос «Что это?».
Речевая активность отмечается и в самостоятельной деятельности ребенка. Предметные действия он как бы фиксирует: «Мячик укатился» (бросил мячик). Такие комментарии предметных действий способствуют развитию вербального мышления.
|
|
Ребенок любит слушать сказки (небольшие и простые по содержанию), понимает их содержание, может запоминать и воспроизводить их с большой точностью.
К концу третьего года жизни речь постепенно отделяется от наглядной ситуации. Ребенок начинает рассказывать взрослым о предметах, которые отсутствуют в непосредственной наглядной ситуации.
Развитие познавательной сферы
Восприятие
К концу раннего возраста у детей формируется способность осуществлять зрительный подбор по образцу: из двух предметов разной формы (величины, цвета) ребенок подбирает такой образец. Сначала дети подбирают одинаковые предметы по форме, потом по величине и далее — по цвету. На первоначальном этапе формируются действия восприятия, присутствующие непосредственно в практических предметных действиях. Потом действия восприятия переносятся на другие свойства предметов, менее существенные. Причем правильный выбор по образцу для детей возможен, если им предлагают только два предмета и несложной формы. Рассматривает картинки. Выделяет парную картинку по образцу.
Мышление
В раннем детстве происходит становление наглядно-действенного мышления. Ребенок, овладевая орудийными действиями, выделяет в предметах существенные и общие признаки. При непосредственном восприятии предметов наиболее очевидным для ребенка является такой признак, как функциональное назначение предмета. Например, ложка — это предмет, которым можно есть независимо от формы или цвета. Обобщающая функция речи в раннем возрасте ложится в основу становления наглядно-действенного мышления.
Развивается начальное представление о количестве (больше — меньше, полный — пустой). Дети понимают значение некоторых абстрактных слов (большой — маленький, мокрый — сухой, горячий — холодный и др.), способны отвечать «нет» на абсурдные вопросы.
К концу раннего детства зарождаются предпосылки наглядно-образного мышления.
Воображение
К 3 годам начинает развиваться воображение. Изменяется структура игровых действий. Оригинальные игровые замещения, которые можно наблюдать уже у детей третьего года жизни, рассматриваются как первые проявления воображения и творчества.
Экспресс-диагностика детей 2—3 лет
(первая младшая группа)
Социально-коммуникативное развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в игровой деятельности | |||||||||||||||||||
| Умеет производить последовательные игровые действия (2—3 действия) с образными игрушками: кормит куклу, укладывает ее спать, ведет на прогулку и др. | Начинает использовать предметы-заместители | Принимает воображаемую ситуацию «как будто» и адекватно действует в ней: показывает действием неодушевленные предметы (как едет машина, летит самолет), изображает животных, активно разговаривает с игрушками | Итог | ||||||||||||||||
| Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I* | II | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
ФИ | Показатели развития ребенка в общении | |||||||||||||||||||
| Общается со знакомым взрослым (воспитателем, помощником воспитателя) с помощью вербальных средств (используя речь) | Легко вступает в контакт со взрослым | По образцу и напоминанию взрослого здоровается, прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста» | Итог | ||||||||||||||||
| Начало года | Конец года
| Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
* Здесь и далее цифра I означает начало года, II — конец года.
ФИ | Показатели развития ребенка в самообслуживании, действиях с бытовыми предметами-орудиями | |||||||||
Способен к элементарному самообслуживанию: пытается самостоятельно одеваться, есть ложкой, пить из чашки | Владеет элементарными гигиеническими навыками: моет руки, пользуется туалетом, носовым платком и др. | Помогает взрослому убирать игрушки | Подражает трудовым действиям взрослых | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Художественно-эстетическое развитие
ФИ | Показатели восприятия ребенком смысла музыки | |||||||
Воспроизводит по подражанию и самостоятельно простые плясовые движения | С удовольствием поет небольшие песенки совместно со взрослым | Охотно слушает небольшие яркие музыкальные произведения | Итог | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Речевое развитие
ФИ | Показатели в развитии речи | ||||||||||
Узнает, показывает и называет предметы и их части на картинках, т.е. соотносит изображение и представление о предмете | Использует в активном словаре слова, обозначающие предметы, их части и качества; действия предметов, предлоги (машина — у машины колеса и руль, машина едет, она большая)
| Проявляет активность в речевых контактах с воспитателем: обращается с просьбой, отвечает на вопросы, привлекает внимание к своим действиям, задает вопросы («кто?», «что?» и др.) и ждет на них ответа
| Говорит внятно, произносит отдельные фразы и короткие предложения, согласовывая слова в роде, числе и падеже
| Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||
ФИ | Показатели восприятия ребенком смысла сказок, стихов, рассматривание картинок | |||||||
Способен слушать небольшой художественный текст (стихи, рассказы, сказки и др.) без наглядного сопровождения | Отвечает на элементарные вопросы по иллюстрациям (картинкам) к художественным произведениям | Рассказывает наизусть короткие стихи и потешки | Итог | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Физическое развитие
ФИ | Группа здоровья | Показатели развития ребенка в двигательной активности | |||||||||
Умеет перешагивать через несколько препятствий | Воспроизводит простые движения по показу взрослого | Прыгает на двух ногах через линию (шнур) | Умеет ловить мяч от взрослого с близкого расстояния | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||