Учет положений ФГОС до в педагогической диагностике

Каждый ребенок абсолютно уникален, у каждого — свои инте­ресы, способности и склонности, свой исходный уровень и темп развития. Полноценное развитие ребенка с учетом всех его особен­ностей возможно в условиях индивидуализации образовательной деятельности. Об этом четко сказано в Стандарте: «...построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особен­ностей каждого ребенка...» (п. 4.1).

Учитывая требования Стандарта, воспитатель должен обеспечи­вать развитие каждого ребенка в группе. В современных детских са­дах наполняемость групп — 25—35 воспитанников. При этом в одной возрастной группе может наблюдаться большой разброс вариантов вследствие разных темпов в индивидуальном развитии, разницы в возрасте детей в одной группе в полгода и даже более, наличия детей с ослабленным здоровьем, различий в индивидуально-типологических особенностях и социальных условиях жизни и т.д.

Возникает вопрос: как педагогу осуществлять индивидуализацию образовательной деятельности с такими разными детьми и на какие показатели в диагностике развития детей ему ориентироваться?

Есть общие закономерности и механизмы психического развития детей раннего и дошкольного возраста, которые определяют типич­ные психологические особенности, общие для одного возрастного периода. Каждый возрастной период характеризуется ведущим видом деятельности, социальной ситуацией развития, психическими новооб­разованиями. Знание общих закономерностей развития детей позволяет диагностировать реальный уровень развития каждого ребенка.

Среди условий, определенных Стандартом, «...для создания социаль­ной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...» (п. 3.2.5), важно построение развивающего обучения, ориен­тированного на зону ближайшего развития каждого ребенка. Л.С. Вы­готский в своих исследованиях обосновал, что для каждого ребенка свойственна «зона ближайшего развития», т.е. то, что ребенок умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно.

В культурно-исторической теории Л.С. Выготский отмечал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы ис­следуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня... Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на за­втрашний день детского развития» *.

При разработке педагогической диагностики учитывались как зона актуального развития ребенка (ребенок выполняет самостоятельно, без помощи взрослого), так и зона ближайшего развития (ребенок не может выполнить самостоятельно, но способен выполнить с по­мощью взрослого).

Разработанная диагностика учитывает возрастные психофизио­логические особенности развития детей, основные новообразования каждого возраста, социальную ситуацию развития, ведущий вид дея­тельности и соответствует требованиям ФГОС ДО. При определении показателей развития детей раннего и дошкольного возраста акцент делался не на знаниевом компоненте, а на овладении детьми видами детской деятельности, что также соответствует идеям Стандарта.

Важное место занимают показатели, связанные с детской ини­циативой, активностью и самостоятельностью, что в значительной степени отражает задачи ФГОС: «...формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллекту­альных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» (п. 1.6).

Предлагаемый вариант диагностики состоит из двух этапов: экс­пресс- и дополнительной диагностики.

Экспресс-диагностика достаточно кратка, не детализирована, количество показателей в ней минимально, но необходимо и доста­точно для оценки индивидуального развития ребенка и объективно отражает уровень его развития.

Дополнительная диагностика более детализирована, и количество показателей увеличено. Это позволяет педагогу точнее определить уровень развития ребенка в его зоне ближайшего развития.

Поскольку за исходное положение в предлагаемой диагностике взяты целевые ориентиры, единые для всех программ дошкольного образования, данная диагностика универсальна и может быть исполь­зована для оценки развития детей при реализации любой основной образовательной программы дошкольного образования в ДОО.

_________________________

* Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч.: в 6 т. Т 2. М., 1982. С. 251.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: