Диагностика развития детей

ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

(ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА)

Социальная ситуация развития детей 37 лет — «ребенок — взрослый (обобщенный или общественный)». В дошкольном детстве интересы ребенка от предметного мира переходят к миру взрослых людей, которые находятся за пределами семьи и близкого окружения. Причем взрослый для ребенка начинает выступать не только как конкретное лицо, а как «обобщенный взрослый или общественный взрослый».

«Обобщенный взрослый» — носитель общественных функций, например, доктор, учитель, полицейский, мама (с точки зрения обще­ственных функций: мама-врач, мама-продавец) и т.д. Постепенно возрастает значимость сверстников и детского коллектива.

Возрастные особенности детей 3—4 лет

Ведущая деятельность — игровая, преимущественно индивиду­альная.

Центральная психическая функция — память.

Психические новообразования — воображение; начало личного само­сознания, эгоцентризм речи, гордость за достижения. Ярко проявляется эгоцентризм речи: ребенок говорит сам для себя, не ждет ответа и не обращает внимания на окружающих, слушают ли они его. Эгоцентри­ческая речь отличается тем, что ребенок говорит сам для себя, никому не адресуя свои высказывания, не ожидая ответа и не интересуясь, слушают его или нет. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал.

Общая характеристика физического развития

Средние антропометрические показатели к 4 годам: у мальчиков рост — 102 см, вес — 16,3 кг; у девочек рост — 100,7 см, вес — 15,9 кг. Нормальная частота сердечных сокращений — 90—120 уда­ров в минуту.

Общая и мелкая моторика

На четвертом году жизни генетически обусловленная двигательная активность ребенка продолжает доминировать. Движения в дошкольном возрасте — важнейшее средство развития не только физических, но и психологических возможностей. Движения достаточно разноо­бразны: бегает, ходит, подпрыгивает на месте и вверх, прыгает в длину с места, спрыгивает с небольшой высоты, бросает и ловит предметы, лазает и ползает. Дети с удовольствием подпрыгивают вверх за пред­метом, который находится выше их поднятых рук. Улучшается коор­динация рук и ног, хотя у значительной части детей еще недостаточно согласованы движения рук и ног во время ходьбы и бега.

Выполняя то или иное движение (действие), дети в этом возрасте пока еще не способны видеть и оценивать результат. Они увлечены самим процессом движения. Но постепенно движения приобретают более произвольный (преднамеренный) характер. Дети начинают со­вершать их по указанию педагога (начать и закончить по сигналу или по окончании музыки), с удовольствием ходят, бегают и выполняют движения под музыку. Подражают действиям знакомых образов, следят за показом движений педагога и слушают его объяснения. Подвижные игры становятся более разнообразными за счет овладения новыми движениями, но большую часть по-прежнему составляют движения на основе подражания действиям животных, птиц и транс­портных средств.

Общая характеристика психического развития

Увеличивается самостоятельность ребенка. Выражением «Я сам» он демонстрирует свою потребность совершать действия без помощи взрослого. Задача взрослых — поощрять и поддерживать самостоя­тельность ребенка, соответствующую его возрасту. Начинает форми­роваться произвольность поведения, хотя поведение еще неустойчиво (может меняться под влиянием сиюминутных желаний).

Главные мотивы в деятельности — сделать что-то для себя, своей игры. Характер психологического новообразования кризиса трех лет «гордость за достижения» изменяется. Акцент с результата де­ятельности (продукт: аппликация, поделка и др.) перемещается на качественное исполнение. Эмоционально реагируют на качествен­ную оценку педагога: огорчаются и даже обижаются на замечания, радостно принимают положительную оценку.

Формирование адекватной самооценки у ребенка зависит от бли­жайшего окружения. При благоприятном окружении (близкие взрос­лые понимают и принимают ребенка) у него формируется базисное чувство — доверие к взрослым. Ребенок эмоционально реагирует на оценку взрослого, ему приятны похвала и одобрение, он испытывает чувство удовлетворения от признания своих достижений со стороны взрослого. Свое поведение (поступок) ребенок пока не может оце­нить, он ориентируется на оценку взрослых.

Сюжетно-ролевая игра

Продолжительность игры, как правило, 10—15 мин. В игре дети имитируют действия взрослых, действия с партнерами по игре не обсуждают и не согласовывают, роли часто сменяются. Используют предметы-заместители. В основном игра носит индивидуальный характер.

Общение со взрослыми

Деловая форма общения (сотрудничество) со взрослыми, ха­рактерная в раннем детстве, сменяется познавательным общением. Складывается внеситуативно-познавательная форма общения. Повы­шенная познавательная потребность сопровождается многочислен­ными вопросами (возраст «почемучек»). В процессе общения ребенок пытается влиять на взрослого, хотя взрослый по-прежнему остается главным партнером по общению. Дети участвуют в совместном труде со взрослыми, овладевают средствами труда.

Общение со сверстниками

Для детей младшего дошкольного возраста характерна эмоцио­нально-практическая форма общения со сверстниками. Ребенок ста­рается привлечь сверстника к своим шалостям и забавам, получить от него эмоциональный отклик. Совместные действия дети начинают обсуждать и согласовывать. В общении со сверстниками не испы­тывают явной привязанности к одним и тем же партнерам. Поэтому постоянных партнеров по общению пока нет.

Развитие речи

Речь ребенка четвертого года жизни ситуативна. Пассивный словарь значительно опережает активный. Поэтому ребенок может достаточно хорошо понимать обращенную к нему речь взрослого, но при этом не вступать с ним в диалог, давать односложные ответы, повторять слова. Речь взрослого для ребенка является образцом: он легко схватывает произношение новых слов, повторяет речевые обо­роты. Слова в предложении согласует в роде, числе и падеже. В речи ребенка начинают формироваться обобщающие слова: игрушки, одежда, фрукты и др. Чем богаче личный чувственный опыт ребенка, тем больше обобщающих слов.

Ярко проявляется эгоцентризм речи: ребенок говорит сам для себя (словно громко думает), не ждет ответа и не обращает внимания на окружающих, слушают ли они его.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: